Учебно – методическое пособие по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности МДК 02.03. Маркетинг по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебно – методическое пособие
по выполнению курсовой работы
по ПМ. 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
МДК 02.03. Маркетинг
по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Разработал
Преподаватель Михай В.А.
Новочеркасск 2016Содержание
1 Пояснительная записка 32 Общие положения 5
3 Организация выполнения и руководство курсовой работы 84 Порядок аттестации и критерии оценки курсовой работы 105 Основные требования к написанию курсовой работы 13
6 Методика выполнения курсовой работы: ход и последовательность 16
выполнения основных этапов работы
6.1 Методика выполнения курсовой работы 16
6.2 Последовательность выполнения основных разделов работы 17 Приложение А 21 Приложение Б 22 1 Пояснительная записка
Настоящие методические указания определяют основные требования к организации выполнения, промежуточному контролю и защите курсовой работы, выполняемой студентами специальности 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), в ГБПОУ СПО РО «НМК», при организации учебного процесса в условиях ФГОС 3 поколения.
Настоящее положение разработано в соответствии с Положением об организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов) в ГБПОУ СПО РО «НМК».
Курсовая работа – один из основных видов учебных занятий и форм контроля учебной деятельности студентов, предусмотренных учебным планом специальности 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка) в ГБПОУ СПО РО «НМК».
Курсовая работа – это самостоятельно выполненная работа студента с элементами научного исследования.
Курсовая работа по ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03. Маркетинг преследует следующие основные цели:
- систематизацию и углубление знаний по соответствующей дисциплине;
- выработку навыков применения их в решении конкретных практических задач;
- овладение методикой самостоятельного научного исследования.
Выполнение курсовой работы подготавливает студентов к решению более сложной задачи – написанию выпускной квалификационной работы, способствует созданию информационной и научной базы для будущего дипломного исследования.
Исходными данными для выполнения курсовой работы могут служить сведения из литературных источников, статистических данных, результаты научных исследований из периодических изданий, сборников и другие источники.
Курсовая работа должна содержать элементы научного исследования, выражающиеся в анализе и обобщении полученных сведений, в сопоставлении концепций различных авторов, в обосновании своей точки зрения. При написании курсовой работы студенты могут использовать материалы, собранные в период прохождения ознакомительной, учебной и производственной практик.
Курсовая работа по ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03. Маркетинг, представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста, изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки, профессиональной деятельности и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем, соответствующих ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03. Маркетинг.
2 Общие положения
По специальности 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), за базовый уровень образования, согласно учебного плана и рабочей программы профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК.2.1-ПК.2.3), выполняется курсовая работа по ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03.Маркетинг.
Выполнение курсовой работы по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка), за базовый уровень образования, является важным и обязательным этапом обучения студентов в ГБПОУ СПО РО «НМК», так как систематизирует, обобщает, закрепляет теоретические знания, развивает и углубляет практические умения и навыки, показывает степень усвоения студентом пройденного учебного материала, а также способность к его анализу, позволяет применить полученные общие и профессиональные компетенции при решении задач, связанных со сферой профессиональной деятельности. Студенты при выполнении и защите курсовых работ наиболее полно раскрывают свой творческий потенциал, демонстрируя те знания, которые они получили за время обучения, и те навыки практического опыта, которые они приобрели в процессе учебно-практической деятельности.
Целью и содержанием работы является выработка конкретных компетенций и развитие навыков теоретических и экспериментальных исследований, оценки результатов исследований, способствующих подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР).
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
– расширение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний, общих и профессиональных компетенций по ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03.Маркетинг, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки специалистов;
– освоение общих и профессиональных компетенций;
– приобретение опыта творческого мышления, обобщения и анализа;
– развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– приобщение к работе со справочной, специальной и нормативной литературой;
– применение современных методов организационного, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;
– развитие интереса к научно-исследовательской работе.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, тематика курсовой работы должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, сфер экономики, управления, права и образования, а также задачам МДК, соответствовать профилю ОПОП.
Тематика курсовых работ по маркетингу предлагается преподавателем. Она носит рекомендательный характер, что дает возможность студентам после консультаций с руководителем скорректировать предлагаемую тему или сформулировать новую. Это позволит сделать работу либо преимущественно теоретически направленной, либо – практически.
