Программа учебного предмета Композиция прикладная для учащихся 10-15 лет в МАУДОШкола искусств г. Сыктывкара


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Школа искусств»
«Искусствояс школа» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан
муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»
Предметная область В.00.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа по учебному предмету В.01.
«КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ»
Федеральные Государственные требования к предпрофессиональной образовательной подготовке дополнительного образования Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. №156, 159
г. Сыктывкар
2013
Рассмотрено:
Педагогическим советом
МАОУДОД «Школа искусств»
Протокол №______
«____»_______________20____г.
Утверждаю:
Директор
МАОУДОД «Школа искусств»
______________________В.В. Братусь«_____» _________________20____ г.
Разработчик: Смирнова Е.В.
преподаватель МАОУДОД «Школа искусств»
Рецензент: Тимофеева М.А.
методист МАОУДОД «Школа искусств»
Рецензент: Красман А.А.
преподаватель МАОУДОД «Эжвинская детская художественная школа»
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Содержание разделов и тем. Годовые требования
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы;
VI.Список литературы и средства обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Предмет «Композиция прикладная» способствует эстетическому развитию обучающихся, направлен видеть красоту в реальной действительности и создавать проекты, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.
Декоративно-прикладная деятельность включает в себя разнообразные художественные техники: роспись гуашью, различные виды аппликации и печати, мозаику из цветной бумаги, декоративную лепку с последующей росписью, технику «папье-маше», роспись по ткани, художественное ткачество и многое другое. На занятиях композиции прикладной следует использовать иллюстративный материал, необходимо знакомить детей с многообразием видов декоративного художественного творчества. Особое внимание надо обращать на изучение народного декоративно-прикладного искусства и местных художественных промыслов.
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная» при 5-летнем сроках обучения составляет 330 часов. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 165 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Учебный предмет «Композиция прикладная» со сроком обучения 5 лет
(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации
Всего часов
Классы 1
2
3
4
5
Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Аудиторные занятия (в часах) 16 17 16 17 16 17 16 17 16 17 165
Самостоятельная работа (в часах) 16 17 16 17 16 17 16 17 16 17 165
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 32 34 32 34 32 34 32 34 32 34 330
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр Итоговая аттестация Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Композиция станковая» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету проводятся в групповой форме численностью от 11 человек. Проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 – 5 классы – 1 час
Самостоятельная работа:
1 – 5 классы – 1 час.
Цель и задачи учебного предмета
Целью программы «Композиция прикладная» является формирование творческой, инициативной, современной личности, обладающей знаниями, умениями, навыками профессионального творчества, умеющего ценить и сохранять культуру прошлого и настоящего, личности преобразующей действительность по законам красоты, способности к саморазвитию и самореализации.
Задачами учебного предмета «Композиция прикладная» являются:
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
развитие художественного вкуса;
формирование опыта самостоятельной творческой деятельности;
обучение образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное;
обучение основам технологической системы в создании прикладной композиции;
развитие моторики и глазомера;
последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по предмету «Композиции прикладная» должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции прикладной, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Первые годы нацелены на развитие фантазии, образного мышления, художественного видения. Обучающиеся начинают осваивают общие законы и особенности декоративной композиции, элементы цветоведения, упражнения, связанные с изучением орнамента, ритма. Учатся видеть и решать формат листа как единое целое, находить и выделять главное в композиции. Параллельно развивается другое важное качество – трудолюбие и любовь к искусству.
Во 2-3 классах продолжается более углубленное изучение средств художественной выразительности, совершенствуются умения и навыки, приобретенные в 1 классе. Грамотно компоновать композицию в листе, составлять симметричную и асимметричную композицию. Использовать простейшие приемы стилизации. Более глубокое изучение законов цветоведения. Изучение работы с различными техниками и материалами. Гармоничное сочетание разных фактур в соответствии с композиционным замыслом.
К выпускному классу у обучающихся происходит накопление определенной суммы профессиональных навыков, закладываются основы серьезной, длительной работы, приобретается умение ставить неординарную задачу и решать её на соответствующем профессиональном уровне. Формирование образного замысла композиции и последовательное его воплощение в конкретном материале.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
основы композиции прикладной
основы построения орнамента
сюжетная композиция
декоративная композиция
создание художественного образа в композиции
графика
итоговая работа.
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Основы композиции прикладной. 1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции урок 2 1 1
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе урок
2 1 1
Раздел 2. Основы построения орнамента. 2.1.
