Рабочая образовательная программа по предмету Коллективное музицирование. Ансамбль

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»






ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
АНСАМБЛЬ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I – V КЛАССОВ
ОТДЕЛЕНИЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ









Преподаватель
ЛГ МАОУ ДО "Детская школа искусств"
Давыденко Инна Леонидовна







ЛАНГЕПАС, 2016г.


Содержание

Пояснительная записка.. с.3

Учебно-тематический планс.8

Содержание курса..с.18

Принципы работы по программе.с. 25


Основные формы и методы работы..с.26

Условия реализации программы...с.30

Учебно-методическое обеспечение..с.31

Формы контроля и предполагаемый результат ..с.32

Список литературы....с.34

Приложение.....с.37











Пояснительная записка

В настоящее время система образования России предусматривает духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовку их к самостоятельной жизни, как важнейшую составляющую развития общества, государства. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. В связи с этим сегодня, как никогда актуально воспитательное значение искусства. Художественное воспитание как часть эстетического воспитания, формирует у детей способность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Музыка в системе образования и воспитания занимает особое место. Она окружает ребёнка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный, внутренний мир, расширяя и углубляя его. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её самовыражения. Коллективные виды музыкальной деятельности, в частности коллективное инструментальное музицирование, способствуют рождению и развитию чувства сопричастности учащихся к творческой деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Дети начинают принимать за музыку произведения новомодных, но недолговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными избитыми ритмами и сюжетными штампами. Таким образом, уже в раннем детстве идёт программирование на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Происходит обеднение художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности.
Избежать этой ситуации возможно, если уже с младших классов музыкальное образование и воспитание детей осуществлять с опорой на лучшие образцы классической, современной и народной музыки. Коллективные формы музицирования, такие как ансамбль, создают основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, способствует формированию гражданских и патриотических чувств.
В большинстве случаев для учащихся со средними и слабыми музыкальными данными именно игра в ансамбле является главной формой работы для решения таких задач как: устойчивость метроритма, совершенствование игрового аппарата и исполнительских навыков.
Помимо этого, участие в коллективных формах музицирования открывает учащимся перспективу участия в концертных выступлениях и конкурсных мероприятиях, давая тем самым возможность для их творческой самореализации. Кроме того, решая задачи эстетического воспитания, формирования художественного вкуса и духовно-нравственных идеалов, коллективное музицирование способствует развитию чувства товарищества, ответственности, повышает самооценку, воспитывает потребность в самообразовании, а значит, в целом способствует гармоничному развитию личности ребёнка и развитию его творческих задатков.
Таким образом, разработка программ по коллективному музицированию представляется весьма актуальной.

Программа по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» предназначена для учащихся I-V классов отделения народных инструментов (возраст учащихся 10 - 15лет), рассчитана на пять лет обучения. На отделение народных инструментов учащиеся зачисляются по итогам вступительных экзаменов, где оцениваются природные данные: слух, ритм, память. Результаты фиксируются в экзаменационных листах. Динамика развития музыкальных данных отслеживается в течение всего периода обучения. Результаты фиксируются в индивидуальных планах учащихся.
Объём курса составляет 180 часов. Объём часов в год составляет: в 1-й год обучения – 36 часов; 2-й год – 36 часов; 3-й год – 36 часов; 4-й год – 36 часов; 5-й год – 36 часов.

Отличием настоящей программы от уже существующих является наличие двух этапов обучения, позволяющих выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждого этапа и прогнозировать результат.
I – начальный этап (I-II годы обучения)
II – основной этап (III-V годы обучения)
Это даёт возможность использовать более гибкий подход при организации работы с детским коллективом, который заключается в следующем:
возможность формирования ансамблевых коллективов из учащихся разных возрастных групп, с разным уровнем музыкальных способностей, музыкальной подготовки и с разным уровнем владения инструментом;
возможность введения в основной состав творческого коллектива учащихся начиная с первого года обучение.
Таким образом, учащиеся первого класса получают возможность заниматься ансамблевым музицированием не только в ансамбле «ученик-педагог», но и в ансамблях более крупных форм, что является важным мотивационным фактором при формировании устойчивого интереса к обучению.
Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса. Для каждого этапа в программе намечены конкретные цели и задачи обучения, определены основные критерии оценки освоения образовательной программы.
Программа учитывает необходимость индивидуализации педагогического процесса и позволяет использовать различные формы дифференцированного обучения, что отвечает требованиям современной педагогики, обозначенным в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ.

Цель образовательной программы – развитие творческих способностей ребенка путём вовлечения в коллективную музыкальную деятельность.

Названная цель определяет следующие задачи:
Образовательные:
обеспечить учащихся основными музыкально-теоретическими знаниями;
сформировать и развить устойчивые навыки ансамблевого музицирования;
применять полученные знания и навыки в практической деятельности;
Развивающие:
развить музыкально-творческие способности;
развить навык эмоционально-образного мышления в процессе восприятия и исполнения музыки;
обогатить музыкально-исполнительский опыт посредством увеличения и разнообразия репертуара.
Воспитательные:
воспитать устойчивый интерес к инструментальному и коллективному творчеству;
обогатить музыкально-слуховой опыт путём приобщения к мировым отечественным культурным ценностям;
сформировать духовно-нравственные качества (чувство долга, товарищества, ответственности, коллективизма);
воспитать устойчивый навык публичных выступлений.
Реализация программы стимулирует приобретение детьми навыков ансамблевого исполнительства, расширяет музыкальный кругозор, способствует обогащению музыкально-слухового опыта, повышает чувство ответственности за общее дело, сопереживания за товарищей. Музыкальный репертуар, а это лучшие образцы классического, народного и современного искусства, способствует формированию духовно-нравственных идеалов. У детей возникает желание проявлять инициативу, заниматься творчеством, совершенствуя опыт взаимодействия в коллективе.

Данная программа разработана на основе программ «Инструментальное музицирование» Б.Д. Тихонова, А.И. Чинякова для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Министерство просвещения СССР – Москва, 1986), «Класс ансамбля народных инструментов для ДМШ и ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. – Москва, 1988), «Коллективное музицирование. Ансамбль» для учащихся I-II классов отделения народных инструментов Салимовой Т.Р. (преподавателя МОУ ДОД «Музыкальная школа» г. Лангепас), методических рекомендаций В.И. Лавришина (заведующего кафедрой оркестрового дирижирования Челябинского Государственного института культуры), а также на основе собственной практической работы с контингентом учащихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы.

Новизна данной работы заключается в следующем:
курс обучения разделён на два этапа, что позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждого этапа и прогнозировать результат, а также использовать более гибкий подход при осуществлении работы, связанной с формированием ансамблевого коллектива;
процесс формирования и развития творческих способностей начат через вовлечение в коллективные формы музицирования (ансамбль аккордеонистов) и протекает в тесной связи с индивидуальными формами работы, осуществляемыми в классе специального инструмента.

Программа построена с учетом целостного подхода к педагогическому процессу, предполагающему выделение следующих принципов:
Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
Принцип адекватности особенностям психического развития ребенка;
Принцип дифференциации и индивидуального подхода;
Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков, их развития и совершенствования;
Принцип целостности (связь с предметами ДМШ – специальность, музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио);
Принцип координации «педагог – ученик - семья».

Участниками реализации образовательной программы «Коллективное музицирование. Ансамбль» являются учащиеся I-V классов отделения народных инструментов муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Музыкальная школа».


Учебно - тематический план
I год обучения


Блок - тема
Общее кол-во часов
Теоре-
тические часы
Практи-
ческие часы
Содержание
учебного материала
Критерий оценки






Должен знать
Должен уметь


Вводное занятие

Подбор репертуара

Формирование первоначальных навыков ансамблевой игры.


1

1

26

0,5

-

3

0,5

1

23

Приобретение первоначальных навыков игры на аккордеоне и простейших ударно-шумовых инструментах, умения ориентироваться в нотном тексте и на инструменте
6-8 различных по характеру пьес на использование нот 1 октавы и изучение приемов игры


Способы элементарного звукоизвлечения и звуковедения
Ноты 1 октавы и аппликатурные закономерности первой позиции.
Основные принципы ансамблевой игры
Характерные особенности различных жанров музыки

Использовать простейшие приемы игры
Координировать движение правой и левой рук, владеть начальными двигательными и игровыми навыками
Слышать педагога, соподчинять свои игровые действия действиям партнера
Передать характер исполняемого произведения на доступном уровне















Формирование первоначальных навыков чтения с листа и анализа музыкальных произведений.
Творческие задания

Контрольные точки
3






3

2
1






1

-
2






2

2
Формирование элементарных музыкально- слуховых представлений (пение знакомых песен, слушание простых попевок, песенок, пьес, исполняемых педагогом), навыков познавания несложных мелодий.
Приобретение первоначальных навыков простейшего анализа нотной записи, предварительно усвоенного по слуху музыкального материала.

Иметь элементарные музыкально-слуховые и звуко-высотные представления.
Знать основы
музыкальной грамоты.

Петь простейшие попевки, детские песенки
Распознавать несложные мелодии
Анализировать простейший музыкальный материал
Определять по слуху направление движения мелодии

Всего
36
6
30



















Учебно - тематический план
II год обучения

Блок - тема
Общее кол-во часов
Теоре-
тические часы
Практи-
ческие часы
Содержание
учебного материала
Критерий оценки






Должен знать
Должен уметь


Вводное занятие

Подбор репертуара

Освоение первоначальных навыков ансамблевой игры.

1

1

26

0,5

-

3

0,5

1

23

6-8 различных по характеру пьес на использование изученных штрихов и приемов игры, нот второй и «малой» октав










Ноты второй и «малой» октав, аппликатурные закономерности, технику исполнения штрихов и приемов
Основные приемы и способы звукоизвлечения и звуковедения
Основные закономерности ансамблевой игры

Добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания, ощущать общий ритмический пульс.
Владеть простейшими приемами игры на инструменте . Следить за ритмической точностью и качеством звука.
Выразительно и целостно исполнять музыкальный материал, соподчинять свои игровые действия действиям других участников коллектива.






Освоение навыков чтения с листа и
навыков анализа музыкальных произведений

Творческие задания

Контрольные точки

3





3

2
1





1

-
2





2

2
Чтение с листа простейшего музыкального материала
Развитие первоначальных навыков простейшего анализа музыкальных произведений

Элементарные теоретические основы музыкальной грамоты
Характерные особенности различных жанров музыки
Зрительно анализировать нотный текст, фиксировать знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи.


Всего
36
6
30
























Учебно - тематический план
III год обучения

Блок - тема
Общее кол-во часов
Теоре-
тические часы
Практи-
ческие часы
Содержание
учебного материала
Критерий оценки






Должен знать
Должен уметь


Вводное занятие

Подбор репертуара

Ансамблевое музицирование

1

1


25

0,5

-


2

0,5

1


23

5-6 различных по характеру и форме музыкальных произведений с усложнением метро - ритмического рисунка с сочетанием двух и более штрихов.
Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству и осмысленному воспроизведению на инструменте.



Расширение знаний о музыкальных жанрах и формах
Приемы и способы выразительной игры
Условные обозначения штрихов и приемов игры


Использовать изученные штрихи для передачи характера произведения
Свободно ориентироваться в нотной записи, применяя аппликатурные закономерности и используя штриховые рекомендации. Умело пользоваться шкалой динамических оттенков для более яркого раскрытия художественного образа.
Добиваться точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, в единстве со всеми участниками коллектива с целью достижения музыкально- художественного образа исполняемого произведения.



Совершенствование навыков чтения нот с листа и анализа музыкальных произведений

Творческие задания

Контрольные точки

4





3

2
1





1

-
3





2

2
Усложнение и углубление теоретического и музыкально- художественного материала на основе ранее полученных музыкальных знаний, умений и навыков.
Элементарный анализ музыкальных произведений











Основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки
Особенности музыкально- образного языка, специфические средства художественной выразительности (размер, лад, тональность), закономерности движения мелодии и принципы ее строения (предложения, фразы, мотивы).
Использовать основные средства музыкальной выразительности.
Выявлять характерные особенности мелодии ( движение мелодии, скачки, неустойчивые звуки лада). Определять фразировку, примерную динамику звучания.
Фиксировать мелодию законченными построениями.
Зрительно ощущать и внутренне чувствовать законченную музыкальную мысль.



всего
36
5
31


















Учебно - тематический план
IV год обучения

Блок - тема
Общее кол-во часов
Теоре-
тические часы
Практи-
ческие часы
Содержание
учебного материала


Критерий оценки






Должен знать
Должен уметь


Вводное занятие

Подбор репертуара

Ансамблевое музицирование

1

1


25

0,5

-


2

0,5

1


23

5-6 различных по характеру и форме музыкальных произведений с усложнением технических элементов, различных видов ритмических фигураций
Активация интереса к процессу обучения, к содержанию учебной работы. Развитие мыслительной деятельности, творческого воображения, чувства ответственности за качество освоения собственной партии.

Закономерности построения музыкальной формы, стилистические особенности исполняемых произведений

.


Слышать себя и партнера (солиста), передавать мелодическую линию от партии к партии добиваясь синхронности и равновесия звучания всего коллектива
Оценивать и исполнять музыку в единстве формы и содержания
Самостоятельно работать над партиями, применяя необходимые приемы игры, рациональную аппликатуру, достигая доступной выразительности исполнения




2.Совершенствование навыков чтения с листа и анализа музыкальных произведений

Творческие задания

Контрольные точки
4






3


2
1






1


-
3






2


2
Усложнение и углубление теоретического и музыкально- художественного материала на основе ранее полученных музыкальных знаний, умений и навыков.
Расширенный анализ музыкальных произведений


Различные формы анализа музыкальных произведений:
-целостный анализ формы, ладотональности, жанровых особенностей; анализ элементов музыкального языка- интервалов, аккордов, ритмических групп
Определять форму произведения, выявлять гармонические особенности и другие элементы музыкальной речи.

