Героическое прошлое нашей Родины 5 класс


Урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Учитель Ненашева А.В.
ЦЕЛИ      УРОКА:
1.Показать, как  музыка и  изобразительное   искусство, создают героическое прошлое нашей Родины;
2. Продолжать развивать навыки эмоционально- осознанного восприятия  музыкального  произведения  на интонационно- образной основе.
3. Пробудить в душе детей любовь к своей  Родине   на примере  музыкального  произведения  русского  композитора С.С .Прокофьева» Александр  Невский.»
                                                 ХОД           УРОКА.
1.  Организационный   момент.
 2.  Введение в тему урока.
 3.  Учитель: Тема урока « Героическое  прошлое  нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного  искусства. Изучая  эту тему  мы продолжим знакомиться с музыкальными произведениями  и произведениями изобразительного  искусства,   в процессе   урока  вы узнаете   как музыка и изобразительное искусство  каждый своим языком  раскрывают героическое  прошлое  нашей    Родины.
Учитель: Как вы понимаете выражение известного русского  композитора Модеста  Петровича  Мусоргского « Звать через прошлое к настоящему»?
Дети:      Никто не показывает так наглядно  связь прошлого  с настоящим, как искусство.
Учитель: Послушайте музыкальное произведение  и вспомните как оно называется?
Дети:     Это произведение написано в 18 веке  и называется» Орле Российский».
Учитель: В каком жанре это произведение написано?
Дети:       В музыкальном жанре  «Кант».
Учитель: Почему этому канту суждена такая долгая жизнь?
Дети:       Потому , что  музыка  канта  прославляет  мужество  и  отвагу  русских воинов  в полтавской  битве , поэтому и создан кант в честь победы   русского   воинства  во времена  Петра 1.
Учитель: талантливые  мастера музыки  и изобразительного  искусства не только в то время , но и в наше время  обращаются к славному героическому прошлому нашей Родины.  Один из них известный  русский художник 20 века Павел Дмитриевич Корин  написал картину  и назвал ее именем русского князя полководца Александра Невского. Это произведение Павел Корин нарисовал в годы великой отечественной войны  1942- 1943г. Велика была вера художника в мужество и отвагу , стойкость советского народа , именно поэтому он и обратился в самые тяжелые годы войны к образу полководца Древней Руси  Александра Невского.
Учитель: Ребята  , откройте учебник на странице 90 и рассмотрите  репродукцию триптиха. (  ребята рассматривают картину).
Учитель: Объясните значение слова триптих?
Дети: Триптих- это картина , состоящая из трех частей и в тоже время составляет  единое целое.
Учитель: Верно. Левая  часть называется «Северная баллада»,  центральная часть-  «Александр Невский», правая часть- «Старинный сказ, но мы с  вами рассмотрим центральную часть» Александр Невский».
Учитель: Каким предстает перед вами Александр Невский?
Дети: суровым, сильным, смелым, мужественным .
Учитель: Почему у князя такое суровое  сосредоточенное лицо?
Дети: он жаждет битвы с врагом .
Учитель: Что в картине говорит о том , что князь воин?
Дети: он одет в доспехи русского витязя , а за плечами у него старинное боевое  знамя, а в руках  князь держит меч.
Учитель: плечи князя покрыты  плащом красного цвета , что хотел таким цветом сказать художник?
Учитель: он хотел сказать, что красный цвет , это цвет опасности, борьбы со злом
Учитель: а почему форма плаща напоминает колокол?
Дети: колокол-   образ Родины, ее голос и этим голосом колокол всегда извещал русских людей о разных событиях на Руси.
Учитель: Какие краски преобладают в картине?
Дети: мрачные, суровые, неброские.
Учитель: Почему?
Дети: время было суровое, траур лежал на русской земле.
Учитель: Какие черты русского характера передал Павел Корин  в образе Александра Невского?