Студент самостоятельно подбирает необходимые информационные источники, которые позволят изучить и раскрыть тему работы. К ним относятся законодательные акты, учебники, учебные пособия, авторские работы, научные и исследовательские статьи. Общее количество литературных источников должно составлять 10–15 наименований. Все используемые литературные источники должны быть актуальными. Это значит, что в курсовой работе используются современные учебники и учебные пособия, изданные не более пяти лет назад. Периодические издания и журналы могут применяться только в том случае, если они были опубликованы не ранее двух лет назад. Исключением из вышеописанных правил является материал, необходимый для исторического освещения вопроса. Допустим, при написании курсовой работы по теме «Историческое развитие маркетинговой деятельности в России» допускается изучение архивных документов, рукописей, заметок, книг, освещающих историческое положение изучаемого объекта. Временных ограничений по изданию или опубликованию материалов в этом случае не ставится. Что касается нормативных актов, то они должны быть приведены в работе только в последней действующей редакции.
Целесообразно также изучить зарубежный опыт применительно к рассматриваемой проблеме.
Тема курсовой работы, рассматривается цикловой комиссией по специальности, методическим советом, утверждается заместителем директора по учебной работе. Каждый студент выполняет работу индивидуально, и при выполнении данной курсовой работы, индивидуальное задание выдается каждому студенту (вариант задания соответствует порядковому номеру в журнале учебной группы).
Выполнение курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения междисциплинарного курса МДК.02.03. Маркетинг, в ходе которого проверяются полученные знания, умения и компетенции при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов или видом профессиональной деятельности.
3 Организация выполнения и руководство курсовой работы
Основополагающим для ФГОС 3 поколения является компетентностный подход. При выполнении курсовой работы, достижение закрепленных компетенций, за ПМ.02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, МДК.02.03. Маркетинг, является обязательным условием в рабочей программе модуля.
Общее руководство и контроль над ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель МДК 02.03. Маркетинг.
Организация и подготовка курсовой работы состоит из следующих этапов:
– утверждение темы;
– выдача задания;
– составление графика работы;
– сбор материалов и составление библиографии;
– определение структуры и содержания работы;
– анализ теоретических и практических материалов;
– проведение расчетов, формулировка выводов, консультации с
руководителем;
– подготовка чернового варианта курсовой работы и представление
руководителю;
– внесение дополнений и изменений и подготовка окончательного
варианта;
– проверка работы руководителем;
– защита курсовой работы.
По требованиям ФГОС СПО руководство курсовой работой проводится за счет времени, отведенного на изучение МДК.
К функциям руководителя курсовой работы относятся:
– практическая помощь студенту при разработке плана и графика ее выполнения;
– рекомендации по подбору литературы и фактического материала;
– систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;
– информирование председателя цикловой комиссии в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;
– квалифицированные консультации по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;
– оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, оценивает, подписывает и оформляет письменный отзыв на данную работу.
4 Порядок аттестации и критерии оценки курсовой работы
Законченная и полностью оформленная работа представляется руководителю для проверки и предварительной оценки. Руководитель проверяет работу, дает по ней письменное заключение (отзыв) и, при условии законченного оформления и положительной оценки содержания, допускает работу к защите. Работа, не отвечающая установленным требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем, но до начала экзаменационной сессии.
Защита курсовой работы для очной формы обучения является обязательной и проводится публично. Студент, защищающий курсовую работу, должен сделать сообщение о проделанной работе продолжительностью 5-10 минут. В сообщении излагаются основные требования и пути реализации задания.
При изложении материала студент должен продемонстрировать:
– умение кратко, четко и грамотно излагать содержание работы;
– умение анализировать показатели деятельности организации;
– владение теоретическим материалом по МДК 02.03;
– хорошее владение и четкое ориентирование в расчетах.
После сообщения студент отвечает на вопросы преподавателя и присутствующих, касающиеся темы курсового проекта (работы).
По результатам защиты студенту выставляется оценка или используется утвержденная преподавателем в установленном порядке методика текущего контроля успеваемости по результатам выполнения курсовой работы.
На оценку отчетной составляющей влияют:
соответствие оформления работы существующим требованиям;
грамотность, правильность изложения, качество оформления графиков, диаграмм, таблиц;
содержание работы раскрывает заявленную тему, в заключении имеется
решение поставленных во введении задач;
изучение широкого спектра разнообразных источников с последующим самостоятельным анализом теоретического и фактического материалов;
качество оформления графиков, диаграмм, таблиц;
наличие элементов научного творчества,
глубокие выводы с серьезной аргументацией;
степень самостоятельности студента на всех этапах подготовки курсовой работы;
– аргументированность ответов на вопросы в процессе защиты курсовой работы.
