Конспект урока Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности



План-конспект

Подготовлен: преподавателем - организатором ОБЖ МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор Соковиной Снежаной Викторовной


Тема урока : «Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности»


Дата проведения:
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная : научить детей правильно ходить в пешие походы.
Воспитательная : воспитать умение выживать в лесу
Развивающая : научиться правильно вести себя в лесу.

Оборудование: учебная доска, интерактивная доска, учебники по обж 6 класс

План урока :
Организационная часть 2–3 мин.
Проверка домашнего задания 10
Объяснение нового материла с помощью презентации 20-26 мин.
Задание на дом – 2-3мин.
Завершение урока 1–2 мин.

Оформление :
- подготовить к работе интерактивную доску

Ход урока :

Организационная часть урока.(2-3 мин.)

Учитель : Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня урок мы начнем с проверки домашнего задания.

Проверочная работа (10 мин)

Слайд 1 «Проверочная работа»

1.Каким должно быть место для бивака?
2.Как упаковывать спички?
3. Какие деревья нужно использовать для костра?
4. Какая одежда нужна для похода?

Объяснение нового материла ( 20-26 мин.)
Слайд 2 «Пешие походы на равнинной местности»
При движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5­4 км/ч, а при движении по лесу, болоту, песку, через кустарник темп снижается примерно на 1/3, а иногда и больше.
Учитель : В настоящее время пешеходный туризм в нашей стране являет­ся одним из самых популярных и распространенных. Это объясняется, прежде всего, его доступностью. При движении по ровному месту с рюкзаком турист идет со скоростью примерно 3,54,0 км/ч, а при движении по лесу, бо­лоту, песку, через кустарник темп движения снижается пример­но на 1/3, а иногда и более. При ходьбе турист слегка наклоняет туловище вперед, для того чтобы уравновесить массу рюкзака. При этом шаг туриста имеет среднюю длину, а ступни несколько раз­ворачиваются наружу и становятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога полностью не выпрямляется.

Слайд 3 «Пешие походы на равнинной местности»
Шаг средней длины
избегать долгого хождения по очень твердой поверхности
не следует разговаривать

Учитель:. Шаг средней длины. Ступни несколько разворачиваются наружу и ставятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога полностью не выпрямляется.
Следует избегать долгого хождения по очень твердой поверхности - каменным, бетонным и асфальтовым дорогам: это позволит предохранить ноги от мышечных болей и потертостей.
На трудных участках пути не следует разговаривать: разговоры сбивают ритм дыхания, раздражают усталых туристов.

Слайд 4 «Порядок движения походной группы»
Помните: нельзя двигаться вне колонны, так как это увеличивает вероятность потери ориентировки, получения травмы и т. д.

Учитель : Туристы передвигаются колонной по одному человеку, гуськом. При движении по маршруту необходимо находиться друг от друга не дальше пределов зрительной или голосовой связи. Помните: нельзя двигаться вне колонны, так как это увеличивает вероятность потери ориентировки, получения травмы и т. д.
Темп движения пешей группы определяется обычно условиями местности и погоды исходя из правила: равнение по самому слабому.

5 слайд «Ритмичность движения »
Ритмичность движения - одно из главных средств сохранения сил и повышения работоспособности человека.

Учитель: Ритмичность движения - одно из главных средств сохранения сил и повышения работоспособности человека. Поэтому необходимо соблюдать режим походного дня, который должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Как вы помните, режим переходов состоит обычно из 40 мин движения и 10-20 мин отдыха на малых привалах.

Слайд 6 «Первая половина дня»

Учитель: Хотя режим движения существенно зависит от района путешествия, сезона и других факторов, в первую половину дня вам придется проходить до 2/3 дневного перехода, на что затрачивается от 3 до 5 ходовых часов.

Слайд 7 «Линия движения»

Учитель : Линия движения в пешем путешествии определяется особенностями рельефа, растительности и наличием троп. Поэтому необходимо быть готовым к различным способам выбора направления движения.

Слайд 8 «Азимут и тропы»

Учитель: Открытые пространства лугов, невозделанных полей, а также небольшие перелески, чистые сосняки и другие несложные участки можно проходить по азимуту. Густые леса с подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше преодолевать по тропам, пусть даже несколько отклоняющимся от нужного направления.

Слайд 9 «Препятствия на равнинном маршруте»
Естественные препятствия, с которыми приходится чаще всего сталкиваться туристу на своем пути, - это реки, ручьи, болота, лесные чащи.

Слайд 10 «По лесным зарослям»
По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою передвигаются компактной группой

Учитель: По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою передвигаются компактной группой. Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами. Каждый должен внимательно следить за впередиидущим и повторять его движения. Надо придерживать ветки, чтобы они не ударяли идущего сзади. При этом одну руку выставляют вперед для защиты лица и глаз.

Слайд 11 «Водные препятствия»

Учитель: Как правило, ни один туристский поход не обходится без
преодоления водных препятствий.
Встретившись с водной преградой, необходимо тщательно продумать все варианты и способы перехода. Если выше и ниже по течению нет моста, следует внимательно осмотреть берег, нет ли на нем тропинки, спускающейся к воде и имеющей продолжение на противоположном берегу

Слайд Особенности горных маршрутов
Режим движения и отдыха в горах определяется часовыми циклами (45 мин ходьбы - 15 мин отдыха). На затяжных крутых подъемах через каждые 10-15 мин хода делают минутную остановку, чтобы восстановить дыхание.

Учитель: Режим движения и отдыха в горах определяется часовыми циклами (45 мин ходьбы - 15 мин отдыха). На затяжных крутых подъемах через каждые 10-15 мин хода делают минутную остановку, чтобы восстановить дыхание. В горах необходимо ходить только по проложенным маршрутам и с проводниками. Путешествия в горах предъявляют к уровню подготовки человека более высокие требования.

Слайд Помни !
В горах недопустимо одиночное хождение туристов вне пределов видимости
На крутых склонах легче и безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся камней.
Учитель: В горах недопустимо одиночное хождение туристов вне пределов видимости, движение не по той трассе, по которой прошел направляющий, сбрасывание камней.  
На крутых склонах легче и безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся камней. Чтобы не нарушить устойчивости опоры, ногу надо ставить на камень, который лежит устойчивее. Каждый сдвинутый с места камень должен быть непременно задержан.


Учитель: Задание на дом – 2-3мин.

5Завершение урока (1–2 мин.)


Учитель : 1.Как нужно передвигаться на равных местностях?
2. От каких факторов зависит подбор предметов туристского снаряжения? З. Кто должен вести группу?
4. Как передвигаться по лесу?

Учитель: Молодцы ребята. Спасибо за урок. До свидания ребята!

















ссылки и литература по теме урока.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]