Методическое пособие ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ (на примере МИНИ-ФУТБОЛУ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
(на примере МИНИ-ФУТБОЛУ)
Учебно-методическое пособие
с. Каргасок 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .стр.3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............стр.4
Положение о соревновании .стр.4
Способы проведения соревнований по мини-футболу
(системы розыгрыша) ..............стр.5
1.2.1 Круговой способ.стр.5
1.2.2 Способ с выбыванием........стр.9
1.2.3 Комбинированный (смешанный) способ.стр.12
1.3 Основные положения правила игры мини-футбол........стр.13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................стр.19
ВВЕДЕНИЕ
Мини-футбол зародился гораздо "древнее", чем мы можем себе представить. Его появление было отмечено в 1920-х годах. Произошло это на бразильских пляжах, переполненных желающими играть в футбол. Затем родился "Футбол де салон" - мини-футбол проник в залы: по пять игроков с каждой стороны.
Считается, что первыми в Европе начали играть австрийцы. В 1958 году один из руководителей сборной Австрии Йозеф Аргауэр привёз идею этой игры из Швеции с чемпионата мира по футболу. Там он подсмотрел тренировку бразильцев в зале: увлёкся мини-футболом и предложил организовать матч в венском "Штадт-халле". Игра-эксперимент всем пришлась по душе. Постепенно мини-футбол завоевывал популярность и в других странах. Все большую популярность получала эта игра в Голландии, Испании, Италии. В сезоне 1968/69 Голландия первой провела свой национальный чемпионат. Победу в нём одержал клуб «Щага’66».
В середине 70-х годов в Европе мини-футбол начинает развиваться, как организованный, отдельный вид спорта.
19 июля 1974 года в Риме был сыгран первый официально зарегистрированный международный матч среди национальных сборных. Итальянцы принимали ливийцев и победили со счётом 9:2. Первый прототип-турнир чемпионата мира состоялся через двенадцать лет, с 18 по 20 ноября 1986 года в Будапеште. Участвовали 8 команд. В финальном матче хозяева, венгры победили голландцев. В следующем году состоялось уже два таких турнира – в испанской Ла-Коруньи и в столице Бразилии. Если в первом победили испанцы, то во втором хозяев ждало разочарование. Бразильцы в финале по пенальти уступили Парагваю.
В 1989 году пришло время первого официального первенства мира в Голландии. Чемпионами стали бразильцы. Они подтвердили свой титул на турнирах в 1992 году в Гонконге и на первенстве планеты-96 в Испании. А вот на чемпионате мира-2000 в Гватемале бразильцы уступили пальму первенства испанцам.
Клубные команды России добились выдающихся результатов на европейской арене. Московская «Дина» - победитель Турнира европейских чемпионов 1995, 1997, 1999 годов, обладатель Межконтинентального Кубка 1997 года. Екатеринбургский «Финпромко-Альфа» - обладатель первого экспериментального Кубка обладателей кубков 2002 года. Московское «Динамо» - обладатель Кубка УЕФА 2007 года, финалист Кубка УЕФА 2005 и 2006 годов.[3,16]
Развитие мини-футбола в России находится в активной фазе. Сегодня по-новому переосмысливаются и все более ясно осознаются перспективы использования средств мини-футбола у населения различного возраста и пола. Помимо популярности традиционного футбола, в стране бурно развиваются другие виды, а именно, мини-футбол, футзал и пляжный футбол.
С 2008 года в России действуют общественные проекты: «Мини-футбол в школу».
Соревнования по мини-футболу являются одними из важных элементов в популяризации и пропаганде здорового образа жизни. Участвовать в них могут любые люди, но, к сожалению, не все проявляют желание и интерес.
Повышение интереса к соревнованиям является одним из главных направлений работы специалистов физкультурно-спортивной сферы.
Несомненно, соревнования по мини-футболу являются важным средством в развитии гармонично физически развитого населения. Что в дальнейшем будет положительно влиять на темпы развития страны в целом.
В пособии раскрываются особенности педагогических методик проведения учебно-тренировочных занятий секционной работы в школе по организации и проведения соревнований по мини-футболу.
Пособие поможет педагогам по физической культуре и спорту, тренерам по футболу и любому человеку желающему провести соревнования по мини-футболу.
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Положение о соревновании
Положения о соревнованиях определяют многие их основные характеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, кто осуществляет руководство соревнованиями, требования к участникам, программа соревнований, награждение победителей.