Всего
36
5
31






















Учебно - тематический план
V год обучения

Блок – тема
Общее кол-во часов
Теоре-
тические часы
Практи-
ческие часы
Содержание
учебного материала

Критерий оценки






Должен знать
Должен уметь


Вводное занятие

Подбор репертуара

Ансамблевое музицирование






1

1


25

0,5

-


2

0,5

1


23

5-6 различных по характеру, форме, жанру музыкальных произведений музыкальных произведений на смешанные виды техники, различные штрихи и приемы игры


Особенности музыкального языка, мировоззрения и творческой манеры композиторов
Рациональную систему приемов работы над произведением, техническими трудностями


Понимать выразительное значение мелодии, гармонии, ритма и т.д. в рамках различных стилей
Находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, воспитывать исполнительскую волю, сосредотачивать внимание, активизировать творческое воображение











Совершенствование навыков чтения с листа и анализа музыкальных произведений

Творческие задания

Контрольные точки
4





3

2
1





1

-
3





2

2
Свободное и уверенное чтение с листа
Расширенный анализ музыкальных произведений






Сведения о музыкальной грамоте, элементарной теории музыки, начального анализа музыкальных произведений

Играть предложенный нотный текст без упрощений, красивым звуком, грамотно и выразительно
Свободно ориентироваться в нотной записи более широкого диапазона, применяя аппликатурные закономерности.

Всего
36
3
33





Содержание курса обучения

Основная идея программы заключается в создании условий необходимых для развития творческих способностей и реализации творческого потенциала учащихся путём приобщения их к продуктивной творческой деятельности (ансамбль аккордеонистов).
Программа предназначена для формирования и развития навыков ансамблевого музицирования у учащихся I-V классов отделения народных инструментов МОУ ДОД «Музыкальная школа» г. Лангепаса.
Весь курс обучения делится на два этапа:
I – начальный этап (I-II годы обучения)
II – основной этап (III-V годы обучения)
Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса.
Материал располагается в порядке возрастания сложности. Он сгруппирован по этапам обучения таким образом, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения и навыки, но и последовательно приобретать новые.

I – начальный этап обучения
(I-II годы обучения)

Цель – приобретение начального музыкального опыта, формирование навыков ансамблевого музицирования.
Задачи:
развитие слуха;
воспитание чувства ритма;
освоение темповых закономерностей;
освоение исполнительских навыков;
освоение навыков коллективного музицирования;
формирование навыков чтения нот с листа;
воспитание навыков самостоятельной работы;
приобретение навыка концертного выступления.

Содержание работы по программе:
слушание музыки, определение характера, жанра, содержания;
работа над развитием слуха, ритма, памяти;
постановка игрового аппарата;
изучение основных исполнительских приёмов;
ансамблевое музицирование
изучения произведений разных жанров и стилей;
чтения нот с листа;
выполнение творческих заданий (музыкальные ребусы, рисунки к пьесам, сочинение небольших мелодий)
публичные выступления;
посещения концертов.

На первом этапе обучения учащиеся получают основы необходимых практических музыкально-исполнительских умений и навыков игры на музыкальном инструменте (посадка, постановка рук, состояние двигательного аппарата, основные способы звукоизвлечения и звуковедения).
Параллельно формируются первоначальные навыки ансамблевого музицирования и чтения нот с листа. Формируются навыки самостоятельной работы над партиями с применением необходимых приёмов игры, рациональной аппликатуры, достигая при этом, доступной выразительности исполнения. Учащиеся приобретают умение согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников коллектива.
Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, овладение учащимися элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Все полученные умения и навыки применяются на практике, посредством участия в публичных выступлениях.

Форма занятий – урок.
Формы контроля успеваемости – контрольные уроки (с краткой словесной характеристикой: достижения-неудачи, с оценкой только в положительном контексте) в виде участия в:
отчетных концертах ансамблей отделения народных инструментов;
текущих школьных концертах;
тематических вечерах, лекциях - концертах;
открытых концертах класса;
конкурсах, фестивалях.






Критерии оценки освоения образовательной программы
I этапа обучения

Должен знать
Должен уметь

Что такое ансамбль, виды ансамблей
Уметь отличить сольное исполнение от ансамблевого, различать виды ансамблей.

Основы музыкальной грамоты
Применять полученные основы музыкальной грамоты в практической работе

Основы анализа и чтения нот с листа
Дать общую характеристику произведения: ключ, размер, темп, тембр, характер и жанр(песня, танец , марш), единицы построения формы (мотив, фраза, предложение, часть).
Различать мажорный и минорный лады.
Определить тонику.
Грамотно читать с листа несложные пьесы.
Самостоятельно разбирать ансамблевые партии.
Ориентироваться в нотной записи, координировать нотную запись и исполнение на инструменте.

Основные исполнительские приёмы
Владеть основными исполнительскими приёмами игры на основном инструменте (аккордеон) и на вспомогательных инструментах (треугольник, бубен, маракасы, металлофон и др.)
Организовывать свой игровой аппарат.
Координировать движение правой и левой рук.
Следить за качеством звукоизвлечения и звуковедения.

Особенности ансамблевого музицирования
Уметь слушать себя и партнёра.
Добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания, ощущать общий ритмический пульс.
Соподчинять свои игровые действия действиям других участников коллектива.
В составе ансамбля аккордеонистов принимать участие в концертной деятельности.










II – основной этап обучения
(III - V годы обучения)

Цель – формирование устойчивого навыка ансамблевого музицирования, реализация творческого потенциала учащихся через активное вовлечение их в концертную деятельность.
Задачи:
совершенствование музыкально-исполнительских возможностей и технических навыков;
воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
создание на базе приобретенных знаний, умений и навыков установки на индивидуальное и коллективное творчество учащихся в разных формах и видах музыкальной деятельности;
обеспечение реализации творческих возможностей учащихся через активное вовлечение их в концертно-просвятительскую деятельность.
обогащение музыкально-слухового опыта и духовно-нравственной сферы посредством расширения музыкального репертуара.

Содержание работы по программе:
работа над развитием естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным замыслом;
работа над развитием творческих способностей;
постоянное стимулирование интереса к новому, дающее толчок воображению;
активные публичные выступления;
анализ выразительных возможностей музыки и её инструментального воплощения;
изучение объёмного репертуара, включающего произведения различных стилей и жанров.

На втором этапе обучения происходит дальнейшее развитие и совершенствование ранее усвоенных практических умений и навыков, культуры игровых движений. Расширяется диапазон, возрастает шкала динамических оттенков. Расширяется репертуар, круг музыкальных образов и исполнительских задач. Развивается умение согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников коллектива. Совершенствуются навыки самостоятельной работы над ансамблевыми партиями, активизируется творческое воображение.
Учащиеся свободно владеют инструментом, умеют самостоятельно мыслить, осмысленно и целостно воспроизводить музыкальный материал, слышать и понимать исполняемое произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д. исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными исполнителями.
Совершенствуются навыки анализа музыкальных произведений, включающие в себя знание основных средств музыкальной выразительности, характерные особенности различных жанров музыки, стилистические особенности исполняемых произведений.
Учащиеся свободно и уверенно читают с листа, ориентируются в ансамблевой партитуре, анализируют исполняемые произведения, раскрывая их жанровые, стилистические, ладотональные, фактурные, образно-эмоциональные особенности. Все полученные умения и навыки применяются на практике, посредством участия в публичных выступлениях.

Форма занятий – урок.
Форма контроля успеваемости – контрольные уроки (с оценкой и анализом развития) в виде участия в:
отчетных концертах ансамблей отделения народных инструментов;
текущих школьных концертах;
тематических вечерах, лекциях - концертах;
открытых концертах класса;
конкурсах, фестивалях;

Критерии оценки освоения образовательной программы
II этапа обучения

Должен знать
Должен уметь

Теоретические основы музыкальной грамоты
Использовать в практической работе полученные базовые знания по теории музыки
Пользоваться основной музыкальной терминологией

Основные средства музыкальной выразительности.



