Методический доклад Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств
Преподаватель: Осипова И.А.
МБУ ДО ДХШ им М. М. Плисецкой
г.о. Тольятти
Методический доклад.
«Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств»
Специфика учебного процесса в хореографической школе.
Учебный процесс на хореографическом отделении и в хореографической школе имеет ряд сходств с учебным процессом профессионального учебного заведения (хореографического училища):
- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения
- наличие в учебном плане комплекса специальных дисциплин, основой, фундаментом которого является классический танец
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими программами по танцевальным предметам
- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся.
Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание средствами танца, обучение здесь должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков, чем в хореографическом училище. Поэтому учебный процесс здесь имеет свои специфические черты. В сравнении с хореографическим училищем на хореографических отделениях и в школах:
- значительно меньше объем изучаемого материала
- ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся
- значительно меньше недельная нагрузка учащихся
- более дифференцированный подход к различным группам учащихся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учетом возможностей каждого конкретного класса.
Все это вместе взятое диктует иные, чем в хореографическом училище, сроки прохождения программного материала, иную степень интенсивности в нарастании нагрузок и технических сложностей, изменения в сроках освоения того или иного элемента или приема, а иногда и введение определенных ограничений в работе над хореографической лексикой, содержавшейся в соответствующей программе.
В процессе работы следует учитывать и то, что у учащихся, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, они должны максимально реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в школе искусств.
Таким образом, учебный процесс хореографических отделений не копируется из хореографического училища, а приближается к нему, но не по объему проходимого материала и степени его технической сложности, а по уровню организации, высокой хореографической культуре, по подходу к основным методическим принципам и приемам, высокому качеству обучения. При этом хореографические отделения и школы остаются в рамках своей специфики и своих задач. Используя хореографию как действенное средство воспитания, важно не только выработать у учащихся комплекс практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из которых – развитое творческое начало.
Основные принципы построения урока
Каждый урок имеет свою цель, тему.
Экзерсис у станка готовит к исполнению на середине.
Связь с предыдущим и последующим уроками.
Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к сложным.
Правильное распределение физической нагрузки, чередование упражнений с применением физических усилий с упражнениями на расслабление, нагрузки на разные группы мышц. Добавление элементов танцевально-игрового характера.
Темп и ритм урока по восходящей линии для концентрации внимания учащихся
Исполнение упражнений на свободном дыхании.
Учет психофизических и возрастных факторов:
- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания
- возрастных особенностей мышления,
- уровень волевых качеств
Требования к уроку классического танца
Урок должен быть целенаправленным, т.е. замысел урока должен сочетать в себе, в необходимой пропорции, ближайшие, частные задачи и отдаленную перспективу. Урок должен развивать достижения предыдущих и готовить основание для последующих занятий. Замысел и цель каждого конкретного урока воплощается в его движенческом материале и композиции, которые воздействуют на ученика многими факторами. Вот некоторые из них:
- структура урока в целом и каждой его отдельной части, построение каждой учебной комбинации в соответствии с замыслом и логикой его развития.
- темп урока в целом, темпы выполнения отдельных заданий и их соотношение
- техническая и композиционная сложность задания.
- Степень физических нагрузок, распределение их во времени и пространстве
- соотношение статических и динамических нагрузок
- порядок чередования в работе различных групп мышц при исполнении заданий
- эстетическое качество материала.
Между всеми компонентами урока существует теснейшая связь и взаимозависимость. Материал урока - это средство осуществления его целей, следует так подбирать учебные комбинации, чтобы в них самих и их последовательности, содержались предпосылки для осуществления преследуемых педагогом целей. Тогда требования и указания педагога активно помогают ученику их добиваться. На разных этапах обучения учащиеся с различной степенью сознательности оценивают целесообразность учебных комбинаций, но даже начинающие интуитивно ее ощущают, и, если построение урока не соответствует задачам, то отношение учеником к уроку быстро становится отрицательным.
Итак, при составлении и подборе учебных комбинаций для урока следует учитывать:
- возраст, возможности учащихся, уровень их подготовки.
- логическую связь движений: положение тела в конце одного упражнения должно быть исходным для следующего, компоненты комбинации помимо самостоятельного значения имеют дополнительную функцию связи.
- оптимальную для учеников трудность композиции. Важно не умалять и не переоценивать их возможности.
- необходимость элементов новизны и разнообразия. Сочетание хорошо знакомых движений с недавно освоенными, но без чрезмерного разнообразия.
Роль первых лет обучения
Первый год, как правило, оказывает решающее влияние на все последующее обучение и его конечной результат. Именно в первом классе закладывается фундамент для всего комплекса знаний, навыков, умений, и качеств будущего исполнителя. В случае возникновения существенных пробелов и недостатков в качестве обучения в первом классе, исправить их потом практически невозможно.
Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап является наиболее сложным, требующим преодоление рядя как физических, так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь, тем, что формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных данных, как часто бывает в условиях хореографических отделений и школ, то трудности еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Кроме того следует вводить в урок упражнения, направленные на разработку природных данных и исправление природных недостатков сложения учащихся. Так же облегчить работу может предварительное обучение в подготовительных классах, направленное на развитие нужных групп мышц, общее физическое развитие и приобретение простых движенческих навыков.
Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы на эту основу оказывает существенное влияние на координационные возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении новой координационной системы. Перед началом работы над координацией необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если ученик не научится владеть группами мышц по отдельности, то согласованности в их работе достичь будет невозможно.
Одним из основных принципов воспитания координации является постепенность введения работу на уроке различного рода трудностей исполнения –технических, скоростных, композиционных. Педагог должен точно и целенаправленно дозировать трудности как на отдельном уроке, так и на каждом этапе обучения. Например, если усложняется композиция задания, то оно должно состоять из хорошо усвоенных элементов и не быть слишком сложным технически; если изучается новый технический прием, то его нельзя включать в сложные комбинации, пока он не будет усвоен и так далее.
Построение урока классического танца в младших классах
Традиционный урок классического танца в младших классах делится на три части – подготовительную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная, часть урока включает в себя маршировку и бег, активные и активно-пассивные упражнения на полу. Ее задачей является организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на физическую нагрузку. Подготовка мышц, связок, суставов для классического экзерсиса, формирование балетной осанки.
Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис на середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы, выработка выворотности в упражнениях у станка и на середине зала, развитие силы и выносливости.
Третья, заключительная часть – танцевально-игровые упражнения. Это могут быть различные танцевальные «па», их комбинации, танцевальные композиции, отдельные небольшие этюды. Функцией этой части является развитие у детей танцевально-ритмической координации и выразительности в движениях, а так же снятие физического напряжение и подъем эмоционального тонуса детей.
Время на упражнения у станка и на середине должно быть, по возможности, распределено равномерно.
Однако, учитывая возрастные особенности учеников, может быть целесообразной другая форма урока. Например, смена типа деятельности (упражнения у станка, на полу, на середине) поддерживает интерес, а значит и учебное внимание. Выполнение непосредственно перед тем или иным элементом классического экзерсиса подготовительных к нему упражнений партерной гимнастики способствует переносу навыков.
Объяснения и показ на уроке
Первоначальное представление о движении учащийся на всех этапах обучения может получить только из показа педагога, словесное объяснение не в состоянии дать образа движения в целом, но и его роль несомненно важна. Задача педагога – найти такое соотношение этих двух приемов, которое обеспечит максимальный педагогический эффект. Наиболее хорошо отражает это соотношение схема «от живого созерцания к абстрактному мышлению», то есть начиная с показа, но формируя в процессе обучения ряд представлений, понятий, приемов, с помощью которых возможно в дальнейшем вести занятие, прибегая к показу минимально.
Однако, особенности каждого возраста требуют своих приемов и средств обучения, и, в частности, своего соотношения объяснения и показа.
В младших классах, мышление детей носит конкретно-образный характер, они воспринимают движение в целом, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. В этом возрасте учащиеся лучше исполняют движение просто копируя показ педагога, а подробные объяснения, напротив, задерживают освоение ими элемента. Поскольку показ на этом этапе имеет исключительно большое значение, то и требования к нему высоки. Поскольку показ дает первоначальные представления о движении, он должен быть предельно точным, конкретным, технически совершенным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения, исполняя их тщательно. Он должен быть лаконичным, с комментарием в виде словесного объяснения, не перегруженного, однако, подробностями.
Впоследствии, чем старше ученики, тем важнее сознательное управление своим телом, контроль над мышечными ощущениями и осмысление того или иного технического приема, а значит роль объяснения возрастает.
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить весь класс и вновь объяснить упражнение. Замечания могут быть профилактическими, до выполнения движения, чтобы предупредить о возможных ошибках. Во время исполнения можно делать замечания как все группе, так и отдельным ученикам. В младших классах замечания должны носить конкретный характер и точно регулировать действия учеников, полезно так же применять проводку по движению, для создания правильных мышечных ощущений. Замечания и объяснения должны проводится в простой, краткой, убедительной форме. Необходимо добиваться выполнения замечаний, проявляя строгость, взыскательность, доброжелательность. Указания и замечания в грубой, резкой форме недопустимы.
Полезно проводить во время урока индивидуальный, устный и с показом опрос учащихся, поиск ошибок в исполнении других, чтобы они активно участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при объяснении переводить на русский язык и регулярно проверять усвоение их учащимися.
Список использованной литературы:
Базарова Н. Мэй В. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 1983.
Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981г
Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей, методическая разработка по классическому танцу для школ искусств – I год обучения/ М-во культуры РСФСР, сост. Т.И. Васильева. – М., 1983. - 28с.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1984
Васильева Т. Побеждать природу// Советский балет – 1983 №3
Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерере А. Концертмейстер в балете – профессия или место работы?// Советский балет – 1988 №2
Головкина С.Н. Уроки классического танца. – М.: Искусство 1989
Классический танец, Методическая разработка для преподавателей детских хореографических школ и школ искусств/М-во культуры РСФСР, сост. В.П. Сердюков. – М., 1988. – 27с.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –Л: Искусство, 1981.
Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976.
Ладышин Л. Первый помощник балетмейстера// Советский балет – 1984 №1
Мессесер А. Уроки классического танца. – М.: Молодая гвардия, 1967.
Тарасов Н. Классический балет. – М.: Искусство, 1981
Цветкова Р. Психофизиологические особенности детей и их учет в работе руководителя хореографического коллектива. Лекция.
Ярмолович Л. Классический танец: метод. Пособие.- Л.: Музыка, 1986. - 88 с., нот.
13PAGE 15