Цели и задачи
популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
выявление лучших спортсменов;
определение команд победителей и призёров;
повышение уровня спортивного мастерства.
2. Руководство соревнованиями
- Общее руководство по организации и проведению соревнований по мини-футболу осуществляет главный судья соревнований.
3. Участники соревнований
Участниками соревнований являются заявившиеся команды, которые состоят из 1 вратаря, 4 полевых игроков и не более 7 запасных.
Допускается играть в поле не полным составом не менее 4 человек (1 вратарь, 3 полевых игрока) в случае отсутствия или травмирования одного из игроков команды.
4. Программа соревнований
Игры проводятся согласно жеребьевке и составленного главным судьей календаря.
5. Порядок и правила проведения игр
Система проведения определяется на судейской в зависимости от количества команд.
6. Экипировка игроков
Игроки команды должны быть экипированы в спортивную одежду и обувь, игрок не должен использовать экипировку или одевать на себя то, что представляет опасность для него самого или для другого игрока ( включая любого рода ювелирные изделия). Вратарь по форме должен отличаться от остальных игроков и судьи.
7. Порядок оформления участников соревнований
Обязательно в полной заявке должны быть указаны: Ф.И.О. участников; год и дата рождения (полностью); название клуба; заявочный лист должен быть заверен врачом и печатью напротив каждой фамилии, а также представителем данной команды, должен быть предоставлен в определённый срок.
8. Награждение
1. Команде, занявшей первое место присваивается от вида соревнования звание «Чемпион», «Обладатель Кубка», она награждается памятным призом, дипломом.
2. Команды занявшие 2 и 3 место, награждаются памятными призами, дипломом.
3. Все участники соревнований награждаются памятными призами.[1,9,10]
Способы проведения соревнований
по мини-футболу (системы розыгрыша)
В практике спортивных игр, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд, спортивных сооружений, уровня подготовленности участников, сроков.
Каждому способу присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьёвка, по результатам которой каждая команда получает определённый номер.
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. При этом способе наиболее объективно определяется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечётном количестве команд будет совпадать с числом участников, при чётном – на один день меньше этого числа ( x= n; x= n-1, соответственно), где х- количество игровых дней, n- число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле: x=n (n-1)/2.
Где x-количество встреч; n-количество команд; (n-1)- число игр, которое должна провести каждая команда; 2- показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своём поле или поле соперника. Календарь может составляться с учётом этого требования- с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер который указан первым, играет на своём поле. Если число команд-участниц нечётное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 1).
Рис.1 Составление календаря игр с чередованием полей
Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причём если число команд-участниц нечётное, то на 2 делят очередную чётную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за седьмой чётную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5.
При чётном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру 1, а в столбике (снизу вверх) – следующие по порядку цифры 2,3,4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае 5)и т.д., помещая очередную цифру под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечётном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц чётное, эти цифры образуют с последней чётной одну из пар данного игрового дня.
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причём цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева - номера команд, играющих на полях соперника.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями – команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для чётного количества команд, при нечётном последнюю «чётную» цифру заменяет ноль. Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два расположения номеров (рис. 2).
Рис.2 Составление календаря игр без чередования полей (1-й и 2-й вариант)
При нечётном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0- команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрывают 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые- с 7-го по 12-е, третьи места- с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьёвка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учётом номеров, полученных при жеребьёвке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учётом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.)
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1,2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем также 4,5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьёвка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис.3).
Рис.3 Рассеивание команд на две и три подгруппы; сумма мест одинакова – 18 при двух и 26 при трех подгруппах
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью и поражение. В спортивных играх проводятся соревнования, в которых принимают участие несколько команд – две и больше, например студенческих; детско-юношеских – несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.д. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачёт по каждой категории команд в отдельности.
Для учёта результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация (рис.4). При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражается результат встречи двух команд и соответствующие очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счётом 3:1, ей записывается результат 3:1 и 3 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачётом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.[2,5,15]
Рис.4 Таблица учета результатов при круговом способе
Способ с выбыванием
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьёвкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то название команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определённым жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвёртой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 5).
Рис.5 Схема встреч для 8 команд
Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. 1 этап в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; 2 этап встреч четырёх команд – полуфиналом и, наконец решающие матчи двух лучших команд (3 этап) – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьёвке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (n-2*)2,где n- число команд-участниц; *- степень, дающая число, максимально приближённое к n. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис.6), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)2.
