Выступление по теме Технологии формирования метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в практике работы учителей начальных классов

Выступление на методобъединении в Маслово-Пристани
Учителя МБОУ «Никольская ООШ» Реуновой Е.В. по теме
«Технологии формирования метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в практике работы учителей начальных классов».

7 ноября 2016 г
Начальная школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные УУД включают:

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

Общеучебные
Логические
Действия постановки и решения проблем
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнера
Умение выражать свои мысли


Метапредметные УУД формируются на уроках и во внеурочной деятельности.
Раскроем суть изменений, связанных с проведением урока по ФГОС

Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Универсальные учебные действия

Объявление темы урока
Учитель сообщает обучающимся
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся
Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные


На всех уроках, особенно это будет актуально для малокомплектных школ, я использую оценочные листы. Они позволяют объективно самостоятельно оценивать работу на уроках.
74 Наречие

Этап урока
Выполнение
Отметка

Проверка д.з



Актуализация знаний
Зачеркни неверные высказывания
Слова сверху, направо, однажды, весело – это наречия.
Наречие – это служебная часть речи.
Наречие отвечает на вопросы: где, куда, откуда, как, почему?
Наречие изменяется по родам и числам.
В предложении наречие обычно является второстепенным членом.
Наречие – неизменяемая часть речи.


Постановка целей урока
Прослушай текст
Сформулируйте тему урока



Самостоятельная работа
Стр. 74 упр. 127


Самостоятельная работа
Стр. 75 упр. 129


Самостоятельная работа
упр. 115 (р.т.)


Словарный диктант
Запиши словосочетания под диктовку, подчеркни наречия


Диагностика результатов
Запиши в тетрадь наречия в два столбика: в первый наречия, которые отвечают на вопрос как? во второй наречия, отвечающие на вопрос где?
Весело, здесь, справа, медленно, вдалеке, сверху, впереди, интересно, внизу, приветливо, сзади, тяжело, прекрасно, быстро, аккуратно, далеко, лучше.


Д.з
Стр. 75 упр. 128 (не писать, а выучить наизусть правописание слов и знаков препинания


На своих уроках использую технологии критического мышления
На уроках окружающего мира для подведения учащихся к целям и задачам урока можно использовать игру «Верите ли вы, что» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Высказывание
До чтения
После чтения

1. Природа лесов отличается от природы тундры



Р°2. В зоне лесов выпадает мало осадков



3. Нашу страну называют великой лесной державой



4. Леса занимают более половины территории России



5.Почвы в лесных зонах бедные перегноем



6.Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры



-Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Осмысление.
Приступаем к научной работе по учебнику. Откройте его на стр. 95 и прочитайте самостоятельно текст про зону лесов. При чтении делайте пометки «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы. Время для выполнения задания 1 минута.

Проверка понимания и первичное закрепление.
-Что было для вас знакомым из прочитанного? -Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
- А теперь давайте вернемся к таблице «Верите ли вы, что» и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-м столбике вы ставите нужный знак.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? Оценка
Для осмысления нового материала можно использовать прием «Чтение с пометами».
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

- « Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Например. Учебник Окружающий мир 4 класс. А.А. Плешаков
Тема «Леса России»
Стр. 97
- Как кедровка помогает кедровой сосне размножаться?
- На какого зверя похож бурундук?
- Есть ли у летяги крылья?
- Что служит основной пищей для соболя?

- « Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Характеристика деда

Положительные качества
Отрицательные качества

мягкий, добрый, любит животных
податливый, безответный, безвольный, смиренный.


Технология критического мышления меняет роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В    технологии КМ  заложен  прием    взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
развитию коммуникативных способностей,
культуры общения,
умению аргументировано отстаивать свою точку зрения,
формированию умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования,
овладению навыками смыслового чтения,
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Так, меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика,
который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

?ђ Заголовок 215