П Р О Е К Т «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (партнерство дошкольного учреждения и семьи с Новоуренгойским казачеством в гражданско – патриотическом воспитании)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Руслан»



П Р О Е К Т

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
(партнерство дошкольного учреждения и семьи с Новоуренгойским казачеством в гражданско – патриотическом воспитании)




Г. Новый Уренгой


Аннотация проекта

«У большинства людей чувство Родины
в обширном смысле – родной страны,
отчизны – дополняется еще чувством
родины малой, первоначальной, родины
в смысле родных мест, отчих краев,
района, города или деревушки. Эта малая
родина со своим особым обликом,
своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной,
он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем- для всех одна».
А.Т.Твардовский.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках Севера показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.
Чтобы любить Родину, писал академик Д.С.Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина.
В большой степени этому способствует нравственно-патриотическое воспитание, наглядно знакомя дошкольников с их «малой родиной», близкой и понятной детям.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих ребёнка.
Воспитание у детей дошкольного возраста патриотического воспитания в нашем МДОУ ДС КВ «Руслан» реализуется через проектный метод в котором участвую казачье общество 5 – го Обско – Полярного казачьего отдела Сибирского войскового казачьего общества.
В чём особенность этого подхода? Многие современные воспитательно-образовательные инициативы, нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется и это не так безобидно, как может показаться, поскольку приводит к неумению разрешать жизненные ситуации, отклонениям в психике.
В результате такого подхода мы обнаружили мудрость и глубину народной педагогики: передачу знаний и навыков идет не только на знаниях, но и в ходе естественной жизни коллектива детей. Во главу становится вписанная в коллектив личность ребенка, его всестороннее гармоничное развитие, способность к самосовершенствованию с другими детьми. Процесс проектирования состоит из разработки проектов, их реализации, анализа результатов и процесса проектирования.
Исследование показывает, что проект актуален не только для развития взаимодействия между системой «педагоги - родители», но и системой «воспитывающие взрослые - дети». Он позволяет перейти от репродуктивного к творческому характеру воспитания и обучения ребенка, что позволяет стимулировать развитие созидательной направленности личности дошкольника, поисковую деятельность, в которой формируется действительное понимание общественного опыта, воспитание качества гражданина.













Обоснование необходимости проекта.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно... И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Наша страна многое растеряла за последние годы. И не будем никого винить за это. Будем смотреть вперед, и строить свою жизнь - такую, какая нам нужна. А построить её сможем только мы - граждане и патриоты Казахстана. Сегодняшние дети - это будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботится о её процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит ещё много потрудиться.
Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих ребёнка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.
Гуманизация дошкольного образования , обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям.
Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных , направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, перед нами встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.
Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних детей значимой стороной действительности.
В разработанном нами проекте «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, края, жизнью и бытом малых народов - ханты и манси; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями северного края; богатством родной земли, символикой России и т.д.
III. Описание проекта.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство РодиныОно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Реализация проекта патриотического воспитания предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают систематические, целенаправленные занятия, наблюдения, экскурсии.
Отбор содержания проекта по патриотическому воспитанию проводился по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать). Ведущей для этого возраста является игровая деятельность.

Цель проекта: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

Основные задачи проекта:
Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться с взрослыми и сверстниками.
Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города, края.
Сформировать представления о том, чем славен родной край.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
Культурное, духовное и нравственное воспитание детей на основе сохранения и развитие казачьих традиций и обычаев, проведение мероприятий по воено – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Содержание проекта строится на основе общих принципов:
Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность. Развитие дружбы и сотрудничества между народами РФ, поддержка мира и согласия.
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность.
Одним из важных принципов проекта является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.
Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев) развитие личности дошкольника, проект должен обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).
Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Стимулирование активности.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах. В прошлые годы, складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде, тогда как другие виды деятельности (например: поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской школы искусств, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.
Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Задачи проекта:
Образовательные:
на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
учить ориентироваться в природной среде обитания;
приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:
средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно – наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:
нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
воспитание уважения к труду;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
знакомство детей с традициями казаков.


Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации проекта:
семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
историческое единство русского народа;
общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

В процессе реализации проекта внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
внешний и внутренний «портрет» ребенка, физическое и духовное начала в нем;
достоинство, смысл и величие жизни человека;
человек в общении с другими людьми, значение языка как основы человеческих взаимоотношений;
деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:
создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
динамичность работы;
учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
становление высоконравственных, этических норм поведения.















