Конспект урока «Состав слова. Суффиксы» (4-й урок из цикла уроков-путешествий по стране Морфемике), 3 класс

Урок русского языка во 3 классе. 
Тема: Суффикс как часть слова. 
Цели:  Образовательные: Активизировать знания учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове; развивать умения находить суффиксы в слове, дать определение суффикса, обогащать словарный запас.  Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.  Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки,  воспитывать прилежание, активность. 
Оборудование: Картинки гномов, карточки индивидуальные, демонстрационные, схемы слов по частям слова, поезд, карта страны Морфемики.

Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий. 
Ход урока: 
I.Организация начала урока. Психологический настрой. 
Приветствуем всех, кто время нашёл.  И сегодня на урок к нам пришёл!  Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь себе и гостям,
передайте частичку своего хорошего настроения другому. 
2. Актуализация знаний. - Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемики.
- А на чём мы отправимся в путешествие? ( на поезде)
- Как ещё называют поезд? (состав)
- Какое значение имеет это слово?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, он из них состоит.
- А что такое состав слова?. – Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово
Какое возьмём для себя на урок? (состав слова)- Запишите число и тему нашего урока.
-Где мы уже побывали? Что узнали?
(На полянке Корней-узнали о корне, переплыли через озеро Окончаний, прошли по лесу Приставок)

1) Мозговой штурм. (интерактивная технология)
Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Что изучает Морфемика? (части слова)
- Без чего не может существовать слово? ( без корня)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
- Часть слова без окончания это ( основа)
- Окончание изменяет.( форму слова)
- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)
- Часть слова перед корнем? ( приставка)
- для чего служит приставка? ( для образования новых слов)

2) «Аквариум» (интерактивная технология)
Найди лишнее слово. Докажите.
Вода поём
Водитель пошёл
Водичка поел
Подводник порог

3. Подготовительная работа: введения в тему.

Сегодня нас снова ждёт увлекательное путешествие по стране Морфемике. На пути у нас возникли горы, да не простые, а волшебные. И название у них удивительное: СУФФИКСЫ.

- А о чём бы вы хотели узнать, путешествуя по этим горам?
(Что такое суффиксы? Какие бывают суффиксы? Где стоят суффиксы? Для чего служат суффиксы)

(открывается запись на доске с этими вопросами)

- Вот и будем сегодня мы с вами искать ответы на эти вопросы. А помогать нам в горах будут А впрочем отгадайте сами:



В ветхом домике без печки  Жил веселый старичок,  Кипятил он чай на свечке,  Заварив травы пучок,  Жарил ягоды на солнце,  Одуванчики солил,  И, под вечер, у оконца  Комаров чайком поил.  На сосне искал иголку,  Чтоб латать себе штаны,  Вместо зеркала на полку  Ставил краешек Луны.  Ночью звездные дорожки  Бородою подметал,  То, что падало, в лукошко  Осторожно собирал.  Ну, а утром звезды эти  Сеял дома, под окном,  Чтобы знали все на свете,  Где живет веселый ГНОМ.

- А скажите, пожалуйста, как будут называть маленького гнома? (гномик)
- давайте запишем эти два слова и попробуем разобрать их по составу.
- Какая часть слова осталась не выделенная? (-ик-)
- Где стоит эта часть слова? (после корня)

Часть слова, которая стоит после корня, называется, ребята, суффиксом. – это первая тайна суффиксов.

Справка. Слово «суффикс» образовано от латинского «суффиксус», что значит «подставленный». Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова и придать им новое значение. ( на доске опора)

- А как Суффикс обозначается? Может быть вы сами догадаетесь? Что носят на голове гномы? (шапки) А какой формы они? А где живут? (в горах) А какую форму имеют горы? Правильно: треугольную. Вот и суффиксы выделяются маленькой шапочкой гномиков-треугольником.




4. Изучение нового материала

На доске вы видите чудо-дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
1) Гномики - это маленькие человечки, которые очень любят задавать разные задания.
Вот один из них принёс шляпу – ик и слова: нос, дом, хвост, стол, кот. Кому я дам шляпу, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
- Давайте запишем эти слова. С помощью какой части слова они образовались? Выделите суффикс – к. Какое значение он придаёт словам? (уменьшительное)

Вторая тайна открыта- суффиксы служат для образования новых слов.

2) Гномы очень заботливые родители. И вот второе их задание. Попробуйте найти детёнышей этих животных:
Медведь-
Лиса-
Тигр-
Слон-
Заяц-
- Запишите образованные слова. Выделите суффиксы
- Какое значение несут в себе суффиксы -онок, -ёнок?  (с их помощью можно образовать названия детёнышей) 
Третья тайна- суффиксы несут новое значение словам.

5. Физминутка.
Делая упражнения, попробуйте найти слова с суффиксами.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать.

6. Упражнения в образовании новых слов с помощью суффиксов.

Гномы очень добрые существа. Они предлагают вам ещё одно задание.
«Жил-был суффикс -чик-. Он был ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. Задание: - Превратите слова с помощью суффикса – чик- в добрые и ласковые. Трамвай, стакан, карман, лимон. - Запишите новые слова. Какое правило встретилось при написании? - Ответьте на вопрос:
Какое значение вносит суффикс –чик- в слово?(Суффикс –чик- имеет уменьшительное значение)

2) Работа в парах
- Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Образуйте ласковые имена своих соседей по парте. При помощи каких суффиксов вам удалось это сделать? ( -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк- они получили название уменьшительно – ласкательных)
7. Закрепление изученного материала.

1). Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны. Помогите человечкам превратить слова в большие предметы.
Рука, нога, глаз, дом
- С помощью какого суффикса вам это удалось? (-ищ)

2) И последнее задание гномов.
Расселите слова в домики -ышк, -ушк, -очк

Папа, мама, дочь, солнце, перо, зерно, дед, баба, изба,

- Теперь,я надеюсь, вы будете знать, как обращаться к своим близким и родным,чтобы показать,как вы их любите.






8. Итог урока.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.  -Над какой темой мы сегодня работали?  - Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)  -Что же такое суффикс?  -Что ещё вы о нём узнали? 
За Корнем Суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком..
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку

Игра «Микрофон» (интерактивная технология) (если останется время)
- Кто больше вспомнит суффиксов, с которыми встретились на уроке?
9. Домашнее задание:
С. 112, упр. 257 ( «Справочник по русскому языку» О.В.Узорова, Е.А.Нефедова)

10. Рефлексия
Сюрприз!
Гномики приготовили ещё вам по сердечку, чтобы вы помнили о встрече с ними.
- Возьмите то сердечко, которое покажет внаши успехи:
- красное сердечко – вам многое удалось, и вы смогли справиться с трудностями;
- розовое сердечко – вы испытывали затруднения, но смогли найти правильное решение;
- фиолетовое сердечко – вы расстроены, у вас не всё получилось
Но я желаю всем успехов!

Бышук В.В., учитель высшей категории
Рыбачьевской ОШ 1-2 ступеней
декабрь 2011г.

































































































































































































Ч

























































У



















































































Заголовок 115