Грамотно и осмысленно и эмоционально исполнять нотный текст, используя разнообразие штрихов, соблюдая метроритмическую точность, умело используя всю шкалу динамических оттенков.

Основы анализа и чтения нот с листа
Определять форму произведения.
Зрительно анализировать нотный текст, фиксировать знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы.
Грамотно и выразительно читать с листа нотный текст .
Уверенно ориентироваться в ансамблевой партитуре.

Основные исполнительские приёмы
Владеть основными исполнительскими приёмами игры на инструменте, включая репетицию, вибрато, тремоло мехом.
Использовать регистровые возможности инструмента.
Использовать разнообразные динамические градации инструмента.

Особенности ансамблевого музицирования
Слышать себя и партнёра, добиваясь синхронности и равновесия звучания всего коллектива.
Соподчинять свои игровые действия действиям других участников коллектива.
Самостоятельно работать над ансамблевыми партиями, применяя необходимые приёмы игры, рациональную аппликатуру, достигая доступной выразительности исполнения.
Принимать активное участие в концертно-просветительской деятельности.



В результате освоения программы по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» учащиеся получают:
Комплекс знаний, включающий в себя:
знание основ нотной грамоты и теории музыки;
знание основных средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки;
знание основ анализа музыкальных произведений;
знание специфических особенностей ансамблевого музицирования;
знание исполнительских возможностей инструмента, его роли в ансамблях и оркестрах и в развитии музыкального искусства;
общие знания в области музыкального искусства на уровне программных требований.

Комплекс умений и навыков:
устойчивый навык коллективного музицирования;
навык коллективного общения;
владение всеми необходимыми техническими и исполнительскими приёмами игры на инструменте и применение их в ансамблевом музицировании;
умение слышать и понимать исполняемое произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д. исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными исполнителями.
умение грамотно читать с листа, свободно ориентироваться в нотной записи и ансамблевой партитуре;
умение анализировать исполняемые произведения и использовать данные анализа в своей интерпретации;
умение на практике применить полученные знания (публичные выступления).
Принципы работы по программе

Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разнообразные приемы и методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.
Принцип систематического и последовательного обучения.
Нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводиться последовательно, согласно логике развития данного предмета. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному.
Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Это принцип означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика.
Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Хотя в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.
Принцип наглядности обучения служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
В музыкальной педагогике используется два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский (художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.
Принцип прочного усвоения знаний – это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене. Для чего необходимо развитие общей и музыкальной памяти ученика, умение использовать накопленный опыт в новых условиях.
Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания. Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках (тональностях), аппликатуре, штрихах, а также в фактуре и содержании исполняемого произведения.
Сознательная работа помогает выбрать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.
Принципы отбора музыкального материала:
совместный характер деятельности учащихся и преподавателя;
наличие ярко выраженного интонационно-образного характера и контраста – жанрового, характерного, темпового;
соответствие уровня сложности произведения индивидуальным особенностям развития учащихся (уровень технической подготовки, психолого-физиологическое развитие, эмоционально-образная сфера);
высокий уровень художественных достоинств;
воспитательная направленность (содержание музыкальных произведений должно способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств).

Основные формы и методы работы

Основные задачи программы решаются эффективно только во взаимосвязи всех видов музыкально-образовательной деятельности.
Основной формой учебной и воспитательной деятельности является урок – завершённый в смысловом, временном и организационном отношении определённый этап работы по музыкальному обучению и воспитанию школьников.
Спецификой урока по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» является:
непосредственное обращение к живому образному звучанию и исполнению музыки;
возможность пережить состояние единения с другими участниками в процессе коллективного музицирования;
возможность учащихся ощутить себя исполнителем, слушателем и аранжировщиком одновременно.
Каждый урок направлен на решение обучающих, воспитательных и развивающих задач. Его содержание определяется исходя из конкретных условий проведения занятий, музыкального опыта и индивидуальных способностей учащихся.
Каждое занятие должно состоять из разнообразных заданий, иметь доступное содержание, чередовать моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха, учитывая при этом особенности восприятия и работоспособности учащихся. Планируя урок необходимо ясно представлять себе его цель, задачи и связь с последующими занятиями. Ни один урок нельзя представлять как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и перспектива связи с дальнейшими заданиями.
Таким образом, на каждом уроке должно происходить обогащение музыкально-слухового опыта учащихся, усвоение и закрепление знаний о музыкальном произведении, формирование и совершенствование исполнительских приёмов, углубление опыта музыкально-творческой деятельности.
Примерная схема построения урока:
организация учебной деятельности;
проверка знаний, умений, навыков;
освоение нового материала;
закрепление нового материала;
подведение итогов урока;

Внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность имеет важное значение для успешной результативности освоения программы. Такая совместная деятельность преподавателя, учащихся и их родителей проявляется в:
участии в концертах, тематических классных часах;
посещении тематических лекций, музыкальных спектаклей, музеев, выставок с их последующим обсуждением;
участии в фестивалях и конкурсах детского творчества.

Данная форма работы обладает уникальными возможностями повышения уровня школьной мотивации, устойчивого навыка публичных выступлений, формирования потребности в социально-общественной деятельности и оценки значимости и самооценки результатов труда, воспитанию духовно-нравственных качеств.
Внеклассная работа направлена на поддержание интереса к музыкальному искусству, потребности самовыражения через публичные выступления, достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов.

Самообразование учащихся рассматривается, как самостоятельная, индивидуальная творческая форма работы.
На начальном этапе музыкальное самообразование предполагает определённое педагогическое руководство со стороны преподавателя по следующим направлениям:
формирование умений пользоваться источниками информации (нотная литература, алфавитные справочники, систематические каталоги, научно-методическая литература, Интернет и др.);
вовлечение родителей в работу по самообразованию детей;
создание условий для демонстрации учащимися своей музыкально-просветительской деятельности (концерты для воспитанников дошкольных учреждений, участие в мероприятиях класса или общеобразовательной школы, в которой ученик обучается и т.п.).
В целом же, работа по самообразованию направлена на приобщение учащихся к занятиям музыкой, музыкальному инструменту, на котором он играет, желание передать своё отношение к музыке другим.