Защита курсовых работ может проводиться как на учебных занятиях, так и в ходе консультаций или в специально отведенное в соответствии с расписанием время.
Оценка, полученная студентом очной формы обучения по итогам защиты курсовой работы, является окончательной оценкой за курсовую работу. Ход защиты курсовой работы оформляется ведомостью.
Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой:
Обоснована актуальность темы. В теоретической части дан полный анализ исследований по проблеме, освещены вопросы истории ее изучения в науке. На основании теоретического анализа сформулированы гипотеза и конкретные задачи исследования. Показана осведомленность студента о современных исследовательских направлениях и методиках. В работе используются различные методы анализа полученных результатов. Изложение работы иллюстрируется графиками, таблицами, схемами. В заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы, даны практические рекомендации, а также определены направления дальнейшего изучения проблемы. На защите студент демонстрирует свободное владение материала, уверенно отвечает на основную часть вопросов.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой:
Во введении раскрыта актуальность проблемы исследования. В теоретической части представлен изученный перечень основной литературы по теме, определены и выявлены теоретические основы проблемы, выделены основные теоретические понятия. Сформулированы гипотеза и задачи, исследования, методы исследования, соответствующие поставленным задачам. Студент ориентируется в современных исследовательских методиках. Отмечается недостаточность самостоятельного анализа. В заключении сформулированы общие выводы. Неуверенная защита работы, отсутствие ответов на часть вопросов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой:
Правильно раскрыта актуальность темы. Описательно дан теоретический анализ проблемы. Суждения отличаются поверхностностью, слабой аргументацией. Методы исследования соответствуют поставленным задачам. Анализ полученных данных носит описательный характер. В заключении сформулированы общие выводы. Студент на защите не может аргументировать основную часть выводов, плохо отвечает на вопросы, т.е. слабо владеет материалом темы. Если курсовая работа не соответствует большей части указанных требований, то она не допускается к защите.
5 Основные требования к написанию курсовой работы
Структура работы должна соответствовать заданию и отражать логику исследования – это определенная последовательность выполнения работы.
Курсовая работа состоит из «Введения», двух глав (теоретическая часть, аналитическая часть), «Заключения», «Списка литературы» и обязательного Приложения.
Библиографический список (литература) помещается в конце работы. В него включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке курсовой работы. Рекомендуется в работе использовать от 10 и более литературных источников. Источники располагаются в следующем порядке:
– официальные издания (кодексы, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, распоряжения министерств и ведомств и т.д.);
– литературные источники (монографии, книги, научные разработки по теме, учебные издания, статьи из периодических изданий, справочные издания).
В конце курсовой работы помещают приложения в виде форм первичных и сводных документов, таблиц, графиков и т.д. Прилагаемые и используемые в работе документы должны быть правильно оформлены и приближенны к данным реально существующих предприятий г. Новочеркасска (так как организации не предоставляют формы бухгалтерской отчетности, ссылаясь на коммерческую тайну).
Оформление текста курсовой работы выполняется в соответствии со следующими требованиями:
- объем работы – 30-45 страниц печатного текста выполненного на компьютере;
- в текстовом редакторе WORD;
- автоматический перенос слов;
- формат страницы А4, параметры страницы 210х297 см;
- поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;
- шрифт – кегль 14, Times New Roman;
- использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры;
- межстрочный интервал – 1,5;
- интервал между словами – 1 знак;
- абзац – 10 мм, одинаковый по всему тексту работы;
- выравнивание – по ширине;
- главы, разделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа;
- главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений;
- номер раздела включает номер главы и порядковый номер раздела, разделенные точкой (1.1, 1.2 и т. д.);
- внутри разделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым
перечислением следует ставить дефис, точку или строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, й, ы, ъ). В случае обозначения перечислений строчными буквами после них ставится скобка без точки.
Главы и разделы курсовой работы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание глав и разделов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, без переноса слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Необходимо предусмотреть один отступ от основного текста после воспроизведения заголовков разделов или подразделов.
Не допускается использование в курсовой работе материала из литературного источника без ссылки на него. Непосредственно после текста, основанного на материалах источника, необходимо проставить в квадратных скобках номер источника в соответствии со списком использованных источников с указанием страницы или промежутка страниц, например: [3, с.134].