Рис.6 Схема встреч для 11 команд
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле x=(n-1)m, где х- количество игр, n-число участвующих команд, m- количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений -14 и т.д.
Количество игровых дней определяется по формулам: 1)x=n, где x – количество дней при способе выбывания после одного поражения, n- степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); 2)x=n+1, где x- количество дней при способе после одного поражения, n+1- степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2+1=3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечётное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, играющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы. Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
При проведении жеребьёвки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы)
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечётными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своём или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учёта результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьёвке и проставлением результата встреч.
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определённой долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр.[17,4,8]
Календарь игр по способу выбывания после второго поражения состоит из основной и дополнительной сеток (рис.7).
Рис.7 Календарь игр по способу выбывания после двух поражений (8 команд)
Комбинированный (смешанный) способ
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования- предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются1-2, 3-4, 5-6, 7-8е места. Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырёх команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырёх подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырёх победителей – по способу с выбыванием.[14,11,1]
Основные положения правила игры в мини-футбол
Площадка для игры должна быть прямоугольной. Длина боковой линии должна быть больше длины линии ворот. Длина площадки 25 - 42 м; ширина - 15 - 25 м. Все линии имеют ширину 8 см. Площадка разделена на две равные половины средней линией. Центральная отметка делит среднюю линию на две равные части. Вокруг нее проводят окружность радиусом 3м. Штрафная площадь очерчивается в конце каждой из половин поля следующим образом, четверть окружности радиусом 6м проводится с внешней стороны стоек ворот до пересечения с воображаемой линией, проводимой под прямым углом к линии ворот также с внешней стороны стоек ворот. Верхние точки четвертей окружности соединяются отрезком длиной 3,16м, проходящим параллельно линии ворот между стойками. Отметка для пробития пенальти наносится на расстоянии 6м от средней точки между стойками ворот равноудалено от них. Дополнительная отметка для пробития пенальти наносится на площадке на расстоянии 10м от средней точки между стойками ворот равноудалено от них. Четверть окружности радиусом 25см проводится внутри площадки в каждом ее углу. Зоны замены находятся на той же стороне площадки, где расположены скамейки запасных и прямо перед ними. В них игроки входят и уходят с площадки при заменах. Зоны замены каждая длиной 5м расположены напротив скамеек запасных. Они выделяются линиями, каждая из которых проводится под прямым углом к боковой линии в обе стороны от нее, имеют ширину 8см, длину 80см, из них 40см внутри площадки и 40см за ее пределами. Между линией, ограничивающей каждую зону замены, и пересечением средней и боковой линий расстояние 5м. пространство перед столом хронометриста должно быть свободным.
Ворота должны располагаться по середине каждой линии ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, равноудаленных от углов площадки и соединенных вверху горизонтальной перекладиной. Расстояние (по внутреннему измерению) между стойками – 3м, а расстояние от нижней грани перекладины до поверхности площадки – 2м. Обе стойки и перекладина имеют одинаковую ширину и глубину – 8см. Сетки, изготовленные из пеньки, джута или нейлона, присоединяются к стойкам и перекладинам к задней части ворот. Нижняя часть прикрепляется к изогнутому стержню, либо другому подобному основанию. Глубина ворот, измеряемая от внутренней грани стоек и находящаяся за пределами площадки, должна быть не менее 80см в верхней части и не менее 100см в нижней части. Ворота могут быть передвижными, но во время игры они должны быть надежно прикреплены к поверхности площадки. Покрытие площадки должно быть ровным и гладким, но не абразивным. Рекомендуется использование деревянного или искусственного покрытия. Следует избегать использования бетонного или асфальтового покрытия[12,6]
Мяч имеет сферическую форму, изготовлен из кожи или другого пригодного материала, имеет длину окружности не менее 62см и не более 64см, на момент начала матча имеет вес не менее 400г и не более 440г, имеет давление, равное 0,4-0,6 атмосферы (400-600 г/см2) на уровне моря. Если во время игры мяч лопнул или пришел в негодность: игра останавливается. Игра возобновляется вбрасыванием «спорного» запасным мячом в том месте, где предыдущий мяч пришел в негодность. Мяч при падении с высоты 2м должен иметь первый отскок не менее 50см и не более 65см. В матчах разрешается использовать только те мячи, которые соответствуют минимальным техническим требованиям.
В матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из пяти игроков, один из них – вратарь.
Максимальное число запасных, которое разрешено иметь, равно семи. Число замен в ходе матча не ограниченно.
Игрок не должен использовать в своей экипировке или носить то, что представляет опасность для него самого или для любого другого игрока, включая любого рода ювелирные изделия. Основной обязательной экипировкой игрока является: футболка или рубашка, трусы – если используются подтрусники, то они должны быть того же цвета, что и основной цвет трусов, гетры, щитки. Обувь – разрешается обувь только следующих видов: парусиновая, мягкая кожаная, тренировочная или гимнастическая с резиновой или из подобного материала подошвой. На футболке или рубашке со стороны спины наносятся номера с 1 по 15. Цвета номеров должны ясно отличаться от цвета футболок.[14,12]
Каждый матч проводится судьей, вторым судьей, хронометристом и третьим судьей.
Матч длится два равных периода каждый по 20 минут. Команды имеют право в каждой половине матча взять тайм-аут продолжительностью в одну минуту.
Подбрасывается монета и команда, выигравшая жребий, выигрывает, какие ворота она будет атаковать в первой половине матча. Другая команда выполняет начальный удар.
Способ определения гола, когда мяч полностью пересечет линию ворот между стойками и под перекладиной, если только он не был заброшен, внесен, умышленно направлен рукой игроком атакующей команды, включая вратаря. Команда, у которой число засчитанных голов в течение матча больше, считается победителем.
Пенальти назначается, если игрок совершит любое из вышеперечисленных нарушений в пределах своей штрафной площади, независимо от того, где находился в этот момент мяч, лишь бы он был в игре.
Игрок получает предупреждения и ему показывают желтую карточку, если он совершит любое из следующих нарушений: виновен в неспортивном поведении, демонстрирует несогласие словом или действием, систематически нарушает Правила игры, не соблюдает необходимость расстояния, когда игра возобновляется угловым ударом, ударом с боковой линии, штрафным или свободным ударами или броском от ворот, выходит или возвращается на площадку без разрешения судьи или нарушает процедуру замены, умышленно покидает площадку без разрешения судьи.
Игрок удаляется с площадки и ему показывают красную карточку, если он совершит любое из следующих нарушений: виновен в серьезном нарушении правил игры, виновен в агрессивном поведении, плюнет в соперника или в любое другое лицо, лишает команду соперника гола или благоприятной возможности явно забить гол, умышленно сыграв рукой в мяч (это не относится к вратарю, находящемуся в своей штрафной площади), лишает соперника, движущегося к воротам оппонента, благоприятной возможности явно забить гол, совершив нарушение, наказуемое свободным, штрафным ударами или пенальти, употребляет оскорбительные, обидные или нецензурные выражения, получит повторное предупреждение в течение одного и того же матча.
Игрок, который удален, не может в дальнейшем снова вступить в игру и находиться на скамейке запасных. Запасной игрок может выйти на площадку по полному истечению двух минут после удаления с площадки его партнера по команде, если только не засчитан гол до окончания этих двух минут, при условии получения разрешения у хронометриста.
Удары могут быть штрафными или свободными. Как при штрафном, так и при свободном ударах мяч должен быть неподвижным, когда выполняется удар, а бьющий игрок не может повторно касаться мяча до тех пор, пока его не коснется другой игрок.
Если мяч забит в ворота соперника непосредственно со штрафного удара, то гол засчитывается. Все игроки команды соперника должны находится на расстоянии не менее 5м от мяча до тех пор, пока он не войдет в игру.
Если команда, выполняющая штрафной или свободный удар, делает это более 4 секунд, то свободный удар производит противоположная команда.[2]
Набранные нарушения - это все нарушения, наказуемые штрафным ударом. Первые пять набранных нарушений, совершенных каждой командой в каждом периоде, записываются в протокол матча.
Если игрок совершит шестое набранное командное нарушение на своей половине площадки между 10 метровой воображаемой линией и линией ворот, то команда, выполняющая штрафной удар, может выбирать: пробивать ли с дополнительной отметки для пенальти или с места где произошло нарушение. Если нарушение произошло в штрафной площади то свободный удар выполняется с точки на линии штрафной площади, ближайшей к месту нарушения.