Методы музыкального обучения и воспитания применяемые на уроках по программе «Коллективное музицирование. Ансамбль»:
наглядно-слуховой метод;
словесный метод;
наглядно-зрительный метод;
практический метод.
Наглядно-слуховой метод подразумевает исполнение музыкальных произведений преподавателем или использование фонограмм, аудиоматериалов. Без него неосуществимо восприятие музыки. Преподаватель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное её восприятие.
Словесный метод заключается в том, что преподаватель организует внимание детей, передаёт им определённые знания: о музыке, композиторах, исполнителях, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные умения и навыки на практике. Значение словесного метода особенно велико на начальном этапе обучения, когда, так как в этот период учащиеся ещё не имеют разнообразного музыкального опыта, и их образная речь ещё не достаточно развита. Беседа, рассказ, пояснение – таковы разновидности этого метода.
Наглядно-зрительный метод состоит в том, что в процессе разучивания произведения преподаватель использует наглядные материалы (музыкальные инструменты, фотографии композиторов, репродукции картин и т.д.). Опора на зрительную наглядность облегчает усвоение музыкальных знаний.
Практический метод облегчает усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Приемы инструментального исполнения (звукоизвлечение, звуковедение, техника исполнения штрихов, различные ритмические конфигурации и т. д.) – позволяют глубже осознать значение средств музыкальной выразительности.
Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей.
Выбор методов и приёмов определяет и этап работы над произведением.
Так на первом этапе ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседы о характере музыки, о средствах музыкальной выразительности, об исполнительских приёмах и т.д.). На втором этапе, когда учащиеся осваивают способы исполнения, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения в сочетании с другими методами – наглядными, словесными. На третьем этапе, когда произведение выучено практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Все перечисленные выше методы выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую и мотивационную функции.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в группах по 4-6 учащихся. Продолжительность одного урока составляет 40 минут. Перемена между уроками – 10 минут.
Расписание строится из расчета один урок в неделю и составляется в соответствии с «Учебным планом», принятым педагогическим советом и утверждённым директором школы. В учебном плане также предусмотрены резервные часы для проведения сводных репетиций и зачётных занятий.
При составлении расписания занятий учитываются особенности биологического ритма детского организма, психологические половозрастные особенности, а также загруженность учащихся другими предметами музыкально-теоретического цикла, что предполагает возможную необходимую корректировку режима занятий.

Слагаемые успешной и эффективной реализации программы:
помещение (класс) для занятий, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, мебель;
необходимый инструментарий хорошего качества и достаточного количества – аккордеоны, шумовые, ударные инструменты, пюпитры;
технические средства необходимые для обучения: видео и аудио аппаратура, компьютер, копировальная техника;
наличие библиотечного фонда: нотная, научно-методическая, справочная литература; фонотека;
наглядные пособия, дидактические пособия.
наличие учебного плана и целесообразно подобранного музыкального репертуара.

Преподавание в классе ансамбля требует от преподавателя разносторонней подготовки – музыкального образования, специальных знаний в области педагогики, психологии, физического воспитания. Учитывая тот факт, что практически все виды музыкальной деятельности требуют и физических и умственных затрат, не следует допускать переутомления детей. С этой целью необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный режим работы и отдыха, не завышать сложность исполняемого репертуара.




Учебно-методическое обеспечение
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб пособие для студ. Высш.уч.заведений, - М: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС,2001.-128с.
2. Ансамбли аккордеонистов. Вып. 1/Сост. В.Розанов. - М.,1969
3. Ансамбли аккордеонистов. Вып. 2. /Сост. В.Розанов. - М.,1971
4. Ансамбли аккордеонистов. Вып. З. /Сост. В.Розанов. - М.,1972
5. Ансамбли аккордеонистов. Вып. 4. /Сост. В.Розанов. - М.,1973
6. Ансамбли аккордеонистов. Вып. З. /Сост. В.Розанов. - М.,1974
7. Ансамбли аккордеонистов. Вып. 6. /Сост. В.Розанов. - М.,1976
8. Ансамбли баянов и аккордеонов./Сост. В.Иванов. - М.,1990
9. Ансамбли аккордеонов. Вып. 1./Сост.О.Звонарев. - М.,1981
10. Ансамбли аккордеонов. Вып.З. /Сост. А. Милевский. - М.,1983
11. Ансамбли аккордеонов. Вып.4./Сост. В.Душников - М.,1984
12. Ансамбли аккордеонов. Вып.5. /Сост. В.Душников - М.,1985
13. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне.- М.,2002.
14. Брызгалин В.С. Радостное музицирование. Ансамбли.- М., 2004.
15. Дербенко Е. Ансамбли для баяна, аккордеона. - М ., 2005.
16. Лондонов П.И. Школа игры на аккордеоне.- М.,1985.
17. Душников В.Н. Самоучитель игры на аккордеоне.- М., 1996.
18. Душников В.Н. Школа игры на аккордеоне.- М., 1982.
19. Мирек А.И. Самоучитель игры на аккордеоне.- М., 1987.
20. Мирек А. И. Школа игры на аккордеоне.- М.,1972.
21. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне.- М., 1979.
22. Хрестоматия пед. Репертуара для аккордеона. 1-2 классы ДМШ. /Сост. А. Мирек. М., - 1982.
22. Хрестоматия пед. Репертуара для аккордеона. 3-4 классы ДМШ. /Сост. Ю. Акимов, А. Мирек. М.,1983.
23. Хрестоматия пед. Репертуара для аккордеона. 3-5классы ДМШ. /Сост. Ю. Акимов, А. Мирек. М.,1983. Формы контроля и предполагаемый результат
В процессе обучения по данной программе, учащиеся получают необходимые музыкально-исполнительские знания, умения и навыки ансамблевой игры. Имеют ясные представления об исполнительских возможностях инструмента, его роли в ансамблях и оркестрах, в развитии музыкального искусства. Используют полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Навыки и умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации программы, отслеживаются в процессе индивидуальной работы в течение всего учебного года. Итоги фиксируются в индивидуальных планах учащихся.
В конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки, в ходе которых учащиеся исполняют 2-3 произведения из репертуара коллектива. Помимо этого в течение учебного года проводится ряд творческих показов:
открытые концерты класса, участие в школьных и городских концертных мероприятиях, выступления в на родительских собраниях, в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.
В течение учебного года в классе ансамбля должно быть изучено 6-8 произведений различных по характеру, жанру, стилю, включая народные обработки, произведения отечественных, зарубежных и современных композиторов.

Предполагаемый результат.
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся музыкальных школ это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. Именно на активизации концертно-просветительской деятельности учащихся построен весь процесс обучения по данной программе.
В результате освоения программы «Коллективное музицирование. Ансамбль» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.