Такое оформление курсовой работы будет соответствовать установленным стандартам и позволит студенту закрепить навыки, которые понадобятся ему для оформления выпускной квалификационной работы.
Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с действующим в ГБПОУ СПО РО «НМК» ГОСТом (СТП 318 – 16).
Текст работы должен демонстрировать:
– знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
– способность выделить проблему и определить методы ее решения;
– умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
– владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
– приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
6 Методика выполнения курсовой работы
6.1 Методика выполнения курсовой работы
Любое исследование связано с выбором соответствующего метода. От метода, то есть от способа научного исследования или способа познания какой-либо реальности, зависят теоретическая и практическая значимость работы. Условно методы можно подразделить на две группы: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы включают:
– метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры проблемы;
–метод обобщения, включающий восхождение от конкретного к абстрактному;
– метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, характерных для всех сфер человеческой жизнедеятельности;
– метод систематизации и т.д.
Эмпирические методы включают:
– изучение материалов по теме исследования, а также нормативных, инструктивно-методических документов;
– анализ фактической (отчетной, текущей) документации.
В ходе эмпирических исследований также применяются методы математического моделирования, статистический анализ и т.д.
Структура курсовой работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения: • титульный лист; • задание;
• содержание: Введение 1 Теоретическая часть
2 Аналитическая часть
Заключение Литература
Приложение
6.2 Последовательность выполнения основных разделов работы
Содержание курсовой работы
Введение – это вступительная часть курсовой работы, в которой необходимо обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее место в общих задачах маркетинговых исследований и ее значение в экономической жизни страны. Понятие «актуальность» имеет одну особенность: то, насколько правильно автор понимает тему исследования и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. В этом контексте освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц текста показать главное, что и будет определять актуальность темы. Далее определяются объект и предмет исследования, а также цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно он определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Цель и задачи должны быть определены в конкретных формулировках и относиться к содержанию курсовой работы, а не к общим проблемам в рамках поставленной темы. Это означает, что задачи должен будет решить сам студент в процессе выполнения курсовой работы. Цель и задачи не должны носить учебный характер, т. е. нельзя ставить цель - изучить какой- либо вопрос. Формулировка цели может включить в себя термины: изучить, описать, установить, выявить, исследовать, обосновать, определить, показать и т. п. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Объем введения не должен превышать 10 % от общего объема курсовой работы.
Первая глава курсовой работы «Теоретическая часть» имеет целью показать знание студентами существа вопроса и умение работать с научной и учебной литературой, в ней отображается сущность маркетинга, его роль и значение в общественной жизни. В данной главе необходимо определить методологические и теоретические основы выбранной проблемы, сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы. Теоретическое обоснование предусматривает формулировку основных понятий, касающихся проведения исследований, раскрытие их социально-экономического содержания. Дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы. В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различие точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу. Разработка теоретической части курсовой работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методику ее обработки и анализа. Используемый в работе статистический материал, обобщение которого позволит проследить изменение состояния изучаемой проблемы, должен рассматривать период не менее трех последних лет. Он позволит выявить основные тенденции и особенности развития изучаемой проблемы для подтверждения авторской позиции.
Во второй главе «Аналитическая часть» осуществляется анализ состояния изучаемой проблемы на примере конкретного предприятия (отрасли, рынка). В этом разделе необходимо уделить значительное внимание практической направленности курсовой работы. Главная цель практической части - разработать конкретные мероприятия для решения проблемы, выявленной в теоретической части. Данная часть работы должна содержать анализ, соответствующие выводы и рекомендации по конкретной практической ситуации. Проведение анализа и выработка рекомендаций осуществляются путем практического приложения теоретических основ, изложенных в работе. Исследование желательно проводить на примере какого-либо реально действующего предприятия (отрасли, рынка). В этом случае практическую часть необходимо начинать с краткой организационно-экономической характеристики предприятия, которая включает в себя: название предприятия и его месторасположение; краткое описание деятельности организации; производственно-экономические показатели работы предприятия за 3 года с кратким анализом. Раздел должен завершаться обобщающим выводом (резюме), в котором следует найти место авторской точке зрения о теоретической и методологической базе для решения исследуемой проблемы. Объем - 15-25 % от всего объема курсовой работы.
