Методика проведения учебно-тематических экскурсий
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Составил педагог дополнительного образования
Анастасия Андреевна Юдина
«Методика проведения экскурсии».
Методика проведения экскурсии охватывает целый ряд вопросов. Это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах и связанных с ним событиях. Методика предполагает правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства на пути достижения поставленной экскурсионной цели и, в конечном счете, наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии.
Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии.
Задача методических приемов - обеспечить наибольшую ответственность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.
Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах – как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами, как основа процесса преобразования устной информации (рассказа) в зрительную информацию – как основу анализа на экскурсии.
Методика проведения экскурсии является неотъемлемой частью сложного процесса – процесса проведения экскурсии.
Методика не существует отдельно от показа и рассказа. Показ объектов самостоятельно без рассказа экскурсовода не используется. Любой методический прием приводится в действие с помощью устной речи.
Практически показ памятного места на экскурсии представляет собой целенаправленные действия, которые помогают экскурсантам получить конкретные, наглядно воспринимаемые ответы на вопросы: что находится перед нами в данный момент, как и для чего, построено, с какой целью, какие его части и детали вызывают наибольший интерес.
В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу». Поэтому методика показа занимает главенствующее место в методике.
Методическое мастерство экскурсовода является неотъемлемой частью его профессионального мастерства.
Методические приемы подразделяются на несколько групп. Их задача помочь экскурсоводу добиться устойчивого внимания и прочных контактов между экскурсоводом и экскурсантом, аудитории к наблюдательным объектам, закрепление внимания к рассказу, тем самым, вызывая интерес у экскурсантов к определенным вопросам, обеспечить зрительное восприятие экскурсионного материала.
В методике проведения экскурсии выделяются группы, связанные с основными элементами экскурсии: показ и рассказ.
ПРИЕМ ПОКАЗА: прием, организующий наблюдение и изучение объектов выделение объекта и части объекта из целого, дать возможность увидеть объекты в нужном виде, можно построить показ на движении-приближении экскурсионной группы к объекту или удалении от него.
ПРИЕМ РАССКАЗА: (речевые приемы) – приемы, построенные на пояснении объекта, описании внутреннего вида, вызывающие ассоциации. Приемы репортажа, дающие возможности понять изменения, происходящие в объекте, приемы, построенные на анализе и т. д.
Необходимо учитывать уровень подготовки группы, возраст. Прием рассказа является как бы пружиной устной речи, его задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было рассказано экскурсоводом.
Рассказ не используется самостоятельно по отношению к показу объектов, они играют вспомогательную роль и являются лишь необходимым, логически оправданным дополнением к показу объектов, воспринимаемых с помощью зрения.
В приемы рассказа входит справка, репортаж, цитирование. Рассказ способствует формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. Немаловажный момент в экскурсии – это вопросы-ответы, ссылки на очевидцев, словесный монтаж, соучастие, дискуссия. Это рисует внешнюю картину событий, показывает действия конкретных персонажей, способствует трансформации значительной части словесного материала и зрительные образы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА: прием предварительного осмотра - задачей этого приема – дать возможность
а) составить представление об исторической личности;
б) дать оценку объекту;
в) дать представление об его природном окружении.
ПРИЕМ ПАНОРАМНОГО ПОКАЗА: дать возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид какой-либо местности. Для этого могут быть использованы высокие точки.
ПРИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ: сущность состоит в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный образ исторического здания, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Задача – дать представление об объекте, который в данный момент представляет перед ними в ином виде, или о событии, которое произошло на этом месте, в здании. Успех во многом зависит от подготовительной работы. Знание всех обстоятельств помогает стать как бы очевидцем исторических событий и дает представление о нем, словно, он сам был участником этого события.
ПРИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА: это один из вариантов воссоздания. Экскурсовод составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или памятников, а так же их отдельных элементов, частей.
ПРИЕМ ЛОКАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТА: успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ. Данный прием означает связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляд к данной конкретной теории, к тому месту, где произошло событие. При изложении предусматривается переход от общего к частному.
ПРИЕМ АБСТРАГИРОВАНИЯ: мысленный процесс выделения из целого, каких либо частей с целью их отвлеченного наблюдения. Это позволяет рассмотреть признаки конкретного предмета. Этот прием построен:
А) на наблюдение одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом;
В) на наблюдение одной из частей здания.
Задачи - показать, что событие, о котором идет речь, произошло именно здесь:
Рассмотреть, проанализировать какую-либо часть здания, сооружения, памятника.
Ограничить рассматриваемое событие от общего процесса.
Сначала рассматривается весь архитектурный ансамбль, вся площадь, весь массив в целом. Только после того как экскурсанты получат представление о сущности целого, можно переходить к показу и анализу его частей.
ПРИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ: в экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное. Этот прием на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного предмета. Задача – выявить и показать оригинальность и неповторимость объекта, установить сходства или различия.
ПРИЕМ ИНТЕГРАЦИИ: построен на объединении определенных частей в единое целое. При анализе архитектурного ансамбля сначала показывается все здание, затем объединяются зрительные впечатления. В заключение группа наблюдает ансамбль, как единство зданий. Этот прием ведется при показе улиц, площадей, предприятия.
ПРИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ АНОЛОГИИ: прием построен на сравнении
А) данного объекта с фотографией или рисунком;
В) данного объекта с теми объектами, которые наблюдались ранее.
ПРИЕМ ДВИЖЕНИЯ: движение экскурсантов вблизи объектов с целью лучшего его наблюдения. Полное восприятие объектов экскурсантами не возможно без правильного организованного движения экскурсантов. При построении экскурсии нужно принять во внимание вопрос о том, как подойти к объекту осмотра так, чтобы особенности его вступления особенно ярко и первое впечатление оказалось сильнейшим. Экскурсовод должен умело использовать формы и варианты движения и экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.