Урок по окружающему миру на тему Пищеварительная система. Её роль в жизнедеятельности человека (4 класс)
Харина Любовь Петровна
Программа «Перспективная начальная школа».
Урок окружающего мира для 4 класса
«Пищеварительная система. Её роль в жизнедеятельности человека»
Цели и задачи урока:
- познакомить детей с пищеварительной системой организма человека и необходимостью правильного питания;
- продолжить формирование навыка самостоятельного поиска новых знаний: работа с дополнительной литературой и ИКТ;
- продолжить развитие коммуникативных навыков детей, развитие монологической речи.
Предметные результаты
Рассказывать о процессе пищеварения;
Называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций);
Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приёма и приготовления пищи.
УУД
Личностные:
использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов.
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества; грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других.
Познавательные:
осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, других источников информации и личного опыта.
Содержание учебного материала урока
Оргмомент. Упражнение «Здравствуйте»
Друзья, всё, что я сейчас буду говорить, прошу вас передавать в том же ритме.
Определение темы и цели урока.
Работа в паре.
Определить ключевое слово сегодняшнего урока мы сможем с помощью решения примеров и расстановки результатов в порядке возрастания. На слайде имеется подробная инструкция по выполнению задания.
5х5 - а
7х8 - н
6х3 - т
12х5 - и
10х7 - е
1х2 - п4х4 – и
Какая система в организме отвечает за этот процесс?
(Дети определяют и называют тему урока)
Какие цели мы можно поставить на этом уроке? (Ответы детей)
Вы правы, наш разговор сегодня о том, как надо правильно питаться, но сначала познакомимся с внутренними органами, которые помогают человеку в правильном пищеварении. В ходе работы каждый из вас заполнит опорный конспект, который поможет подготовить правильный ответ на следующем уроке.
(смотри приложение 1 – пример опорного конспекта)
Давайте определим группу контрольной закупки, которая в процессе работы на уроке подготовится и расскажет нам о тех продуктах, которые могут нанести вред нашему организму и покажут правильное направление в здоровом питании.
Материал для работы.
Загадка: Вкусное, румяное на веточке растёт. (Яблоко)
- А мы можем определить какое оно на вкус?
2. Знакомство с органами пищеварения.
А) Практическая работа (на столах в индивидуальной упаковке лежат кусочки яблока по количеству детей в классе).
- Возьмите по одному кусочку и положите его в рот.
- Что вы будете делать дальше? (разжёвывать и глотать)
- С помощью чего будете разжёвывать? (с помощью зубов)
- Пищу ещё необходимо смочить. Чем? (слюной)
- Когда мы проглотим наш кусочек, куда он денется?
(выслушать несколько предположений детей)
Б) Работа с проблемным вопросом по слайду и по учебнику (с 21 учебника, абзац 3-4)
В) Работа с презентацией.
- Как же пища начинает своё движение по нашему организму? (слайды 7-16)
Г) Закрепление материала. Заполнение первой части опорного
конспекта: 1)перечислить органы пищеварения; 2)подписать в окошечках название органов
( использовать учебник)
- Так что же такое в вашем понимании пищеварительная система, и какую роль она выполняет в жизнедеятельности человека?
- Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3. ДМ
Представьте что вы кошечки и котики. Вы проснулись, потянулись, умылись и запрыгнули на свой любимый подоконник. И… О чудо! На хозяйском столе вы увидели бутерброд. Вы на него смотрите и… Закончите предложения от имени кошечек и котиков 1-2 словами.
Я вижу………
Я слышу…….
Я чувствую……
Я думаю………
Я говорю…….
Я молчу……..
Время работы 3 минуты. Долго над предложениями не думать. Писать то, что первое приходит в голову.
(выслушать несколько ответов детей)
4.Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой по пунктам 3 и 4 в опорном конспекте с последующей проверкой по слайдам.
Помощь группе контрольной закупке по подготовке отчёта.
5. Отчёт группы контрольной закупки с раздачей листовок и показом фильма о правильном питании.
6. Рефлексия по итогам проделанной работы: игра «Верно - неверно» (если верно, то аплодируем, а если нет – топаем ногами)
- Пища нужна человеку, чтобы быть сильным.
- К органам пищеварения относятся: желудок, легкие, сердце.
- Пищеварение начинается в ротовой полости.
- Из желудка пища попадает в кишечник.
- Уже во рту слюна начинает перерабатывать пищу.
- Кушать нужно быстро, можно не прожевывать пищу.
- Лучше питаться однообразной пищей.
Учитель: Что же мы можем сказать о правилах питания? (ответы детей)
У вас в опорном конспекте осталось 2 пункта (5-6). Завершите эту работу дома
7. Итоговый вывод
- Закончите фразу в конспекте: «Если правильно питаться, то наш организм будет накапливать энергию, которая необходима человеку …..»
(выслушать несколько вариантов концовки фразы)
Домашнее задание:
- подготовить рассказ о пищеварительной системе с использованием опорного конспекта и статьи учебника (стр. 22 – 24);
- выбрать одно из творческих заданий, указав его в своём опорном конспекте:
1) составить и красиво оформить книжку-малышку «Витаминные загадки»;
2) используя компьютерную программу, подготовит рекламу одного из продуктов питания;
3) приготовить дома с друзьями витаминный салат, красиво оформить рецепт этого салата и принести его на урок.
V. Подведение итогов работы (рефлексия): заполни карточку «Моё настроение» (рисуем на лицах эмоцию). Оцените сами свою работу на уроке и на обратной стороне поставьте оценку. Я передам ваши самооценки Ольге Витальевне для выставления в журнал.
В свою очередь, я хочу сказать вам большое спасибо за активную работу и сотрудничество. Мне с вами было очень приятно и уютно. Я желаю вам счастья.
Приложение 1
Опорный конспект по окружающему миру.
Тема. Пищеварительная система.
Органы пищеварения: _____________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпишите в «окошечках» названия органов пищеварения
В состав пищи должны входить:
Пища
Пища человека должна быть:
А) ___________________________________________
Б) ___________________________________________
В) __________________________________________
Г) ___________________________________________
Д) ____________________________________________
Поговорим о витаминах.
Витамины – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как правильно надо питаться?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Закончи вывод.
Если правильно питаться, то организм будет накапливать энергию, которая необходима человеку