Мастерская ценностных ориентаций Давным-давно была война
Глушкова О.В., учитель русского языка и
литературы МБОУ «Кормовищенская СОШ», г.Лысьва, Пермский край
Давно закончилась война…
(мастерская ценностных ориентаций)
Цели:
Формировать ценностное отношение к подвигу участников Великой Отечественной войны, воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма.
Мотивировать на деятельность – участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности и совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся.
Предварительное задание:
Узнать, как ваша семья связана с войной? Кто воевал? В каких войсках? Кто трудился в тылу? На каких предприятиях?
Ход мастерской:
Орг. момент. Мотивация.
Ведущий: 2015 год – юбилейный для нашей страны. Что это за событие?
(ответы участников мастерской)
Я предлагаю начать разговор с видеоролика. Просмотр видеоролика «О той весне» (слова и музыка Елены Плотниковой).
Индукция.
Что связывает вас, вашу семью с той войной?
Я предлагаю вам написать об этом, но в современном формате – 140 знаков (формат Твиттера). Учащиеся работают индивидуально, можно включить фоном музыку из к/ф «Офицеры», пишут на треугольных листочков бумаги в клетку – имитация военных писем.
Социализация (первичная).
Я предлагаю вам объединиться в группы, выслушать каждого и объединить свои записи, приклеив их на общий лист, а затем представить всем нам.
(Работа в группах)
Социализация. Представление наработок групп - получается своеобразная Стена памяти.
Промежуточный вывод: 70 лет прошло, но мы видим, что все мы так или иначе связаны с войной.
Ведущий предлагает просмотреть еще один видеоролик «Давным-давно была война» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева).
Разрыв. Война, действительно, закончилась давно… Знаете, меня в последнее время очень волнует вопрос: нужно ли помнить о той войне? Зачем?
(ответы участников мастерской)
Лично я эти ответы нашла в песне группы «Срэтч» «Память». Если кому-то сложно воспринимать рэп, вы можете воспользоваться текстом (Приложение 1).
(просмотр и обсуждение видеоролика)
С чего начинается память? Я думаю, прежде всего, она – в наших делах. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы эстафета памяти не прервалась?
(мозговой штурм)
Возможный вариант рефлексии:
Пришло время подводить итоги. Сделайте это в формате Твиттера – 140 знаков. Что дала вам сегодняшняя мастерская. О чем заставила задуматься?
Завершить разговор можно клипом «Мир без войны».
Приложение 1
Текст песни Скрэтч - Память Когда мы вырвем из себя страницы памяти - Истлеют временем былых героев подвиги… Сердца утопим мы в промозглой слякоти - Грязнее грязи будем, что стелилась под ноги… Когда забудем сколько жизней пролито, Как смерть в лото играла похоронками, Как мужество в глаза смотрело смерти той - Тогда и станем, как тростина ломкими. Когда развеем пеплом лет воспоминания, О пашнях, что солдатской кровью сдобрены, О светлой доблести последнего дыхания - Тогда и будем пустотою попраны. Когда не в силах будем вспомнить слезы матери, Как скорбью облачали себя вдовы, Как рваной болью хлеб черствел над гранями… Смиримся, что к бездушию готовы мы… Пыльными дорогами, Горными потоками – - Помни ИХ! Звездами и ливнями, Веснами и зимами – - Помни ИХ!.. Когда забудем о сединах в прядях юности, Что с криком шла в свинец объятий, О том, какой дано ей было крест нести - Что проку будет от святых наших распятий? Когда не вспомним ни имен, ни лиц солдат Враставших в камни духом тверже крепости, Зубами рвавших мертвый хват блокад… Тогда какие нами станут править ценности? Когда умолкнут в нас воспоминания, Как небо сыпалось от пулевых отверстий, Как взрывами хребты ломали здания, Что будет в нас тогда сильнее смерти? Когда зароем в катакомбах нашей памяти Тех, что росой багровой Землю обняли… И как Земля потом глотала раны те… Мы сами будем ли достойны, чтоб нас помнили?.. Пыльными дорогами, Горными потоками – - Помни ИХ! Звездами и ливнями, Веснами и зимами – - Помни ИХ! (2 раза)