Далее следует рассмотреть опыт маркетинговой деятельности предприятия. Для этого анализируются: организационная структура управления маркетингом, связь функций отдела маркетинга с задачами других подразделений предприятия; проводимые на предприятии маркетинговые исследования; результаты реализации продукции; целевой рынок и потребители; рекламная политика предприятия; ценовая стратегия и т. д. Кроме того, следует уделить огромное внимание анализу рыночных возможностей предприятия и угроз со стороны рыночной среды, оценке эффективности затрат на маркетинг. Все имеющиеся данные необходимо подвергнуть предварительной проверке и сортировке, чтобы, с одной стороны, на их основе можно было делать достоверные и обоснованные выводы, с другой стороны, чтобы не обрабатывать ненужную, не касающуюся данной темы информацию. Обработку полученной информации необходимо производить с помощью современных методов экономического, социологического и математического анализов. В случае необходимости следует использовать соответствующее программное обеспечение. В завершение студент должен сделать собственный вывод о состоянии предмета исследования.
Завершающей частью этого раздела курсовой работы является предложение мер по усовершенствованию системы управления маркетингом на предприятии с учетом выводов, сделанных на основе анализа теории и практической ситуации. В данной части курсовой работы студент должен дать рекомендации по совершенствованию деятельности анализируемого предприятия. Необходимо сформировать комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности организации, к которым можно отнести: сформированную систему маркетинговых исследований, комплекс коммуникационных мер (реклама, PR, стимулирование сбыта и т.д.), и другие мероприятия. Итогом практической части курсовой работы могут стать расчеты, связанные с оценкой экономической целесообразности предложенных мероприятий. Характеризуется степень внедрения данных предложений на исследуемом предприятии, а также возможность и перспективы их использования на других предприятиях в отраслевом или региональном аспектах. В конце аналитической части курсовой работы следует подвести итоги проделанной работы, в сжатой форме сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования.
Заключение следует писать в виде тезисов. В нем должно быть отражено выполнение тех задач, которые были поставлены автором во введении. В заключении последовательно излагаются: выводы по теоретической части работы; выводы по практической части работы; разработанные студентом практические рекомендации. Выводы должны быть краткими и чѐткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Заключение должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе. Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты. Объем заключения должен составлять 3-5 % от всего объема курсовой работы.
Список используемых источников.
В курсовой работе должны использоваться нормативные и законодательные акты, статистические и аналитические сборники, периодические издания, учебные пособия, учебники, монографии, методические указания к работе. В курсовой работе необходимо использовать ссылки на источники.
Приложение представляет собой материал, уточняющий, иллюстрирующий подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Объем приложений не должен составлять более 1/3 всего объема курсовой работы. В приложения могут входить копии различных документов, громоздкие таблицы и рисунки, схемы и чертежи. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки допускается выполнять в виде приложений. На все приложения должны быть ссылки в тексте! Каждое приложение оформляется на отдельном листе.
Приложение А
Примерная тематика курсовых работ
1. Понятие маркетинга, его цели принципы и функции.
2. Исторический аспект развития маркетинговых концепций.
3. Основные маркетинговые концепции: сравнительный анализ.
4. Маркетинговые исследования: цели проведения и использование результатов.
5. Маркетинговые исследования и выявление целевого рынка товара Икс.
6. Сегментация рынка и ее проведение.
7. Информация для маркетингового исследования: источники и способы ее организации. 8. Конъюнктура рынка товара Икс и ее маркетинговое исследование.
9. Маркетинговые исследования поведения индивидуальных потребителей.
10. Маркетинговый анализ поведения промышленных потребителей.
11. Стратегия разработки нового товара и ее этапы.
12. Жизненный цикл товара и маркетинговая политика.
13. Каналы сбыта и их организация.
14. Сбытовая политика товаров производственного (потребительского) назначения.
15. Продвижение продукции потребительского (производственного) назначения.
16. Коммуникационная политика в отношении производственных (потребительских) товаров.
17. Рекламная кампания: ее организация и проведение.
18. Паблик рилейшнз в системе маркетинга.
19. Транзитная реклама: ее особенности и эффективность.
20. Стимулирование сбыта и его основные задачи.
21. Задачи и политика ценообразования в реальных условиях рынка.
22. Методы ценообразования в маркетинге: сравнительный анализ.
23. Организация службы маркетинга на предприятии.
24. Выбор и обоснование стратегии создания и выведения на рынок продукции производственного (потребительского) назначения.
25. Маркетинг в сфере услуг и его особенности.
26. Разработка маркетингового плана фирмы Икс по производству и реализации товара Игрек.