Предполагаемый результат к концу пятого года обучения:
Общее музыкальное развитие в области музыкального искусства на уровне программных требований;
Знание основ нотной грамоты и теории музыки;
Приобретение устойчивого навыка коллективного музицирования;
Умение применять на практике полученные знания (публичные выступления);
Знание основных средств музыкальной выразительности, их значение для построения музыки;
Знание специфических особенностей игры в ансамбле;
Умение слышать и понимать исполняемое произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д. исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными исполнителями;
Умение грамотно читать с листа, свободно ориентироваться в нотной записи и овладеть навыком коллективного общения;
Умение анализировать исполняемые произведения и использовать данные анализа в своей интерпретации;
Владение всеми необходимыми техническими и исполнительскими приёмами игры на инструменте и применять их в ансамблевом музицировании;
Воспитание в себе таких качеств как отзывчивость, ответственность, уверенность, дисциплина. Список литературы
Абдуллин Э.Л. Теория музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебник для студ. Высш. Пед. учеб. Заведении / Э.Б. Абдудлин, П.В. Николаева, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш, уч. заведений, - М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.-128с.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. // Изб. труды. - М,, - 1-е изд. 1957.-с. 163-270.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. - 2-е изд., доп.-Л.-1979.-352с.
Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия школьников. // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. с- 54-66.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. // Под ред. Г.В. Келдыша. -М,; Большая Российская Энциклопедия. 1998 - 672 с.
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001, -224 с.: ноты,
Варламов Д. Оркестр гармоник – разновидность народного оркестра.
- Саратов, 1990.-53 с.
Вендрова Т.Е. Художественно - педагогический анализ на уроке музыки.//Музыка в школе, 1989. -№ З.-с. 10-12,
Выготский Л.С. Психология искусства, - Ростов-па-Дону: №д. «Феникс», 1998.-480с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
Гаврилин В.П. Заметки о восприятии музыки. // Музыка - детям. - М., 1970.-с, 150-155.
Готлиб Л.Л. Основы ансамблевой техники. - М,; Музыка, 1968. 282 с.
Гродзенская 11.Л. Вопросы развития восприятия музыки (слушание музыки). - «Известия АГП1 РСФСР», вып. 10. - М.. 1960. - 218 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, 3-е из, - М.: Просвещение, 2000. - 238 с.
Зряковский Н. Общий курс инструментоведения.1976.
Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М,: Просвещение, 1987. - 173 с.
Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. - М, 1981.
Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. - М, 2002.
Кабалевский Д.Б, Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы.- М.; Просвещение, 1988.- 160 с.
К.Орф (Австрия). «Шульверк». Итоги и задач и.//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.Д. Апраксина. М.: Просвещение. 1990. - 207 с. – (Б-ка учителя музыки).
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов - н /Д.: «Феникс», 2002.-282 с.
Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: [Учебное пособие для вузов]. - 3-е РПД. - М.: Музыка, 1986. - 527 с, с нот. ил.
Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. - М.»1974.
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. -М, 1963.
Маслова И.В. Урок музыки урок искусства. - Новосибирск, 1995. -263с.
Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание 1 - IV классы: Программы для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Н,А. Терентьева. - М.: Просвещение, 1994. - 76 с.
Музыкальный инструмент (аккордеон): Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). - М., 1986.- 20с.
Музыкальный инструмент (баян): Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). - М., ]988.- 12с.
Павловская К. Инструментальный ансамбль в творчестве Е. Дербенко. - Курган. 1998 – 124с.
Программа по баяну и аккордеону. - М.: Просвещение, 1986. - 54 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.Л. Сластёнин, И.Ф, Исаев, Л.Л. Мищенко, Е.П. Шиянов.
- 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекции./ (Ш. Петрова, Т.В, Умнова.-2-е изд.: Ростов - н/Д.: «Феникс», 2005.-224 с.
Петрушик В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие для студентов и преподавателей.- М.: Туманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Муз. Фак. высш. Пед. учебн. заведений./ Д.К. Кирнарская, П.И. Киященко, К.В. Тарасова и др./ Под, Ред. Г.М.Цылина. - М,: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с. 4М.
Радынова С.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство ГНОМ и Д 2006. 80с.
Ражников В.Г. Словарь признаков характера звучания музыки./ Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1994. - Приложение, - с. 136-140.
РаппопортС. Искусство и эмоции. - М, 1972.
Ризоль Н.П. Очерки о работе в ансамбле баянистов. - М.,1986.
Розанов В.И. Инструментоведение: Пособие для ансамбля народных инструментов. - М.: Изд. «Советский композитор», 1981,- 130с.
Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра - М., 1983.
Ушекин В. Работа с ансамблем русских народных инструментов. - М., 1986.
Чунин В. Современный русский народный оркестр. - М., 1981.
Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов, - М,, 1970.
Янкелевич Д. Инструменты симфонического оркестра. - М., 1976.






























ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Краткие методические рекомендации


Методика работы с коллективом.
Управление детским коллективом – это сложная работа, в которой одинаковое значение имеет как музыкальный, так и педагогический компоненты, и в этом процессе вопрос гармонии ничуть не менее важен, нежели гармония в звучании музыки.
В условиях коллективных форм музицирования от руководителя требуется постоянная творческая инициатива, умение найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. Руководитель коллектива должен хорошо понимать психологию каждого ученика, знать его привычки, интересы, уметь всегда найти с ним контакт.
Система знаний и навыков на отдельных ступенях педагогического процесса складывается на основе учёта возрастных особенностей психики детей и подростков. Это является условием планомерности развития учебного процесса. Необходимо не только тщательно разрабатывать план работы в классе, но и представлять круг вопросов, затрагиваемых на каждой репетиции. Необходимо твёрдо знать, чему нужно научить учащихся на данном этапе.
Успехи развития коллектива во многом определяются целесообразностью составленного репертуарного плана. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю. Помимо инструктивного материала, необходимого для развития технических навыков, следует изучать как можно больше художественных пьес, всячески поощряя концертные выступления. Подбор репертуара должен осуществляться совместно с творческим коллективом.
Значимым моментом при работе с детским коллективом является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие репетиционные занятия, совместная подготовка и проведение концертных выступлений, посещения выставок, музеев, а также совместная подготовка и проведение классных часов и прочих общих мероприятий.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств учащихся. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога, за самостоятельное решение вопросов, посильные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувства удовлетворения от своей деятельности. Важно, чтобы старшие участники коллектива чувствовали ответственность за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Крайне важно для педагога помнить, что дети совершенно по иному, нежели взрослые, воспринимают окружающий мир, они учатся познавать его, учатся воспринимать его, и здесь очень важно суметь достичь определённых высоких результатов обучения, не поранив хрупкую детскую душу, суметь направить, не критикуя перед лицом сверстников, суметь похвалить, не заставив излишне возгордиться.

Методика организации домашней работы.
Для качественной и плодотворной домашней работы необходимым условием является тесное сотрудничество педагога, ученика и родителей. Родители учащихся должны выступать первыми и активными помощниками педагога, заинтересованность родителей в музыкальном образовании – важный фактор успешности обучения. Домашние занятия должны соответствовать реальным возможностям их выполнения в следующих пределах:
I класс – 30 минут ежедневно
II, III классы – до 1 часа ежедневно
IV, V классы – 1,5 - 2 часа ежедневно.
Повседневная кропотливая домашняя работа учащихся во многом обеспечивает их профессиональный рост. Преподаватель должен научить ученика рационально использовать время самоподготовки, помочь составить учебный режим и расписание домашних занятий, организовать рабочее место. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, вырабатывая волю, усидчивость, аккуратность.

Большое внимание необходимо уделить детскому творчеству. Творческие упражнения развивают воображение, мышление, помогают в укреплении ассоциативных связей, выявляют сообразительность, изобретательность, находчивость. Преподаватель должен поддержать любое проявление творческого импульса, будь то небольшая пьеса, сочинённа учеником на заданную тему, поэтический текст к музыке, ритмоформула и т.п.
В случае, когда задания подобного типа ещё сложны для ученика, можно попросить его выразить свои впечатления в рисунке, аппликации, несложной поделке. Некоторые дети коллекционируют музыкальные записи, концертные программы, портреты выдающихся исполнителей. Педагог должен наблюдать за тем, чтобы эти увлечения с наибольшей отдачей можно было использовать для пополнения багажа знаний, умений и навыков.

2. Методика развития музыкально-исполнительских способностей

Говоря о музыкально-исполнительских (творческих) способностях, нельзя не вспомнить классика отечественной психологии Б.М.Теплова, который определил способности, как индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие за успешность выполнения какой-либо деятельности.
Методика обучения на любом инструменте включает следующие этапы:
знакомство с инструментом – историей создания, строением инструмента, его мелодических и технических возможностей;
постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук и др.;
освоение основных приёмов звукоизвлечения;
развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоционально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
работа над ансамблем (ритмической, темповой, динамической синхронностью).

