Обобщение опыта по теме Использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математике


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
Использования активных форм и методов, стимулирующих
сознательное отношение учащихся к процессу обучения математике
Сафонова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Погромская средняя
общеобразовательная школа
им. А.Д.Бондаренко Волоконовского района
Белгородской области
Погромец2016
Содержание:
Информация об опыте……………….3
Технология опыта…………………....6
Результативность опыта…………....13
Библиографический список………..15
Приложение к опыту……………….16
Раздел I
Информация об опыте.
Условия возникновения, становления опыта.
Возникновение опыта связано с переходом школы на работу над новой проблемой «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на основе использования инновационных форм и методов обучения и воспитания». Также она является логическим продолжением и расширением моего прошлого опыта по теме «Использование активных форм и методов обучения как средство формирования сознательного отношения учащихся к процессу обучения на уроках математики»
Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, в начальных классах начинают терять интерес к учёбе в целом, или к отдельно взятым предметам. Это приводит к тому, что выпускник начальных классов не имеет навыка самостоятельного продвижения в изучаемом материале.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является использование активных форм и методов в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в полной мере выразить себя, свою точку зрения, свою индивидуальность с учётом возрастных особенностей.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностического обследования по определению уровня подготовки обучающихся к обучению в школе. По результатам диагностики оказалось, что высокий уровень готовности к обучению не имеет ни один ребёнок – 0%, 3 ученика имеют уровень готовности выше среднего - 30%, 2 ученика имеют средний уровень готовности – 20%, 3 ученика имеют уровень готовности ниже среднего – 30%, 2 ученика имеют низкий уровень готовности – 20%. Над данной темой работаю пятый год. Результаты мониторинга показали, что качество знаний за последние годы было не ниже 60%.
Актуальность опыта
Решая проблему сознательного отношения учащихся к процессу обучения на уроках математики, ориентируясь на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе в массовой педагогической практике очевидны следующие противоречия:Требованиями к знаниям и навыкам современной программы и низким уровнем подготовки учащихся;
групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности учащегося;
неэффективными традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью обеспечения глубоких и прочных знаний;
необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы.
Изучив стандарты второго поколения, опыт формирования сознательного отношения к процессу обучения, сделала вывод, что ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения математике посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм и методов обучения, которые позволят учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении.
Для реализации этого необходимы: отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении; максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, различные формы групповой работы на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; поддержка активности, множественности мнений; развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения; «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям; использование оценки в качестве формирующего (а не только результатирующего) инструмента.
Личная концепция учителя заключается в следующем: воспитывать интерес к учению через познавательную деятельность. Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога. Демонстрировать детям свое полное к ним доверие. Помогать в формулировании целей и задач. Не нарушать единства логической структуры урока.
Работа над опытом охватывает период: I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012-ноябрь 2012года.I I этап – основной (формирующий) – декабрь 2012 - март 2016года.I I I этап – заключительный (контрольный) – март 2016 - май 2016года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностируемого материала и выявление уровня готовности к обучению математике в начальной школе.
На формирующем этапе была проведена работа по использованию активных форм и методов на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной работы для решения обозначенной проблемы.
Диапазон опыта работы является единой системой «урок- внеклассная работа», опыт тесно связан со школьным образовательным процессом в целом и охватывает систему показателей развития личности: обученность и обучаемость, развитость и развиваемость.
Теоретическая база опыта
Теоретическое обоснование использования различных форм и методов обучения на уроках математики рассмотрено в работах педагогов-методистов Л.Н.Скаткина, М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой ещё в 60-десятые годы, В.Н.Рудницкой – на современном этапе.
«Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». (Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г. ) Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик использования форм и методов обучения, портфолио ученика и мониторинга качества знаний, направленном на формирование, стимулирование и поддержку сознательного отношения к процессу обучения учащихся математике.
Раздел II
Технология описания опыта
Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математике, уже пятый учебный год. Именно эту проблему для себя выбрала потому, что в своей работе явно увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала. Поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождение математических абстракций, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике. Это потребовало у меня отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Считаю, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Наибольшего результата добиваюсь на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.
Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор мной рациональной системы, методов и приемов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения.
Это - разработка нетрадиционных форм уроков в сочетании с традиционными. Тщательный отбор содержания. Сохранение логической взаимосвязи отдельных этапов урока. Формирование глубоких и прочных знаний, самостоятельности мышления учащихся, проведения нетрадиционных уроков. Разработка и использование на уроках схем- опор к конкретным темам.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволила бы ученику активно включиться в процесс обучения, стимулировала бы самообучаемость школьника, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;
Использование наряду с традиционными формами групповых и индивидуальных занятий с целью развития умений школьников самостоятельно осуществлять перенос знаний и способов действий в новую ситуацию;
Создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего образования;
Использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника – от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности.Организация учебно-воспитательного процесса у меня основана на использовании следующих способов включения в учебно-познавательную деятельность:
В 1 классе учитель знакомит с содержанием предмета, проводит диагностическое обследование, выявляет уровень готовности к обучению математике, ведёт работу с использованием активных форм и методов, уделяя большое внимание дидактическим играм и игровым моментам на уроках (Диагностирование выявило, что только 1 ученик из 15 имеет высокий уровень готовности к обучению в школе, дети гиперактивны, неусидчивы. Их нужно организовать, заинтересовать, привить сознательное отношение к процессу обучения).Во 2-3 классах организует учебно-воспитательный процесс с использованием активных форм и методов, последовательно осуществляя внутреннюю дифференциацию в классе. Промежуточный мониторинг показывает повышение качества знаний.(с низким уровнем остаются 30% обучающихся).
Учителем делается вывод о необходимости стимулирования, поддержки учащихся.
Осуществляется постепенное усложнение содержания материала, разрабатываются и применяются разноуровневые задания, проводятся «встречи после уроков», на каникулах со слабоуспевающими учениками. Таким образом, учитель добивается обеспечения определённой степени самостоятельности детей в обучении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности). Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность ведётся на всех этапах урока, нередко проводятся уроки в нетрадиционной форме, идёт опора на субъективный опыт, включение школьников в совместную или групповую игровую деятельность, использование самостоятельности в добывании знаний. Качество знаний по предмету в 2012-2013 учебном году составило 66,6%, а по результатам регионального тестирования –60%.
Учитель конструирует индивидуальную работу для учащихся разного уровня, стимулируя и поддерживая их в разных ситуациях.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные активные формы, методы и средства обучения.
Индивидуальная образовательная траектория реализуется прежде всего в рамках урока как традиционной формы обучения.
Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий, автор опыта использует и другие их разновидности: урок-игра, урок-сказка, урок-аукцион, урок- зачёт, урок – путешествие, урок с использованием компьютерных технологий, урок-тестирование. Нестандартные уроки в начальной школе занимали и занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Данная форма всегда является выигрышной, т. к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения.
Часто в своей практике провожу уроки-сказки. Такие уроки практикуются как при изучении нового материала, так и в конце изучения темы. Сюжет строится либо на основе русских народных сказок, либо придуман самим учителем (приложение 2).
Вот примеры ещё нескольких сказочных сюжетов.
Лесной царь рассердился и наказал всех жителей леса и лесного озера: лишил их голоса. Чтобы лес ожил и запел своими голосами, нужно помочь Лесному царю: посчитать устно, решить примеры и задачи, справиться с другими заданиями. В конце урока лес «оживает», учитель включает аудиозапись лесных голосов.
Ещё сюжет: заблудился Муравьишка в лесу. На пути он встречает разных лесных жителей. Они ему показывают дорогу домой за определённую математическую услугу. В результате Муравьишка успевает домой к закрытию муравейника. А дети узнают, что муравьи на ночь закрывают все ходы в муравейнике.