Виды орнамента. Центричный орнамент. урок
4 2 2
2.2. Построение орнамента в квадрате, в полосе. урок
8 4 4
Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Марионетки в стиле русского фольклора. урок 16 8 8
32 16 16
1 год обучения ΙI полугодие
Раздел 4. Создание художественного образа в композиции. 4.1. Композиционный центр в композиции прикладной урок 20 10 10
4.2. Выразительные средства композиции прикладной урок 14 7 7
34 17 17
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Стилизация. 1.1. Стилизация природных форм урок
16 8 8
Раздел 2. Сюжетная композиция из стилизованных природных форм. 2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) урок 16 8 8
32 16 16
2 год обучения IΙ полугодие
Раздел 3. Декоративная композиция 3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. урок
4 2 2
3.2. Трансформация и стилизация изображения урок 10 5 5
3.3. Декоративная композиция из стилизованных форм урок 10 5 5
3.4. Стилизация изображения животных урок 10 5 5
34 17 17
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция 1.1. Плоскостная декоративная композиция по коми преданиям урок 16 8 8
Раздел 2. Создание художественного образа в композиции. 2.1. Однофигурная полуобъмная композиция урок 16 8 8
32 16 16
3 год обучения IΙ полугодие
Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Исполнение графических композиций на театральную тематику урок 34 17 17
34 17 17
4 год обучения Ι полугодие
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции 1.1. Композиционная организация карнавальных масок урок 16 8 8
1.2. Оформление и изготовление театрального образа урок 16 8 8
32 16 16
4 год обучения ΙΙ полугодие
Раздел 2. Стилизация. 2.1. Стилизация животных и трансформация их в костюм урок 34 17 17
34 17 17
5 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика 1.1. Исполнение графических композиций с применением орнамента урок 8 2 6
1.2. Выполнение графических композиций в технике батик урок 8 4 4
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Сюжетная композиция в технике батик урок 16 10 6
32 16 16
5 год обучения ΙΙ полугодие
Раздел 3. Итоговая работа3.1. Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Стилизация
Вариант 2. Сюжетная декоративная композиция.

Вариант 3. Декоративное панно урок 34 17 17
34 17 17
Содержание разделов и тем. Годовые требования
1 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Основы композиции прикладной
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве.
Цель: знакомство с понятиями «композиция прикладная».
Задача: знакомство с программой по прикладной композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.
1.2. Равновесие основных элементов композиции в формате листа.
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости».
Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Зоопарк»).
Задание для самостоятельной работы: зарисовки животных.
Раздел 2. Основы построения орнамента
2.1. Центричный орнамент
Цель: знакомство с принципами построения центричного орнамента.
Задача: Освоение навыков вычленения повторяющихся элементов в орнаменте.
Предлагаемое аудиторное задание: создание орнамента в круге в холодной гамме:
Задание для самостоятельной работы: создание орнамента в теплой гамме.
2.2. Построение орнамента в квадрате, полосе.
Цель: Развитие навыка композиционного построения в квадрате и ленточного орнамента. Знакомство с зеркальной симметрией.
Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.
Задания для самостоятельной работы: создание своего орнамента в установленном порядке, ритме.
Раздел 3. Сюжетная композиция
3.1. Марионетки в стиле русского фольклора.
Цель: Усвоить способы реализации своей идеи, изображая в материале.
Задача: Развитие проектного мышления. Изучить особенности русского узора, составление эскиза и выполнение его в материале. Знать особенности крепления при изготовлении марионеток.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение марионеток на тему русских сказок.
Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.
1 год обучения ΙI полугодие
Раздел 4. Создание художественного образа.
4.1.Композиционный центр в композиции прикладной.
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.
Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в прикладной композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии.
Предлагаемое аудиторное задание: Создание эскиза костюма «злой», «добрый».
Задание для самостоятельной работы: Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.
4.2.Выразительные средства композиции прикладной.
Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура);
Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами. Уметь изобразить свой замысел в материале.
Предлагаемые аудиторные задания:
Создание персонажей русских сказок при помощи различных материалов.
Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник.
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Стилизация
1.1.Стилизация природных форм.
Цель: Изучить и разнообразными графическими способами изобразить разнообразие форм и размеров.
Задача: овладение способами передачи графического изображения форм и фактур, методики поэтапного ведения работы.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение стилизации раковин посредством пятна, точки, линии, с применением цвета.
Задание для самостоятельной работы: стилизация водорослей посредством пятна, линии, точки.
Раздел 2. Сюжетная композиция из стилизованных форм.
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).
Цель: Изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме. Развитие творческого мышления при составлении оригинальной композиции.
Задача: Творчески применять знания о природных формах в работе.
Предлагаемое аудиторное задание: создание композиции из стилизованных природных форм «Дом-улитка», «Подводный дворец», «Воздушный корабль».
Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок других природных форм; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.
2 год обучения ΙΙ полугодие
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
Цель: Изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: Навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.
Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения персонажа древних цивилизаций, монохром, изображение силуэта этого персонажа.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения архитектуры древних цивилизаций.
3.2. Трансформация и стилизация изображения.
Цель: Формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.
Задача: Синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:
уменьшение ширины в два раза;
увеличение ширины в два раза;
изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.
3.3. Декоративная композиция из стилизованных форм.
Цель: Изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: Умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов персонажей цирка из треугольников.
Задание для самостоятельной работы: эскиз животных цирка с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.
3.4. Стилизация изображения животных.
Цель: Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: Приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Предлагаемое аудиторное задание:
Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы;
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция
1.1. Плоскостная декоративная композиция по коми преданиям.
Цель: Закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного», гармоничное сочетание человека в национальном костюме с пейзажем.
Задача: Умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в декоративной композиции, грамотно расположить фигуру в композицию формата листа.
Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба и соотношения человека и окружения.
Задание для самостоятельной работы: графический эскиз по коми сказкам.
Раздел 2 Создание художественного образа.
2.1. Однофигурная полуобъемная композиция.
Цель: Усвоить способы реализации своей идеи, изображая его в материале.
Задача: Изучение особенности коми костюма, составление эскиза и выполнение его в материале способами аппликации из меха, кожи, ткани, шнура, с использованием глины и полуобъемных деталей.
Предлагаемое аудиторное задание: создание декоративной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, двухплановое пространство на темы: «Весна», «Птица».
Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок с передачей эмоционального состояния в различных цветотональных решениях.
3 год обучения ΙI полугодие
Раздел 3. Сюжетная композиция
3.1. Исполнение графических композиций на театральную тематику.
Цель: изучение возможностей создания композиции способами:
совмещение разновременных событий;
совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);
совмещение фактур, разных техник и полуобъемов.
Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.
Предлагаемое аудиторное задание: Выполнение композиционных зарисовок на тему «Театральные вариации». Подобрать подходящий материал для изготовления композиции.
Задание для самостоятельной работы: сделать ряд набросков, выявляя характерные особенности, проработать детали специфические, подобрать различные фактуры.
4 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции
1.1. Композиционная организация карнавальных масок.
Цель: изучение разных видов подачи характерного художественного образа через изготовление карнавальных масок.
Задача: сделать ряд набросков, выявляя характерные особенности героя, проработать детали, подобрать подходящий материал для изготовления, знакомство с техникой «папье-маше». Психология образа. Выразительность
Предлагаемое аудиторное задание: создание карнавального образа «Времена года», «Цветы», «Япония», «Птицы», «Море».
Задание для самостоятельной работы: просмотр материалов для карнавального образа, наброски и зарисовки костюмов,
1.2. Оформление и изготовление театрального образа.
Цель: Изучение способов создания оригинальной творческой композиции в определенной методической последовательности.
Задача: создать театральный образ, учитывая его характерные особенности через мимику лица, цветовую подачу, необходимые элементы.
Предлагаемое аудиторное задание: создание театрального образа в определенном костюмированном образе.
Задание для самостоятельной работы: выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения.
4 год обучения ΙI полугодие
Раздел 2. Стилизация
1.3.Стилизация животных и трансформация их в костюм.
Цель: познакомиться с характерными особенностями строения животных. Выполнить изображения животных в графике, в дальнейшем стилизуя их и трансформируя в образный костюм.
Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности. Работа в выбранной технике. Закрепление навыков графического и цветового отображения образа.
Предлагаемое аудиторное задание: Создание творческих костюмированных образов, используя характер выбранного животного.
Задание для самостоятельной работы: зарисовки различных животных
5 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика
Исполнение графической композиции с использованием орнамента.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей передачи в дальнейшем ее в технике батик.
Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент, вписывая его в квадратную плоскость.
Предлагаемое аудиторное задание: разработка графического, цветового решения орнамента и композиции листа в целом. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате. Декоративная наволочка для диванной подушки.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. 1.2.Выполнение графической композиции в технике батика.
Цель: Освоение навыков работы в технике батик. Изучение технологических и изобразительных особенностей работы.
Задача: усвоение новых знаний по данному виду оформления ткани, воспитание исследовательских качеств.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение декоративной наволочки для диванной подушки. Темы: «Бабочка», «Цветок», «Коты».
Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного дополнительного материала.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Сюжетная композиция в технике батик.
Цель: Создание декоративной композиции на заданную тему.
Задача: Развитие навыков составления декоративной композиции. Умение создавать композицию с учетом ее законов.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды.
5 год обучения ΙI полугодие
3 раздел. Итоговая работа
3.1. Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Стилизация
Вариант 2. Сюжетная декоративная композиция.
