Конспект урока «Состав слова. Суффиксы» (4-й урок из цикла уроков-путешествий по стране Морфемике), 3 класс
Урок русского языка во 3 классе.
Тема: Суффикс как часть слова.
Цели: Образовательные: Активизировать знания учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове; развивать умения находить суффиксы в слове, дать определение суффикса, обогащать словарный запас. Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке. Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Оборудование: Картинки гномов, карточки индивидуальные, демонстрационные, схемы слов по частям слова, поезд, карта страны Морфемики.
Тип урока: изучение нового материалаВид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.
Ход урока:
I.Организация начала урока. Психологический настрой.
Приветствуем всех, кто время нашёл. И сегодня на урок к нам пришёл! Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь себе и гостям,
передайте частичку своего хорошего настроения другому.
2. Актуализация знаний. - Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемики.
- А на чём мы отправимся в путешествие? ( на поезде)
- Как ещё называют поезд? (состав)
- Какое значение имеет это слово?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, он из них состоит.
- А что такое состав слова?.– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово
Какое возьмём для себя на урок? (состав слова)- Запишите число и тему нашего урока.
-Где мы уже побывали? Что узнали?
(На полянке Корней-узнали о корне, переплыли через озеро Окончаний, прошли по лесу Приставок)
1) Мозговой штурм. (интерактивная технология)
Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Что изучает Морфемика? (части слова)
- Без чего не может существовать слово? ( без корня)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
- Часть слова без окончания это ( основа)
- Окончание изменяет.( форму слова)
- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)
- Часть слова перед корнем? ( приставка)
- для чего служит приставка? ( для образования новых слов)
2) «Аквариум» (интерактивная технология)
Найди лишнее слово. Докажите.
Вода поём
Водитель пошёл
Водичка поел
Подводник порог
3. Подготовительная работа: введения в тему.
Сегодня нас снова ждёт увлекательное путешествие по стране Морфемике. На пути у нас возникли горы, да не простые, а волшебные. И название у них удивительное: СУФФИКСЫ.
- А о чём бы вы хотели узнать, путешествуя по этим горам?
(Что такое суффиксы? Какие бывают суффиксы? Где стоят суффиксы? Для чего служат суффиксы)
(открывается запись на доске с этими вопросами)
- Вот и будем сегодня мы с вами искать ответы на эти вопросы. А помогать нам в горах будут А впрочем отгадайте сами:
В ветхом домике без печки Жил веселый старичок, Кипятил он чай на свечке, Заварив травы пучок, Жарил ягоды на солнце, Одуванчики солил, И, под вечер, у оконца Комаров чайком поил. На сосне искал иголку, Чтоб латать себе штаны, Вместо зеркала на полку Ставил краешек Луны. Ночью звездные дорожки Бородою подметал, То, что падало, в лукошко Осторожно собирал. Ну, а утром звезды эти Сеял дома, под окном, Чтобы знали все на свете, Где живет веселый ГНОМ.
- А скажите, пожалуйста, как будут называть маленького гнома? (гномик)
- давайте запишем эти два слова и попробуем разобрать их по составу.
- Какая часть слова осталась не выделенная? (-ик-)
- Где стоит эта часть слова? (после корня)
Часть слова, которая стоит после корня, называется, ребята, суффиксом. – это первая тайна суффиксов.
Справка. Слово «суффикс» образовано от латинского «суффиксус», что значит «подставленный». Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова и придать им новое значение. ( на доске опора)
- А как Суффикс обозначается? Может быть вы сами догадаетесь? Что носят на голове гномы? (шапки) А какой формы они? А где живут? (в горах) А какую форму имеют горы? Правильно: треугольную. Вот и суффиксы выделяются маленькой шапочкой гномиков-треугольником.
4. Изучение нового материала
На доске вы видите чудо-дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке.Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
1) Гномики - это маленькие человечки, которые очень любят задавать разные задания.
Вот один из них принёс шляпу – ик и слова: нос, дом, хвост, стол, кот. Кому я дам шляпу, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
- Давайте запишем эти слова. С помощью какой части слова они образовались? Выделите суффикс – к. Какое значение он придаёт словам? (уменьшительное)
Вторая тайна открыта- суффиксы служат для образования новых слов.
2) Гномы очень заботливые родители. И вот второе их задание. Попробуйте найти детёнышей этих животных:
Медведь-
Лиса-
Тигр-
Слон-
Заяц-
- Запишите образованные слова. Выделите суффиксы
- Какое значение несут в себе суффиксы -онок, -ёнок? (с их помощью можно образовать названия детёнышей)
Третья тайна- суффиксы несут новое значение словам.
5. Физминутка.
Делая упражнения, попробуйте найти слова с суффиксами.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать.
6. Упражнения в образовании новых слов с помощью суффиксов.
Гномы очень добрые существа. Они предлагают вам ещё одно задание.
«Жил-был суффикс -чик-. Он был ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.Задание: - Превратите слова с помощью суффикса – чик- в добрые и ласковые.Трамвай, стакан, карман, лимон.- Запишите новые слова. Какое правило встретилось при написании?- Ответьте на вопрос:
Какое значение вносит суффикс –чик- в слово?(Суффикс –чик- имеет уменьшительное значение)
2) Работа в парах
- Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Образуйте ласковые имена своих соседей по парте. При помощи каких суффиксов вам удалось это сделать? ( -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк- они получили название уменьшительно – ласкательных)
7. Закрепление изученного материала.
1). Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны. Помогите человечкам превратить слова в большие предметы.
Рука, нога, глаз, дом
- С помощью какого суффикса вам это удалось? (-ищ)
2) И последнее задание гномов.
Расселите слова в домики -ышк, -ушк, -очк
Папа, мама, дочь, солнце, перо, зерно, дед, баба, изба,
- Теперь,я надеюсь, вы будете знать, как обращаться к своим близким и родным,чтобы показать,как вы их любите.
8. Итог урока.
А теперь давайте подведем итог нашего урока. -Над какой темой мы сегодня работали? - Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да) -Что же такое суффикс? -Что ещё вы о нём узнали?
За Корнем Суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком..
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку
Игра «Микрофон» (интерактивная технология) (если останется время)
- Кто больше вспомнит суффиксов, с которыми встретились на уроке?
9. Домашнее задание:
С. 112, упр. 257 ( «Справочник по русскому языку» О.В.Узорова, Е.А.Нефедова)
10. Рефлексия
Сюрприз!
Гномики приготовили ещё вам по сердечку, чтобы вы помнили о встрече с ними.
- Возьмите то сердечко, которое покажет внаши успехи:
- красное сердечко – вам многое удалось, и вы смогли справиться с трудностями;
- розовое сердечко – вы испытывали затруднения, но смогли найти правильное решение;
- фиолетовое сердечко – вы расстроены, у вас не всё получилось
Но я желаю всем успехов!
Бышук В.В., учитель высшей категории
Рыбачьевской ОШ 1-2 ступеней
декабрь 2011г.
Ч
У
Заголовок 115