Выбирая форму проведения: урок-путешествие по теме «Сложение и вычитание. Закрепление изученного», учитель ставил такие цели:
совершенствовать устные вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать скорость счёта, познакомить с животным миром Северного Ледовитого океана. Как видно из примера, здесь прослеживается межпредметная связь.
Я практикуею такую форму проведения урока как урок-аукцион. На данном уроке (если он проводится первый раз, даётся определение слов «аукцион», «гонг», «товар», «лот», «спонсор») проводится «распродажа товара» - математических знаний по определённой теме. В конце каждого импровизированного торга звучит гонг.
Также провожу уроки с использованием компьютерных технологий (приложение 3).
Урок-тестирование практикую в конце изучения темы. Типовые задания подбираются с учётом охвата пройденного материала. До итогового тестирования практикуются кратковременные тесты. (приложение 4).
В рамках авторской системы работы по формированию сознательного отношения к процессу обучения на уроках математики, используются различные нетрадиционные методы обучения, приёмы стимулирования и контроля, педагогические техники.
Выбор оптимальных методов обучения - одна из трудных методических задач. В педагогической литературе имеются рекомендации по выбору оптимальных методов обучения. В своей работе пользуюсь такой рекомендацией:
Выбор метода не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет хотя бы одному из условий, от которых он зависит:
1) цель урока (обучающая, воспитывающая и развивающая);
2) особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер);
3) особенности учащихся класса (уровень развития мышления. уровень знаний, умений, сформированность навыков учебного труда уровень воспитанности учащихся и др.);
4) оснащенность кабинета дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса и т. д.);
6) индивидуальные особенности учителя (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, его отношения с классом).
Учебный процесс предполагает органическое единство средств методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Я управляю всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом общие (работа со всем классом), групповые (звено, бригада и т. д.) и индивидуальные формы ее. Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.
В современных условиях обучения достаточно четко ставится вопрос о применении таких организационных форм работы на уроке, которые обеспечивали бы эффективное приобретение не только знаний, умений и навыков, но и ценного опыта нравственных и коллективистских отношений.
Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) использую такие методы:
- объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
- частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
- исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
В учебном процессе чаще всего наблюдаю комбинацию указанных методов.
Проблемное изучение знаний - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Тогда учитель указывает путь её решение.
Стараюсь помочь детям легко и с увлечением учиться. Развивать навыки устного счета, самостоятельность мышления, расширять кругозор детей. В этом ей помогают математические цепочки.
В чем суть работы с такими цепочками?
Учитель задает вопрос и предлагает найти на него ответ на математической цепочке. К цепочке даны 3 ответа, рядом с каждым из ответов – число. Один из ответов верный. Как узнать какой? Ученики выполняют вычисления и приходят к единственно правильному результату – ответу. Тогда кратко и четко даются сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе.
Таким образом, математические цепочки позволяют не только формировать навыки устного счета, но и решать воспитательные и образовательные задачи.
Математический материал подбирается в соответствии с темой, целью и задачи урока.
Детям нравиться такая форма проведения устного счета.
В качестве примера приведу некоторые цепочки по теме
«Сложение и вычитание чисел первого десятка» (приложение 5).
Часто предлагаю задания, развивающие логическое мышление, например: «Продолжи ряд», «Найди закономерность», «Сравнение», «Обобщение», «Найди лишнее», «Классификация», «Словесная характеристика», «Разбиение на группы» и др.Эти упражнения требуют от учащихся большой наблюдательности, развивают у них абстрактное мышление.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Каждый раз после выполнения задания нужно назвать признак, по которому проводилось сравнение.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам). Где каждая группа (каждый класс) имеет своё место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным признакам (основная) и по несущественным (вспомогательная).
При проведении классификации помню о следующих правилах:
1. В одной и той же классификации необходимо применять только одно основание. Основание – существенный признак. Например, множество натуральных чисел можно классифицировать только на чётные и нечётные или только на простые и составные.
2. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга, т.е. один элемент не может входить одновременно в два класса. Например, число может быть либо чётным, либо нечётным.
3. Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемых объектов. Все предметы после классификации должны быть отнесены к какому-либо классу. В примере: общее количество чётных и нечётных чисел должно быть равно числу данных натуральных чисел. (приложение 6).
Преобладающие виды деятельности:
Игровая деятельность: В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала.
И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе А.Сухомлинского “О воспитании”. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические(обучающие) игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Исследовательская деятельность, как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем по следующим этапам:
Наблюдение и изучение математических фактов и явлений;
Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
Выдвижение гипотез;
Построение плана исследования;
Осуществление плана исследования;
Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Организация самостоятельной деятельности по применению знаний и умений, которая направляется учителем. Автор опыта практикует следующие формы организации самостоятельной деятельности: а) индивидуализированную (работа по карточкам), б)работа в парах, в) групповая работа.
Используемые в работе средства обучения тесно связаны с методами и приёмами работы на уроках: это и учебник, и демонстрационный материал, и индивидуальные карточки, и дидактические игры, и медиа-ресурсы.
Технология применения форм, методов и средств в соответствии с поставленными целями и задачами, прослеживается в разработках уроков, элементов уроков. (Приложения1-6).
Раздел III
Результативность опыта
Использование активных форм и методов обучения на уроках математики способствовало формированию сознательного отношения обучающихся, помогло сформировать интерес к предмету. О результате повышения сознательного отношения к процессу обучения на уроках математики свидетельствует мониторинг анкетирования мотивации к самостоятельной сознательной деятельности. Каждому ученику был предложен список предметов, напротив каждого нужно поставить синий кружочек, если ученику на данных уроках неинтересно, красный, если ученику хочется посещать данные уроки, он сам желает заниматься дополнительно, домашнее задание выполняет без помощи старших. Результаты представлены ниже:
Анкетирование «Моё отношение к математике»
2013-2014гг 2014-2015гг 2015-2016гг
1 класс 2 класс 3 класс
47% 53% 62%
В результате учитель получил следующее качество знаний по предмету:
1)2011-2012уч.год, 3 класс, качество знаний –45%
2) 2012-2013уч.год,4 класс, качество знаний – 63%
3)2013-2014 уч.год, 1 класс – не аттестован
4) 2013-2014уч.год, 5 класс – качество знаний, достигнутое при обучении в начальных классах сохранено на том же уровне.
5)2013год, областной мониторинг учебных достижений обучающихся по математике (тестирование) – качество знаний 60%.
6) 2014 -2015 уч.год, 2 класс, качество знаний – 75%
7) 2015 - 2016 уч.год, 3 класс, качество знаний –80%
Работа учителя в данном направлении позволила достичь высоких результатов в целом по предмету, учащиеся имеют прочные, осознанные знания, у них сформирован стойкий интерес к учению.
Библиографический список:
Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа.1-4 класс. Учебно-методическое пособие/ М.Ф. Александров, О.И. Волошина. – М., 2001г. – 168с.
Возминская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе/ М.В. Возминская. – М., 1993г. – 208с.
Волкова С.И. Контрольные работы по математике, 1-4 кл./С.И. Волкова.- М. : Просвещение, 2009г.-78с.
Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.
Минскин В.И, От игры к знаниям/В.И. Минскин – М., 1988г.-192с.
Моро, М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2009г. – 112с.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике/М.Н.Перова – М., 1996г. – 224с.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. Методика обучения/ В.Н.Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2003г.-110с.
Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский – М., 1985г. – 182с.
Фефилова Е.П., Мокрушина А.О., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике 1 класс/Е.П. Фефилова, А.О. Мокрушина, О.И. Дмитриева. - М.: ВАКО,2009г. -400с.
Приложение
Приложение №1 – Диагностическое обследование, 1 класс.
Приложение №2– Урок-сказка, математика, 2 класс.
Приложение №3 – Урок-путешествие с использованием компьютерных технологий, 1 класс.
Приложение №4 – Итоговое тестирование.
Приложение №5 – Цепочки для устного счёта.
Приложение №6 – Задания для развития логического мышления.