Удар мяча с боковой линии – это способ возобновления игры. Гол не может быть засчитан, если мяч забит непосредственно ударом с боковой линии. Удар мяча с боковой линии назначается: когда мяч полностью пересечет боковую линию по земле или по воздуху, или касается потолка, с места, где мяч пересек боковую линию, в пользу соперника игрока, последним коснувшегося мяча.
Бросок от ворот – это способ возобновления игры. Гол не засчитывается, если мяч забит непосредственно броском от ворот. Бросок от ворот назначается, когда: мяч полностью пересечет линию ворот по земле или по воздуху, последним его коснется игрок атакующей команды и при этом не будет засчитан гол в соответствии с Правилом 11. Мяч выбрасывается из любой точки штрафной площади вратарем защищающейся команды. Соперники должны оставаться за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдет в игру.
Угловой удар есть способ возобновления игры. Угловой удар назначается, когда мяч полностью пересечет линию ворот по земле или по воздуху, последним его коснется игрок защищающейся команды и при этом не будет засчитан гол в соответствии с Правилом 11. Мяч устанавливается внутри углового сектора, ближайшего к месту выхода мяча. Соперники располагаются на расстоянии не менее 5м от мяча до тех пор, пока он не войдет в игру. Удар по мячу выполняет игрок атакующей команды. Мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар или сделано касание. Игрок, выполняющий удар, не может повторно сыграть в мяч до тех пор, пока его не коснется другой игрок. Свободный удар выполняется противоположной командой, если: игрок, выполняющий угловой удар, повторно сыграет в мяч прежде, чем его коснется другой игрок. Свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение.
Осуществляя судейство игры, судьи подают сигнал с помощью свистка. Свисток используется арбитрами для подачи сигналов в следующих случаях: в начале игры и по ей возобновлении после перерыва и после забитого мяча в ворота, а также при выполнении 6-метрового и 10-метрового ударов, при взятии ворот, по окончании игры или её половины.
Подаваемые арбитрами сигналы должны быть хорошо слышны игрокам и зрителям. Тональность сигналов должна быть всегда одинаковой. Однако при взятии ворот, по окончании времени всей игры или её половины, сигнал должен подаваться особенно чётко. Следует иметь в виду, что при введении мяча в игру вратарём после выхода его за линию ворот, при выполнении штрафного, свободного, углового ударов и удара с боковой линии сигнал свистком не подаётся, а используется жест рукой.
Основные жесты мини-футбольного арбитра:
штрафной удар свободный удар предупреждение тайм-аут
принцип преимущества удаление пятый набранный фол
Удар мяча с боковой начало и возобновление отсчёт 4 секунд
линии игры
Список литературы
Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе М: Советский спорт, 2006.
А. А. Полозов Мини-футбол М: Индустрия футбола, 2007.
Алиев Э.Г. Андреев С.Н. Левин В.С. Ерёменко К.В. Мини-футбол М: Советский спорт, 2008.
Андреев С.Н. Мини-футбол – твоя игра М.: Просвещение 1988.
Андреев С.Н. Играйте в мини-футбол М.: Советский спорт 1989.
Бапишев Т.К. Школа мини-футбольного арбитра А: Издательский центр «Алма-ата», 2008.
Видянкин М.В. Внеклассные мероприятия в средней школе Волгоград: Учитель 2004.
Волков Л.В. Теория и методика детского юношеского спорта Киев: Олимпийская литература, 2002.
Голомазов С.В. Мини-футбол. М.: Физическая культура и спорт, 2002.
Кучеренко О.С. Игрок рождается в игре.- Футбол. Ежегодник: ФиС., М., 1981.
Куликов Л.М. Мини-футбол М.:, 2007.
Левин В.С. Андреев С.Н. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах Липецк: ГУРОГ «Липецкая газета» 2004.
Мутко В.Л. Мини-футбол – игра для всех М: Советский спорт, 2007.
Павлов А.А. Теория и методика мини-футбола М:, 2007.
Саенко И.А. История мини-футбола М:, 2006.
Юный футболист: Учебное пособие для тренеров/ Подл редакцией А.П.Лаптева и А.А.Сучилина М.: Физическая культура и спорт, 1983.
Ю.Д. Железняк, Ю.М. Протонов, В.П. Савин, А.В. Лескаков Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения М: Издательский центр «Академия» 2004.
13PAGE 15
13PAGE 142015
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Заголовок 1™ђЗаголовок 2Заголовок 315