Методика проведения учебных экскурсий

"Я слышу - и я забываю,
я вижу - и я помню,
я делаю - и я понимаю".
Китайская пословица
Практическая деятельность - важный момент становления географической культуры . Проведение учебных экскурсий - обязательно требование учебной программы и учебной практики. Проведение экскурсий в природу в городе осложняется тем, что до места экскурсии приходится добираться далеко. Сложно выбрать объект экскурсии.
Поэтому я хочу предложить разработки экскурсий, которые можно провести в условиях нашего города.
Организация и проведение каждой экскурсии включает в себя три основных этапа:
Подготовка учителя и учащихся
Проведение экскурсии
Оформление полученных материалов, составление отчета
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
Формулировку целей и задач экскурсии
Выбор маршрута, ознакомление с ним учащихся
Подбор учебного материала для повторения
Составление плана проведения экскурсии
Подготовка необходимого оборудования
Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.
Подготовка учащихся к экскурсии включает
1. Повторение знаний, которые учащиеся должны будут применить в ходе экскурсии.
2. Подготовка необходимого оборудования.
3. Проведение инструктажа по безопасности жизнедеятельности, правила поведения в природе
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения географических объектов. Можно выделить три основных этапа проведения экскурсии
1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель напоминает правила поведения в природе. 2. Самостоятельная работа учащихся по руководством учителя
Экскурсия может проводиться как с общим планом для всего класса,
· так и по-иному, когда класс предварительно делится на звенья, каждое из которых имеет свой план-задание.
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).
В заключение итоговой беседы учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие у них во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета. Дома школьники по планам-заданиям своих звеньев составляют краткие отчеты. Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте. Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании. Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. При проведении всех экскурсий важно учитывать мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.































15