Методика обучения игре на клавишных инструментах
Методика обучения игре на аккордеоне и баяне предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию творческих и эстетических взглядов, развитии творческих и музыкальных способностей учащихся.
Содержание начального периода обучения обусловлено освоением практических музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Одновременно происходит обогащение слухового опыта, овладение элементарными теоретическими знаниями.
Наряду с установлением прочной музыкально-исполнительской базой идёт знакомство с конструкцией изучаемого инструмента: способ звукоизвлечения, звукообразования – меха, составные части и т.п. Изучение строения правой и левой клавиатур: название клавиш, рядов, отличие октав, диапазон инструмента. Учащиеся изучают условные обозначения басов и готовых аккордов левой клавиатуры. Функции правой и левой рук при игре на инструменте.
Посадка – важный момент в методике обучения. На начальном этапе идёт выработка прочных навыков посадки, постановки инструмента, положения корпуса ног, рук, кистей рук и пальцев, правильного пользования ремнём, ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре.
Формирование элементарных навыков ведения меха, воспроизведение звучания различных длительностей и смены направлений движения меха, при этом, освоение диапазона, освоение уровня динамики – основные составляющие первоначального этапа обучения.
С первых уроков педагог должен формировать естественность и рациональность движений, воспитывать аппликатурную дисциплину и чувство метрической пульсации, самоконтроль.

Методика обучения игре на ударных инструментах
Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (трещотки, маракасы, треугольники и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволит в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные инструменты, приёмы игры.
При игре на ударных инструментах главная роль отводится кисти рук, хотя плечо и предплечье также участвуют в той или иной степени. Подвижная гибкая кисть может творить чудеса, выполняя ритмические фигуры. Мышцы рук не должны быть напряжены, это поможет избежать скованности и зажатости движений, быстрой утомляемости во время игры.
Инструмент следует держать крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: взмах руки, направленное движения к источнику звука, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль.
Развитие мышц, координации движений достигается в процессе систематических занятий. Процесс обучения следует начинать со специальной разминки рук без инструмента, что позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать необходимые мышечные ощущения, развить координацию рук.
На ряде инструментов музыкант играет двумя предметами (палочками или молоточками). Порядок чередования рук определяется метрическим строением нотного текста: правой рукой – сильные доли, левой – слабые доли. Характер удара зависит от решаемых музыкально-художественных задач.
На начальном этапе рекомендуется изучать инструменты без определённой высоты звучания, отрабатывать ритмические формулы в медленном темпе, меняя динамику, постепенно доводя движения до автоматизма.

Обращаясь к проблемам обучения игре на музыкальных инструментах, педагог должен обозначить развитие музыкальных задатков как одну из важнейших целей.

Музыкальные способности объединяются в целый комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков, необходимых для успешного осуществления музыкально-образовательной и творческой деятельности – музыкальность.
Центром музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку.
Музыкальная педагогика к музыкально-исполнительским способностям традиционно относит метроритмическое, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление, воображение и память.
Ядро музыкальности образуют: чувство лада, музыкально – слуховой опыт и эмоционально – образная сфера, метроритм.

Музыкальный слух
Это сложное образование, в котором взаимодействуют природные качества индивидуума и общественно выработанные знания, и способы действия. При этом необходимо иметь ввиду, что природные особенности не всегда равняются знаниям, умениям и навыкам, но питаются ими, и, развиваясь, открывают возможности для приобретения новых знаний, для совершенствования умений и навыков.
В широком смысле музыкальный слух – это направляемый опытом, сознанием и эмоциями интонационно-чуткий слух, способный прослеживать, осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за развитием и музыкальной формой, как процессом.
Отсюда различные виды музыкального слуха:
мелодический;
гармонический;
тембральный;
полифонический.
Развитие музыкального слуха напрямую зависит от психологической природы слуха, природы музыкального инструмента и исполнительского общения с ним и изучаемой музыкой.
Основные педагогические установки, направленные на оптимизацию процесса слухового воспитания:
стимулирование слухового внимания, «энергия вслушивания»;
активизация музыкально-слуховых представлений;
воспитание интонационной чуткости, понимание логики развития, охват формы произведения;
соотнесение поставленных слуховых задач с конкретными исполнительскими задачами;
стимулирование самостоятельных поисков и творческого подхода к интерпретации произведения в процессе работы над ним.

Музыкальный ритм
Ритм – явление чрезвычайно широкого толкования. Ритм следует рассматривать как один из центральных и основополагающих элементов музыкального языка.
Проблемам ритмического развития посвящено множество научных трудов, однако проблема воспитания метроритмических представлений на сегодняшний день остаётся актуальной и входит в разряд наиболее сложных задач музыкальной педагогики.
Условность запечатления композитором ритмической стороны музыки, невозможность абсолютно точно закрепить в нотном тексте многообразие реальных соотношений длительностей создаёт в процессе музыкального воспитания многочисленные трудности.

Педагогические приёмы, способствующие процессу эффективного воспитания чувства ритма:
просчитывание исполняемой музыки;
использование ритмосхем;
простукивание, прохлопывание метроритмических структур;
дирижирование;
ансамблевое музицирование.

Музыкальная память
Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в музыкальной педагогике и психологии, так как процесс запоминания включает в себя такие категории мышления как анализ и синтез, обобщение и сравнение. Процесс запоминания, по мнению учёных, может быть – в зависимости от характера его направленности – произвольным или непроизвольным.
Музыкальная память подразделяется на несколько видов:
образно-слуховая;
двигательно-моторная;
конструктивно-логическая;
зрительная.
В формировании и развитии музыкальной памяти существенное значение играет изучение гармонии в тесной взаимосвязи с осмыслением музыкальной формы.
Процесс освоения эффективного развития памяти должен обязательно включать в себя:
анализ формы произведения;
выявление интонационных особенностей;
установление смысловых связей между структурой целого произведения и отдельных его частей;
определение особенностей и взаимосвязей основных средств художественной выразительности.

Музыкальное мышление
Подчиняясь общим законам психологии, музыкальное мышление возникает на основе звуковых представлений в том случае, когда осознаётся содержание музыкального произведения.
Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа.
Основные составляющие мышления:
анализ и синтез;
обобщение;
сравнение;
знания.
В зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности в мышлении может преобладать либо наглядно-действенное (игра на инструменте), либо абстрактно-логическое. При их сочетании воедино, мы говорим о высшем проявлении музыкального таланта.
Активизация мыслительной деятельности – одна из ведущих проблем музыкальной педагогики. Развитию музыкального мышления способствует создание проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между имеющимися у ученика знаниями и новыми требованиями к ним.

Чтение нот с листа
Цель – формирование представлений о виде и образе музыкального произведения, выработка умения предвидеть.
Чтение с листа – метод развития умения оперировать музыкально-слуховыми представлениями, которые позволяют успешно развивать творческую индивидуальность каждого учащегося.
Прочитать с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи. Девиз метода: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения - играю».

Основные приёмы беглого чтения с листа:
предварительное прочтение глазами;
смысловая группировка нот;
упрощение фактуры;
игра «вслепую» (не глядя на руки);
мысленное опережение.











3. Учебный план


1/1
Виды
музыкально-педагогической
деятельности
Количество часов



I год

II год
III год
IV год
V год


1.

Вводные занятия


1

1

1

1

1


2.