Дети: отвагу, мужество, героизм,  смелость, силу воли, любовь к своей Родине,
Учитель: идеал такого воина нашел воплощение не только в жиавописи, но и в музыке и кино. Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны вышел фильм с одноименным названием «Александр Невский», режисер Сергей Михайлович Эйзенштейн. Музыка, звучащая в этом фильме, стала известна на весь мир и затем на основе этой музыки была создана кантата для хора, солистов и большого симфонического оркестра с таким же названием « Александр Невский». Вы сейчас услышите фрагмент из кантаты  и скажите, кто написал эту замечательную музыку?
Дети: Сергей Сергеевич Прокофьев , а как же называется эта часть?
Дети: Песнь об Алесксандре Невском.
Учитель : Какие картины рисует ваше воображение, когда вы слушаете эту музыку?
Дети: родные широкие необъятные просторы нашей Родины, битву с врагом
Учитель : В каком характере звучит музыка?
Дети: распевно, мелодично, протяжно, певуче, широко, неторопливо.
Учитель: Изменялся ли характер музыки и почему?
Дети:  Музыка изменялась, звучала четче, отрывистее, громче, бстрее, потому, что это была битва с врагом.
Учитель: Какими тембрами симфонического оркестра композитор передал звон мечей, бряцанье оружия?
Дети: Тембрами барабанов и бубнов.
Учитель: По своему интонационному строю музыка песни близка жанру какой русской народной песни?
Дети: Жанру былины,
Учитель: В какой музыкальной форме написана музыка песни?
Дети: 3-Х частной форме.
Учитель: Как вы опредилили?
Дети: 1 и 3 темы повторились,  а 2 –я изменилась.
Учитель: Почему?
Дети: Чтобы передать разные грани образа.
Учитель: Попробуйте спеть 1-ю тему  как былину  про себя,  исполняя движением руки фразировку, а затем весь класс поет поет мелодию со словами.
Учитель:  На исторические события  прошлого могли откликнуться не только живопись и музыка, но  и  киноискусство.(  смотрим фрагмент кинофильма «Александр Невский».
Учитель: Что вы увидели?
Дети: Мы видели как русский народ во весь рост поднимается на борьбу с врагом.
Учитель: Какие  вы услышали интонации?Дети: призывные, тревожные, решительные уверенные  .
Учитель: Почему?
Дети: это призыв к народу, тревога за его судьбу, большую любовь к Родине, сдержанное спокойствие и решительность, уверенность в себе.
Учитель: правильно.  А теперь сравните сюжет картины Павла Корина , песню об Александре Невском , и скажите , что на ваш взгляд роднит их?
Дети: смелость, мужество, героизм русских людей  и русская песенность, которая пронизывает и живопись и музыку.
Учитель:  Какой вы можете сделать вывод?
Дети: Сегодня на уроке мы убедились , что  во все времена были защитники , которые готовы отдать свою жизнь за Родину , за русский народ, за землю русскую.
Учитель: молодцы.  Скажите, почему и П.Д.Корин  в живописи, С.С. Прокофьев в музыке каждый по своему рассказали о героическом прошлом нашей Родины,  почему они откликнулись на современные события и обратились в далекое  прошлое ?
Дети: потому, что враг должен знать какие в нашей стране смелые, решительные были защитники нашей земли.  
Учитель: Сегодня  и музыка  и живопись звали нас через прошлое  к настоящему и эту мысль в своем творчестве пронесли и художники и композиторы. И  в  наши дни есть место подвигу во имя своей Родины.  Ведь Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте, вот в чем ее звезда , она прекрасна , она горит и светит в темноте. Отсюда и дела ее большие , ее неповторимая судьба , и если ты причастен к ней -  РОССИЯ не с  гор берет начало , а с тебя.  Будущее России ребята за вами- любите ее и прославляйте своими делами.
Дети в заключении  урока исполняют песню композитора Д. Тухманова  на слова   М. Ножкина « Россия».