Героическое прошлое нашей Родины 5 класс
Урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Учитель Ненашева А.В.
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Показать, как музыка и изобразительное искусство, создают героическое прошлое нашей Родины;
2. Продолжать развивать навыки эмоционально- осознанного восприятия музыкального произведения на интонационно- образной основе.
3. Пробудить в душе детей любовь к своей Родине на примере музыкального произведения русского композитора С.С .Прокофьева» Александр Невский.»
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
3. Учитель: Тема урока « Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства. Изучая эту тему мы продолжим знакомиться с музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, в процессе урока вы узнаете как музыка и изобразительное искусство каждый своим языком раскрывают героическое прошлое нашей Родины.
Учитель: Как вы понимаете выражение известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского « Звать через прошлое к настоящему»?
Дети: Никто не показывает так наглядно связь прошлого с настоящим, как искусство.
Учитель: Послушайте музыкальное произведение и вспомните как оно называется?
Дети: Это произведение написано в 18 веке и называется» Орле Российский».
Учитель: В каком жанре это произведение написано?
Дети: В музыкальном жанре «Кант».
Учитель: Почему этому канту суждена такая долгая жизнь?
Дети: Потому , что музыка канта прославляет мужество и отвагу русских воинов в полтавской битве , поэтому и создан кант в честь победы русского воинства во времена Петра 1.
Учитель: талантливые мастера музыки и изобразительного искусства не только в то время , но и в наше время обращаются к славному героическому прошлому нашей Родины. Один из них известный русский художник 20 века Павел Дмитриевич Корин написал картину и назвал ее именем русского князя полководца Александра Невского. Это произведение Павел Корин нарисовал в годы великой отечественной войны 1942- 1943г. Велика была вера художника в мужество и отвагу , стойкость советского народа , именно поэтому он и обратился в самые тяжелые годы войны к образу полководца Древней Руси Александра Невского.
Учитель: Ребята , откройте учебник на странице 90 и рассмотрите репродукцию триптиха. ( ребята рассматривают картину).
Учитель: Объясните значение слова триптих?
Дети: Триптих- это картина , состоящая из трех частей и в тоже время составляет единое целое.
Учитель: Верно. Левая часть называется «Северная баллада», центральная часть- «Александр Невский», правая часть- «Старинный сказ, но мы с вами рассмотрим центральную часть» Александр Невский».
Учитель: Каким предстает перед вами Александр Невский?
Дети: суровым, сильным, смелым, мужественным .
Учитель: Почему у князя такое суровое сосредоточенное лицо?
Дети: он жаждет битвы с врагом .
Учитель: Что в картине говорит о том , что князь воин?
Дети: он одет в доспехи русского витязя , а за плечами у него старинное боевое знамя, а в руках князь держит меч.
Учитель: плечи князя покрыты плащом красного цвета , что хотел таким цветом сказать художник?
Учитель: он хотел сказать, что красный цвет , это цвет опасности, борьбы со злом
Учитель: а почему форма плаща напоминает колокол?
Дети: колокол- образ Родины, ее голос и этим голосом колокол всегда извещал русских людей о разных событиях на Руси.
Учитель: Какие краски преобладают в картине?
Дети: мрачные, суровые, неброские.
Учитель: Почему?
Дети: время было суровое, траур лежал на русской земле.
Учитель: Какие черты русского характера передал Павел Корин в образе Александра Невского?
Дети: отвагу, мужество, героизм, смелость, силу воли, любовь к своей Родине,
Учитель: идеал такого воина нашел воплощение не только в жиавописи, но и в музыке и кино. Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны вышел фильм с одноименным названием «Александр Невский», режисер Сергей Михайлович Эйзенштейн. Музыка, звучащая в этом фильме, стала известна на весь мир и затем на основе этой музыки была создана кантата для хора, солистов и большого симфонического оркестра с таким же названием « Александр Невский». Вы сейчас услышите фрагмент из кантаты и скажите, кто написал эту замечательную музыку?
Дети: Сергей Сергеевич Прокофьев , а как же называется эта часть?
Дети: Песнь об Алесксандре Невском.
Учитель : Какие картины рисует ваше воображение, когда вы слушаете эту музыку?
Дети: родные широкие необъятные просторы нашей Родины, битву с врагом
Учитель : В каком характере звучит музыка?
Дети: распевно, мелодично, протяжно, певуче, широко, неторопливо.
Учитель: Изменялся ли характер музыки и почему?
Дети: Музыка изменялась, звучала четче, отрывистее, громче, бстрее, потому, что это была битва с врагом.
Учитель: Какими тембрами симфонического оркестра композитор передал звон мечей, бряцанье оружия?
Дети: Тембрами барабанов и бубнов.
Учитель: По своему интонационному строю музыка песни близка жанру какой русской народной песни?
Дети: Жанру былины,
Учитель: В какой музыкальной форме написана музыка песни?
Дети: 3-Х частной форме.
Учитель: Как вы опредилили?
Дети: 1 и 3 темы повторились, а 2 –я изменилась.
Учитель: Почему?
Дети: Чтобы передать разные грани образа.
Учитель: Попробуйте спеть 1-ю тему как былину про себя, исполняя движением руки фразировку, а затем весь класс поет поет мелодию со словами.
Учитель: На исторические события прошлого могли откликнуться не только живопись и музыка, но и киноискусство.( смотрим фрагмент кинофильма «Александр Невский».
Учитель: Что вы увидели?
Дети: Мы видели как русский народ во весь рост поднимается на борьбу с врагом.
Учитель: Какие вы услышали интонации?Дети: призывные, тревожные, решительные уверенные .
Учитель: Почему?
Дети: это призыв к народу, тревога за его судьбу, большую любовь к Родине, сдержанное спокойствие и решительность, уверенность в себе.
Учитель: правильно. А теперь сравните сюжет картины Павла Корина , песню об Александре Невском , и скажите , что на ваш взгляд роднит их?
Дети: смелость, мужество, героизм русских людей и русская песенность, которая пронизывает и живопись и музыку.
Учитель: Какой вы можете сделать вывод?
Дети: Сегодня на уроке мы убедились , что во все времена были защитники , которые готовы отдать свою жизнь за Родину , за русский народ, за землю русскую.
Учитель: молодцы. Скажите, почему и П.Д.Корин в живописи, С.С. Прокофьев в музыке каждый по своему рассказали о героическом прошлом нашей Родины, почему они откликнулись на современные события и обратились в далекое прошлое ?
Дети: потому, что враг должен знать какие в нашей стране смелые, решительные были защитники нашей земли.
Учитель: Сегодня и музыка и живопись звали нас через прошлое к настоящему и эту мысль в своем творчестве пронесли и художники и композиторы. И в наши дни есть место подвигу во имя своей Родины. Ведь Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте, вот в чем ее звезда , она прекрасна , она горит и светит в темноте. Отсюда и дела ее большие , ее неповторимая судьба , и если ты причастен к ней - РОССИЯ не с гор берет начало , а с тебя. Будущее России ребята за вами- любите ее и прославляйте своими делами.
Дети в заключении урока исполняют песню композитора Д. Тухманова на слова М. Ножкина « Россия».