Формирование, развитие и совершенствование исполнительских навыков ансамблевого музицирования

26

26

25

25

25

3.
Формирование навыков
самостоятельной работы:
чтение нот с листа;
анализ произведений;
изучение ансамблевых партий

3


3



4



4



4




4.

Творческое развитие

3

3

3

3

3


5.

Подбор репертуара

1

1

1

1

1


Резерв часов:

2

2

2

2

2


Всего часов:

36

36

36

36

36



4. План учебно-воспитательной работы

п/п
Название
мероприятия
Место проведения
Сроки проведения
Решаемые задачи

1.
«Посвящение в юные музыканты»
концертный зал
МОУ ДОД
«Музыкальная школа»
октябрь
- закрепление и обобщение основных понятий музыкального искусства;
- формирование и развитие навыков музыкального восприятия, первоначального навыка публичных выступлений посредством вовлечения в концертно-творческую деятельность;
- развитие и обогащение музыкально слухового опыта;
- воспитание нравственно-эстетических чувств;


2.
Родительские собрания с концертом учащихся класса
концертный зал
МОУ ДОД
«Музыкальная школа
октябрь,
декабрь, март,
май

- закрепление первоначального
навыка игры в ансамбле;
- формирование устойчивого навыка публичных выступлений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и образного мышления;
- формирование коммуникативных компетенций;
- применение на практике навыка ансамблевого музицирования;


3.
Тематические классные часы
концертный зал
МОУ ДОД
«Музыкальная школа
1 раз в месяц
- развитие творческих навыков;
- знакомство с творчеством выдающихся музыкантов-исполнителей и концертной деятельностью оркестров и ансамблей;
-повышение уровня школьной мотивации;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности за общее дело;



4.
Посещение школьных и городских концертов,
спектаклей, лекций-концертов и т.п.
концертный зал
МОУ ДОД
«Музыкальная школа
в течение
года
- обогащение и расширение музыкального кругозора учащихся, накопление музыкально-слухового опыта;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- развитие осознанного эмоционального восприятия музыки, образного мышления;
- пропаганда музыкального искусства;


5.
Участие в фестивалях и конкурсах различных уровней
по месту проведения
в течение года
- воспитание устойчивого навыка публичных выступлений;
- воспитание сценической выдержки;
- повышение уровня самооценки;
- развитие и обогащение музыкально слухового опыта;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности за общее дело;
- повышение уровня школьной мотивации;
-профессиональная ориентация;


6.
Контрольные точки:
контрольные
уроки по чтению
нот с листа;
школьные концерты;
тематические вечера, лекции-концерты;
открытые концерты класса;

Класс № 8


концертный зал
МОУ ДОД
«Музыкальная школа

октябрь, февраль

в течение года
- практическое применение навыка чтения с листа и анализа музыкальных произведений
- воспитание сценической выдержки;
- воспитание устойчивого навыка публичных выступлений;
- развитие и обогащение музыкально слухового опыта.



Организация учебно-воспитательного процесса в классе базируется на:
добровольности учащихся в соответствии с их интересами;
личностно ориентированном подходе в развитии творческих задатков учащихся;
в сочетании групповых и индивидуальных форм работы;
создании условий для проявления творческих возможностей;

Успехи творческого развития во многом определяются целесообразностью составленного плана работы, в котором должны быть предусмотрены последовательность и гармоничность развития, учтены интересы учащихся, их индивидуальные особенности, уровень технической подготовки, мотивация к публичным выступлениям.

5. Диагностическая карта развития музыкальных способностей

Ф.И.О. ученика_____________________________
Год обучения_______________________________


Оцениваемые параметры
Оценка


Начало года
Конец года


Метроритм
(проигрывание, просчитывание метроритмических структур)

Слух
(определение направления мелодии,
ладотональных особенностей)

Память
(качество выучивания текста на память)










Уровни и соответствующая оценка в баллах:
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.



6. Диагностика результатов обучения по программе:


Учебные годы


2006-2007

2007-2008



Начало года

Конец года

Начало года

Конец года


Количество учащихся

7

7

7

7


Развитие творческих способностей:

Ритм
Слух
Память




42%

57%

57%





57%

71%

71%





57%

71%

71%





71%

85%

85%



Результаты обучения по программе

Результаты обучения по программе за 2 года отслежены и приведены в таблице. Диагностика проводилось в начале и в конце учебного года в виде контрольных заданий. Данные приведённые в таблице отражают уровень качества музыкальных способностей учащихся на период вхождения в образовательную программу и изменение показателей по отслеживаемым параметрам в процессе обучения по данной программе с положительной динамикой. В среднем, результативность обучения по программе за два года составила 28-29%.

Результатами успешной реализации образовательной программы за прошедшие два года можно считать:
повышение качественного уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся, результатом которого стали неоднократные победы учащихся класса на конкурсах различных уровней, как в составе ансамблей аккордеонистов, так и в качестве солистов (2 конкурса Регионального уровня, 2 – Городского, 2 – школьного. Всего 11 Дипломов);
наличие устойчивой мотивации к публичным выступлениям, что проявляется в активном участии учеников класса в концертных мероприятиях школы и города (43 концерта за прошедшие два года);
повышение интереса к изучаемому предмету не только среди учащихся класса, но и среди бывших выпускников, желающих продолжить посещение занятий по предмету;
повышение уровня мотивации к изучению других предметов музыкального цикла, что отразилось на улучшении качества успеваемости и на отсутствии «отсева» учеников из класса.

7. Примерный репертуарный список

I – начальный этап обучения
(I-II годы обучения)

Ах во саду, саду. Русская народная песня
Бажилин Р. Автомобиль
Бажилин Р. На лужайке
Бажилин Р. По грибы
Вебер К.М. Вальс
Гайдн Й. Песенка
Глинка М. Полька
Даргомыжский Ванька-Танька
Кабалевский Д. Маленькая полька
Как под горкой, под горой. Русская народная песня
Качурбина М. «Мишка с куклою танцуют полечку»
Лушников В. Маленький вальс
Лушников В. Мелодия
Мордухович А. Две подружки
Моцарт В.А. Менуэт
Прибаутки. Русская народная песня
Спадевеккиа Л. Добрый жук
Степь, да степь кругом. Русская народная песня
Чайкин Н. Полька
Шаинский В. Кузнечик






II – основной этап обучения
(III-V годы обучения)

Бажилин В. Молнии
Бажилин В. Серпантин
Бах И.С. Песня
Бах И.С. Шутка
Варламов А. Вдоль по улице метелица метёт
Гавриллин Ю. Дельфин и русалка
Гавриллин Ю. Золотые рыбки
Дербенко Е. Ритмы нового века
Дербенко Е. Весёлые музыканты
Дербенко Е. Грустная песенка
Иванович И. «Дунайские волны»
Испанский танец Обр. Романова В.
Корелли Гавот
Моцарт В.А. Менуэт
Мусоргский М. Гопак
Обр. Фиготина вальс «Дождь проливным потоком»
танго «Цветущий май»
вальс «Под небом Парижа»
Подгорка. Русская народная песня
Пьяццолло А. Танго
Рубинштейн А. Мелодия
Сусидка. Украинская народная песня
Таривердиев М. «Воспоминание»
Чайковский П. «Ната-вальс»











13PAGE 15


13 PAGE 14715






13EMBED Unknown1415



 Root Entry