Профилактика аддиктивного, делинквентного поведения с учётом возрастных особенностей.


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 09.09.2015 ГОД.
ТЕМА: Профилактика аддиктивного, делинквентного поведения с учётом возрастных особенностей.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.
Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:
Повышенный эгоцентризм;
Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
Стремление к неизвестному, рискованному;
Обостренная страсть к взрослению;
Стремление к независимости и отрыву от семьи;
Незрелость нравственных убеждений;
Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
Негативная или несформированная Я-концепция;
Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация);
Низкая переносимость трудностей;
Преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций.
Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.). А также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни” .
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни . Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?” . В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность на людей – “своеобразная психологическая повернутость к людям” – в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
«ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ф.И.О.________________________________________________________________________
Дата рождения__________ класс_____
Классный руководитель (наставник)_______________________________________________
Состоит на учете ИДН, на внутришкольном учете, «группе риска»

1.Состояния здоровья и развития учащегося:
1.Общая оценка здоровья учащегося_______________________________________________
2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость; пониженная работоспособность; подавленное настроение; повышенная возбудимость; агрессивность по отношению учителям: отказ от контактов, общих дел; склонность к разрушительным действиям; другие признаки_______________________________________
3.Патологические влечения:
- курит (не курит, эпизодически, систематически);
- употребляет спиртные напитки (не употребляет, эпизодически, систематически);
- употребляет наркотические вещества (не употребляет, эпизодически, однократно,
систематически);
4.Состоит ли диспансерном учете, по поводу чего____________________________________
2.Психологическая атмосфера семьи:
- благоприятная;
- неблагоприятная;
- крайне неблагоприятная.
1.Данные о родителях:
Ф.И.О. отца, место работы________________________________________________________
Ф.И.О. матери, место работы______________________________________________________
2. Другие члены семьи___________________________________________________________
3.Тип семьи:
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания,
эмоциональная атмосфера семьи положительная);
- нравственно неблагополучная педагогически некомпетентная (родители не владеют
культурой воспитания);отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен,
жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность
об интересах, о поведении ребенка вне школы
- неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни; пьянствуют,
тунеядствуют, воспитанием детей не занимаются);
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями
постоянные конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
4.Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- кто занимается воспитанием ребенка в семье___________________________________
- как организовано общение учащегося в семьи во время досуга, летнего отдыха,
отпуска родителей__________________________________________________________
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от
трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка,
признание полной автономии ребенка);
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей,
горя и т.д.)
5.Особенности учебной деятельности:
1. Успеваемость учащегося________________________________________________________
2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, отрицательное
3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие
4. Учебная мотивация: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости
учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение
взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе
сверстников.
5. Любимые предметы____________________________________________________________
6. По каким предметам не успевает_________________________________________________
6.Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
1. Позиция в коллективе: лидер, исполнитель, принятый, отвергаемый
2. С кем из класса наиболее близок ________________________________________________
3. Взаимоотношение с другими одноклассниками_____________________________________
4. Манера, стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко
признает свою неправоту);
- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым,
нуждается в поощрении при разговоре);
- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен,
открыт, полон внимания к окружающим);
- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в
разговоре немногословен);
5. Отношение к общественному мнению_________________________________________
7.Отношение к школе:
1. Дорожит ли пребыванием в школе______________________________________________
2. Отношение к учителям: есть ли контакт с ними или нет____________________________
8.Отношение к общественной деятельности и общественно- полезному труду:
1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по
настроению, под нажимом, с инициативой;
2. Отношение к трудовым делам класса___________________________________________

9. Направленность интересов:
1. Проявляет интерес к деятельности: техническая, общественно-политическая,
организаторская, художественная, спортивная деятельность, физический, умственный
труд ______________________________________________________________________
2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял_____________________________________
10.Особенности сферы свободного общения учащегося:
1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели
_____________________________________________________________________________
2. С кем имеет дружеские связи вне класса. Какое влияние они оказывают на
учащегося__________________________________________________________________
3. Постоянно или предпочитаемое место «уличного» общения________________________
11.Особенности характера.
1.Ярко выраженные положительные и отрицательные качества
_________________________________________________________________
2. Преобладающее настроение_________________________________________________
3. Уровень самооценки:
- адекватная (правильно оценивает свои положительные качества, личные возможности и
достижения);
- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества);
12.Особенности поведения:
1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные
мотивы их совершения___________________________________________________
2. Отрицательные поступки их проявления (эпизодически, систематически), их характер
(грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе,
отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках и др.); ________________________________________________________________________________
3. Правонарушения: воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших
и слабых, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей,
грубые нарушения общественного порядка (хулиганство);____________________________
4.Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает;
5. Как относится к педагогическим воздействием: с ожесточением, равнодушно, понимает и
старается выполнить требования;

Контроль за прошедший период (произошли следующие изменения)
1 четверть___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________Выводы и предложения____________________________________________________________________________________
2 четверть___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Выводы и предложения____________________________________________________________________________________
3 четверть___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Выводы и предложения__________________________________________________________________________
4 четверть___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Выводы и предложения__________________________________________________________________________