III. Результативность и эффективность проекта.
Разработанная нами система по воспитанию патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает разработки занятий, праздники, развивающие игры, рисунки, схемы, модели, акции. Она может быть использована на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в приобщении к социальной действительности.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров).
Результативность: комплексная работа по воспитанию патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволила решать актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания:
- воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
- обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой родной город»;
- готовность заботиться о родном городе.
Оценка эффективности работы отслеживалась по следующим критериям:
- история родного города;
- символика города;
- главные достопримечательности города;
- места отдыха города;
- здания города;
- труд взрослых характерный для своего города, названия профессий, цель работы;
- интерес к прошлому, настоящему, будущему города;
- культурные традиции коренного населения края;
- природа родного края (животный и растительный мир);
- ориентировка в своём микрорайоне.
Одним из важных условий реализации системы ознакомления с родным городом является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:
- развитию ребёнка, как личности;
- активизации познавательной активности детей;
-способствует реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного;
- обеспечивает реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности;
- соответствует реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания.
Разработано перспективное планирование интегрированных мероприятий по теме: «Мой город» (приложение № 1).

Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.
Развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Элементы РПС
Функциональная роль
Формы и методы работы


Макет «Микрорайон детского сада»



Символика: герб, флаг города.

План – схема города




Набор фотографий города





Альбомы: «Достопримечательности и памятные знаки города»
«Природа родного края»



Набор картинок к дидактическим играм:
«Угадай по описанию»,
«Путешествие по родному городу»

Аудио записи с песнями о родном городе


Библиотека





Мини-музей " Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город Уренгой"



Экспозиция рисунков краеведческого содержания


Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении

Познавательная, обучающая

Ориентировка на плане города; развитие умственных способностей

Познавательная, воспитание чувства привязанности к родному городу, эстетическая


Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу.



Обучающая, умственное развитие, познавательная



Культурная, эстетическая, эмоциональная

Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной)

Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая

Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей


Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры.

Рассматривание, беседа


Занятия, самостоятельная деятельность


Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы



Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными сооружениями, природными ландшафтами

Занятия , совместная деятельность, игры. Конкурсы



Прослушивание, занятия


Чтение, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитанного

Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев



Рассматривание, беседы, практическая деятельность



У каждого детского сада свои традиции. Традиции придают образовательному учреждению своё лицо. Отбор и сохранение своих традиций вырабатывает собственную систему ценностей.
В детском саду "Руслан" сформировалась хорошая традиция отмечать памятные даты и государственные праздники. Реализуя задачу воспитания любви к родному городу, разработан ряд досугов и праздников, направленных на привитие детям интереса к городу, детскому саду, семье, профессиональной деятельности родителей.






Годовой план праздников и традиций.























Проводятся тематические акции.
Составлены методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями и Новоуренгойского казачьего общества..
Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться, к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей.
Эта работа по- прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссозданию местных и трудовых традиций.

Формы работы, особенности и средства организации работы с родителями:
- семейные экскурсии в музеи, памятным местам города, культурные центры;
- «мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети);
- консультативная работа;
- праздники, развлечения, досуги;
- оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газеты;
- дни открытых дверей;
- участие в выставках творческих работ, рисунков.


Разработано перспективное планирование работы с родителями по данному направлению.




Ожидаемый результат.
Модель выпускника.

Умеет ориентироваться в среде обитания.
Сформирован интерес к традициям родного края.
Развито чувство любви, ответственности и гордости за родной край.
Умеет проявлять положительные нравственные качества.

Проектом определена последовательность решения комплекса поставленных задач по данному направлению. В целях обобщения опыта работы по данному направлению нами планируется проведение целевых семинаров, методических объединений. Издание методических пособий, буклетов.
Задача патриотического воспитания детей дошкольного возраста является долговременной.. В настоящее время Правительство РФ и Министерство образования РФ усиленное внимание уделяют решению задач патриотического воспитания. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящего в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой для формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своего народа, которые необходимо формировать в дошкольном возрасте. Мы уверены, что данный проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» является социально значимым проектом.









13PAGE 15


13PAGE 14415









ССССССсО















Сентябрь
«День знаний»
«День города»

Октябрь
«Осень в гости просим»


«День матери»


Ноябрь
«День матери»
«День семьи»

Декабрь
«Законы, по которым мы живём»

Январь
"Рождественские колядки"
"Мама, папа, я - спортивная Новоуренгойская семья"





Февраль
«День рождение
детского сада»
"Защитники Отечества"


Март
«Моя мама Лучше всех»
«Международный день театра»

Апрель

"День Земли"

Май
«Международный день музеев»



Изображение 17015