Методика организации и проведения географических экскурсий


Методика организации и проведения географических экскурсий
2.1. Экскурсионное программное содержание Экскурсии – очень важная органическая часть нормальной работы школы, они должна быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть согласованно таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий даёт возможность осуществить их без срыва других занятий. Тематика экскурсий определяется программой. Анализ различных программ по курсу географии в основной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы: - Ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года; - Ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности; - Экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды; - Экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства. Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале 42 изучения курса географии – это введение в предмет, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных богатств человеком и его воздействие на природу. В примерной рабочей программе на экскурсии отводиться по одному часу в каждом классе, таким образом, общее количество часов отводимых на их проведение по программе географии составляет в 5-9 х классах 5 часов. 2.2. Технология проведения экскурсий. Экскурсии – это коллективное посещение природных объектов и достопримечательных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, музеев и других учреждений с целью изучения и сбора краеведческого материала. Экскурсии в основном организуются в течение учебного года. По месту нахождения объектов экскурсии бывают ближними и дальними, а по характеру изучения материала и ознакомления с ними – тематическими или комплексными. Технология проведения каждой экскурсии состоит из трёх этапов: 1) подготовки к ней учителя и учащихся; 2) проведения экскурсии; 3) оформление полученных результатов. Рассмотрим технологию проведения экскурсий в природу, так как они наиболее сложны в организационном и методическом плане и требуют специальной подготовки. Подготовка к экскурсии Подготовка учителя: а) Определить тему, представления и основные понятия. б) Выбрать место экскурсии. 43 в) Разработать маршрут. г) Ознакомиться с местом экскурсии, отобрать объекты демонстрации. д) Определить места остановки. е) Составить план экскурсии. Подготовка ученика: а) Познакомиться с темой, задачами и вопросами, на которые должна ответить. б) Подготовить полевые дневники и папки для сбора экземпляров. в) Привести в систему экскурсионное снаряжение. г) Одежда экскурсионная. д) Дополнительный материал к теме для КВН. Подготовка начинается с составления тематического годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляются их описания. Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, то есть окончательное оформление проделанной на экскурсии работы. 44 Оборудование экскурсии. Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий. Технология проведения экскурсии включает информационную и рабочую части. Информационная часть – это рассказ, объяснение учителя, специалиста, экскурсовода в музее, на природном объекте, на предприятии. Рабочая часть – исследовательская и регистрационная деятельность учащихся (сбор материала, коллекций, измерения, описания и зарисовки, фотографирование). Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаёт задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений. Основное требование к экскурсии – это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор материала, наблюдение за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочее. 45 Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение дают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов после оформления результатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсиях применяется исследовательский метод. Он требует от экскурсантов больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии. Вследствие необходимости в краткий срок охватить большое количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Второе правило, вытекающее из первого, - конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после неё во время обработки результатов. Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета – это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8-10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигаетсянагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не утомляли учащихся. 46 Следующее требование – это умение правильно показать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Рассмотрение на экскурсии крупных, всем хорошо видимых объектов не требует особой техники. Сложнее изучать мелкие предметы, иногда очень малого размера. Самое главное здесь – приучить детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя, находящегося в центре такого живого кольца. Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Учителю необходимо чётко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений, животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Обработка экскурсионного материала Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи. По итогам работы оформляется паспорт экскурсии по схеме [25; С. 111]: 47 Титульный лист, на котором указывается тема (название) экскурсии, автор разработки. Общая характеристика экскурсии: - назначение; - класс, возраст участников; - маршрут (основные пункты), протяженность, продолжительность; - цели и задачи; - способы, маршрут, время подъезда к начальной точке и выезда с конечной точки экскурсионного маршрута. Схема экскурсионного маршрута с указанием на ней маршрута экскурсии, мест остановок, экскурсионных объектов, запасных вариантов выезда. Краткая характеристика экскурсионных объектов, иллюстрации. Рекомендуемая литература. Рекомендации по обеспечению безопасности на экскурсионном маршруте. Задания для участников экскурсии.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскурсия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь». Экскурсии играют огромную роль в преподавании географии в школе, обеспечивая высшую форму наглядности в обучении. Приобретаемые на географической экскурсии знания имеют двоякое значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой – они служат примером для познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной природы познают общие, свойственные природе закономерности [17].Географические экскурсии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к географии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы, что повышает их активность и развивает их практические умения и навыки.Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.