Конспект урока «Состав слова. Приставки» ( 3-й урок из цикла уроков-путешествий по стране Морфемике), 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:
Состав слова. Приставки.
Тема: Развитие умения находить в словах приставки.
Цель: развивать умение находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок.
Задачи:
образовательная – развивать умение находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок ;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
воспитательная –воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Оборудование урока:
Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки индивидуальные, демонстрационные, схемы слов по частям слова, поезд, карта страны Морфемики.
Тип урока: изучение нового материалаВид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.
Ход урока
I. Организация класса.
-Привет, друзья!
Примите приглашение.
В стране Морфемики
Познаете вы много разных тайн,
И части слов живут и тут, и там.
2. Актуализация знаний. - Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемики.
- А на чём мы отправимся в путешествие? ( на поезде)
- Как ещё называют поезд? (состав)
- Какое значение имеет это слово? Какое возьмём для себя на урок? (состав слова)- Запишите тему нашего урока.
-Где мы уже побывали? Что узнали?
(На полянке Корней-узнали о корне, переплыли через озеро Окончаний)
1) Мозговой штурм. (интерактивная технология)
Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Что изучает Морфемика? (части слова)
- Без чего не может существовать слово? ( без корня)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
- Часть слова без окончания это ( основа)
- Окончание изменяет.( форму слова)
- Для чего служит окончание? ( для связи слов в предложении)
- Выделите в слове ЗИМА основу, окончание и корень.
2) «Аквариум» (интерактивная технология)
Найди лишнее слово. Докажите.
Вода домашний
Водитель домовой
Водичка домик
Подводник бездомный
Подготовительная работа: введения в тему.
- Зима пришла и в лес, который мы встречаем на пути. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они из леса нам кричат: ПРИЕХАЛИ, ДОБРАЛИСЬ, ВЫХОДИТЕ.
- В каком лесу мы оказались? ( в лесу Приставок)
- А о чём вы захотите узнать в этом лесу? (ответы детей)
Лес наш Приставок встретить вас рад.Здесь вас встречает приставок парад.Дамы Приставки здесь посмотриПишутся слитно с корнем они.Корень, как истинный гражданин,Дамам дорогу уступит своим.Встанут приставки все впередиС корнем сольются – им по пути.
- Поезд остановился и задумался: А нет ли в этом лесу у него друзей? Давайте поможем нашему поезду найти их. Для этого попробуем в слове ПОЕЗД выделить, окончание, основу и корень.
- Какая часть слова осталась? (по)
- Где она стоит? ( перед корнем –езд)
- Как её назовём? (приставка) Почему? (приставили к корню)
Правильно,ребята, эта часть слова называется приставка.
( на доске вывешивается опора)
У Корня в недругах, представь – ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
3. Изучение новой темы.
1) - Прочитайте сказку о приставках.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомлюсь с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем
- Какую первую тайну приставки мы с вами открыли? (стоит перед корнем)
2) - А теперь давайте поищем друзей нашего поезда в этом лесу. Это задание нам предлагает добрый лесной эльф.
Добавьте к корню – езд эти приставки.
Что получили? ( новые слова) Запишите их и выделите приставки.
- Какую вторую тайну приставок открыли? Для чего служат приставки? (для образования новых слов)
- А теперь откройте «Справочное пособие по русскому языку» (О.В.Узорова, Е.А.Нефедова) на стр. 90 и прочитайте правило о приставке. Все ли мы тайны приставок открыли? (Да).
-Давайте их повторим и запомним: (вывешивается опора)
Приставки
* стоит перед корнем
* образует новые слова
4. Упражнения в образовании новых слов при помощи приставок.
- Лес приставок очень густойИ пройти и проехать в нём трудно. Лесные жители помогут нам преодолеть этот путь, если мы с вами выполним их задания. Вы готовы? (да).Тогда в путь.
1.Задание лесной цветочной феи:
Образуйте слова с помощью приставок
про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.
Выделите в словах приставки.
5. Физминутка. Её приготовил для вас эльф из леса Приставок.
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
- Продолжим выполнять задания лесных жителей. И это задание приготовили нам эльвы.
2. «Акрариум» (интерактивная технология)
Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
ПОЁМ, ПОШЁЛ, ПОЕЛ, ПОРОГ.
6. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Стр. 91, упр. 195
Спишите слова. Выделите приставки.
Самостоятельная работа
Стр. 91 упр. 197
7. Домашнее задание
Стр. 90 выучить правило, с 92, упр. 198 (1 вар.)
8. Подведение итогов урока.
- В каком лесу побывали?
- Что узнали от лесных эльфов о приставке?
Игра «Микрофон»
- Какие приставки вы запомнили?
9. Рефлексия.
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Бышук В.В., учитель высшей категории
Рыбачьевской ОШ 1-2 ступеней
Декабрь 2011 г.
1) - Прочитайте сказку о приставках.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомлюсь с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1) - Прочитайте сказку о приставках.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомлюсь с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1) - Прочитайте сказку о приставках.
Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомлюсь с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем