СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В МБУ «Школа №93»


Гнетковская Марина Геннадьевна
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов №93 г. Тольятти,
заместитель директора по УВР


СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В МБУ «Школа №93»
Создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения является целью предпрофильной подготовки.
«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования.
Вся предпрофильная подготовка состоит из четырех блоков:
Информационная работа
Диагностическая работа
Профессиональные пробы
Проектная деятельность

Ситуация выбора, в которой оказывается ученик, впервые влечет достаточно серьезные последствия для его будущего, несмотря на то, что умение делать выбор должно формироваться задолго до 9 класса. Поэтому непременным условием предпрофильной подготовки является психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах ее реализации.
Информационный и диагностический блоки являются сквозными, эти мероприятия проводятся системно на протяжении всего 9 класса.
Этап информирования в нашей школе, по традиции, мы начинаем реализовывать во втором полугодии 8 класса, с курса «Самоопределение». В сентябре, по традиции, проводится декада профориентации «Дороги, которые мы выбираем».
В течение этой декады проводятся тематические классные часы, встречи с представителями различных профессий (привлекаются родители и партнеры школы), экскурсии на производства города, для каждого девятого класса проводится профориентационная игра «Перспектива», которая представляет собой тренинг, проходящий в форме виртуального шестичасового погружения в свое будущее.
Для выпускников школы всегда была значимой информация о правилах приема в учебные заведения города и области. С этой целью мы ежегодно проводим встречи с представителями учебных заведений города Тольятти.
Ежегодно формируются группы для занятий по программе Г.Резапкиной «Уроки выбора профессии».
Эта программа является достойным продолжением курса «Самоопределение» и ориентирована на отдельных учеников, испытывающих потребности в углубленной и основательной профориентации.
Диагностический блок предполагает организацию самодиагностики учащихся, а также входные и выходные замеры уровня сформированности профессионального плана выпускников 9 классов.
Профессиональные пробы (курсы по выбору).
У нас в городе предпрофильные курсы имеют практико-ориентированный характер.
Второй этап начинается с ознакомления школьников и их родителей с устройством электронной базы данных, с правилами выбора курсов и ознакомления с электронным вариантом путеводителя. Образовательные учреждения города предлагают школьникам курсы из шести профилей. Ежегодно количество программ, прошедших экспертизу меняется от 207 до 270.
В результате, девятиклассники проходят по три курса. В таблице представлены данные за последние четыре года.
Динамика посещения курсов по выбору за пять лет
ГОД
2011-2012
2012-2013
2013-2014

2013-2014

2014-2015


Кол-во обуч-ся
174
169
130
116
115

Кол-во обуч-ся, посетивших курсы
174
168
130

116
115

Кол-во курсов
31
129
107

116
119

Кол-во учреждений профобразования
17
50
32
35
32


Завершающим этапом предпрофильной подготовки обучающихся является блок проектной деятельности.
С февраля, стало традицией проводить городской конкурс проектов «Мой выбор», в котором принимает участие каждый девятиклассник. Лучшие проекты по проблеме профессионального самоопределения участвуют на школьном, территориальном, а затем на городском уровне.
В подготовке проектов школьникам оказывают содействие их родители, партнеры школы предоставляя информацию, возможность посещения предприятий и организаций с экскурсиями, возможность пребывания на рабочем месте различных специалистов.
Родители принимают участие и в презентационном этапе проектной деятельности, в работе экспертного совета конкурса «Мой выбор». Наряду с родительской общественностью, в экспертном совете работают студенты и преподаватели профессиональных учебных заведений города Тольятти.
Работы победителей школьного конкурса «Мой выбор» представляются на общешкольный конкурс «Золотой проект года» и на другие конкурсы различного уровня.
Ученики 10-11 классов на протяжении двух лет принимают участие в днях открытых дверей, олимпиадах, экскурсиях, конкурсах, совместных проектах, которые проводят образовательные учреждения города.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315