27. Разработка проекта рекламной кампании фирмы Икс.
28. Разработка плана мероприятий по участию фирмы Икс в выставке.
29. Разработка плана мероприятий по участию фирмы Икс в презентации.
30. Особенности становления и развития маркетинга в России.
31. Особенности становления и развития рекламного рынка в России.
32. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия
Приложение А
Типовое содержание и примерная тематика курсовых работ
В данном разделе методических рекомендаций предложено краткое содержание некоторых тем из перечня вариантов возможных направлений тематики курсовых работ.
Тема 1 « Планирование и организация рекламной кампании для продвижения услуг по продаже бытовой техники».
Содержание
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Роль рекламы в комплексе маркетинга торгового предприятия
1.2 Определение целей рекламной кампании
2 Аналитическая часть
2.1 Разработка рекламной и креативной стратегии компании по продаже бытовой техники
2.2 Планирование рекламной кампании для торгового предприятия по продаже бытовой техники
Заключение
Литература
В первой главе следует осветить вопросы, связанные с рекламой в системе маркетинговых коммуникаций. Раскрыть сущность маркетинговых коммуникаций. Определить роль рекламы в продвижении товара на рынок. Рассмотреть виды рекламы, каналы ее распространения и носители рекламы. Во второй главе анализируется рекламная деятельность предприятия. Оценивается современное экономическое состояние исследуемого предприятия. Ответить на вопросы: Проводится ли на предприятии рекламная деятельность? Какое структурное подразделение (работник) занимается этой работой? Какие товары рекламируются? Какие рекламные средства для этого используются? Сколько средств затратили на рекламу и какой экономический эффект она дает (рост товарооборота на 1 руб. затрат и т. д.). В заключительной части главы разрабатываются мероприятия по основным направлениям совершенствования рекламной деятельности предприятия. На основе проведенного опроса и с учетом передовой теории и практики предложить рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности исследуемого предприятия. На примере одного вида продукции предложить план проведения рекламной компании: вид рекламы, канал распространения рекламы, носитель, сроки проведения, расходы на рекламу.
Приложение В
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Альтшуллер И. Стратегия и маркетинг: две стороны одной медали, или Просто – о сложном. М.: Дело, 2014. 288 с.
2. Андерсон К. Длинный хвост: новая модель ведения бизнеса. М.: Вершина, 2013. 272 с.
3. Багиев Г.Л. Международный маркетинг. / Г.Л. Багиев, 2-е изд, перераб. и допол. М: Питер, 2013. 718 с.
4. Бакшт К. Построение отдела продаж с нуля до максимальных результатов. СПб.: Питер, 2013. 356 с.
5. Березин И.С. Маркетинговый анализ: Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. М.: Вершина, 2012. 480 с.
6. Березин И.С.: Крупнейшие потребительские рынки России: объем, динамика, перспективы. Доклад российскому бизнесу. М.: Беловодье, 2012. 272 с.
7. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. 363 с.
8. Качалов И.В. Планирование продаж с точностью до 90% и выше. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
9. Качалов И. В. Кризис – лучшее время для роста. План 111 мероприятий. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. 352 с.
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Учебник / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. 13-е изд. Спб: Питер, 2011. 816 с.
11. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. М.: Эксмо, 2011. 240 с.
12. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. – М.: Претекст, 2012. 342 с.
13. Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2011. 720 с.
14. Левинсон Дж.К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах. М.: ЭКСМО, 2012. 400 с.
15. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов. / Ред. А.П.Панкрухин. М.: Омега-Л, 2013. 261 с.
16. Маркетинг. Учебник (для бакалавров). / Под ред. И.В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 576 с.41
17. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. М.: ИКФ "Омега-Л", 2011. 656 с.
18. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, Сколково, 2012. 288 с.
19. Рукавишников А. Как увеличить продажи?: Интеллектуальный маркетинг. М.: Эксмо, 2013. 320 с. Интернет – ресурсы
20. www.4p.ru - сайт журнала «Маркетинг»
21. www.cfin.ru/press/ - сайт журнала «Практический маркетинг»
22. www.grebennikon - сайт журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования» 23. www.labourmarket.ru – специализированный сайт, посвященный вопросам маркетинга «Петрозаводского государственного университета»
24. www.mavriz.ru – сайт журнала «Маркетинг в России и за рубежом»
25. www.ram.ru - Российская ассоциация маркетинга
26. www.marketingpro.ru –Российский журнал о маркетинге