Вариант 3. Декоративное панно
Цели и задачи: Уметь самостоятельно решать художественно-творческие задачи. Знать и грамотно применять основные признаки декоративной композиции. Уметь использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. Умение работать с различными материалами и в различной технике. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Предлагаемое аудиторное задание:
Вариант 1. Стилизация природных и растительных форм, оформление их в гармоничную композиция и реализация замысла в технике батик.
Вариант 2. Выполнение композиции на заданную тему, в выбранном формате, применяя стилизованные растительные и животные мотивы; целостность композиционного решения.
Вариант 3. Выполнение эскиза декоративного панно с применением различных фактур, объемных деталей.
Задание для самостоятельной работы:
Вариант 1. Изучение растительных и природных форм с выявлением их особенностей.
Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Вариант 3. Тематический подбор материала для декоративного панно, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРезультатом освоения учебного предмета «Композиция прикладная» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по декоративной композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
- знания:
понятий и терминов, используемых при работе над декоративной композицией;
тональной, цветовой, линейной композиции;
о ритме в декоративной композиции;
о построении орнамента в полосе, круге, квадрате;
- умения:
уравновешивать основные элементы в листе;
четко выделять композиционный центр;
собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
поэтапной работы над сюжетной композицией;
2 год обучения
- знания:
понятий и терминов, используемых при работе над декоративной композицией;
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о стилизации природных форм;
о плановости изображения;
о создании декоративной композиции;
- умения:
передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
- знания:
о символическом значении цвета в композиции прикладной;
о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
ориентироваться в общепринятой терминологии;
доводить свою работу до известной степени законченности;
обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей;
собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
разработки сюжета;
использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
приобретение опыта работы над разнофактурной композицией.
4 год обучения
- знания:
применения основных правил и законов прикладной композиции;
о составлении художественного образа;
о стилизации и трансформации животных форм
- умения:
выполнения стилизации и трансформации животных образов;
организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;
- навыки:
самостоятельного создания театрального художественного образа;
правильной организации композиционных и смысловых центров;
работы с разными материалами и фактурами
5 год обучения
- знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о плановости, перспективном построении пространства;
о стилизации форм;
- умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;
самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
работы различными живописными и графическими техниками, росписью по ткани;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения стилизации природных форм и визуальных эффектов в композиции;
создания графической декоративной композиции с архитектурными элементами.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий (просмотров) в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:
при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет – в 5 классе,
Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, набросками, литературой, применять различные техники в реализации своей идеи.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике: декоративное панно, сюжетная декоративная композиция в технике батик, создание театрального образа с применением техники «папье-маше». Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
поиски графических и живописных решений;
сдача итоговых работ и завершение всей работы в конце учебного года;
выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 (отлично)
- обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,
- образность и оригинальностью идеи,
- грамотное исполнение,
- творческий подход,
- цветовое решение соответствует тональным отношениям.
Оценка 4 (хорошо)
- образность и оригинальностью идеи,
- творческий подход,
- не совсем точно переданы тонально-цветовые отношения,
- не совсем грамотное исполнение.
Оценка 3 (удовлетворительно)
- при выполнении работы не передано умелое применение технических средств исполнения,
- нарушены определения величины и размещение изображения в формате,
- тональные отношения переданы с нарушениями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции прикладной следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
Обзорная беседа о предлагаемых темах.
Выбор сюжета и техники исполнения.
Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
Тональные форэскизы.
Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
Варианты тонально-композиционных эскизов.
Варианты цветотональных эскизов.
Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция прикладная». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая или работа, выполненная в различных техниках. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данным обучающимся.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, элементы в разных фактурах и в техниках исполнения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяСамостоятельные работы по композиции прикладной просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность обучающимся глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции прикладной необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по орнаменту, цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции прикладной;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
БарышниковА.П. Лялин И.В. Основы композиции М. 1991
Бердник Т.О. Неклюдова Г.П. «Дизайн костюма», «Реникс», 2000
Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. М.2008
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб, 1996.
Винников М.Н. Селивончик В.И., «Возрождение ремесла». «Полымя» 1993.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М. Аст-пресс книга, 2005.
Демичев П., Каменина Е. Батик. Техника росписи. – Юный художник № 1, 1993.
Котова И.Н. Котова А.С. Русские обряды и традиции. М. 2003
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.Просвещение 1980
Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М, 1991.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Владос, 2004.
14.Паранюшкин Р.В. Композиция. Серия «Школа изобразительных искусств». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2001.
Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995.
Рылова И. Изобразительного искусство в школе. Ижевск 1992.
Соболева Н.П. Ручное ковроткачество, сборник «Народные художественные промыслы» Москва «Высшая школа» 1999.
Современная Энциклопедия « Мода и стиль» М 2002
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.
Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом.
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.