Презентация Цветоведение и цветоделение в детской художественной школе


«Цветоведение и цветоделение в детской художественной школе». Авторская программаОсновы изобразительной грамоты «Цветоведение и цветоделение в детской художественной школе».  Срок реализации – 4 года.Возраст обучающихся – 10-16 лет. Автор: Шурканцева Татьяна Евгеньевна преподаватель ДХШ №1 им.Н.П.Шлеина» Представленная программа — педагогическая модель развития визуального мышления школьников средних и старших классов в условиях художественной школы на основе цветовосприятия. Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности, она создаёт условия для решения большого количества учебных и воспитательных задач. Цель программыХудожественно-эстетическое развитие ученика на основе приобретённых знаний, умений и навыков.Выявление и развитие одарённых детей с целью их дальнейшего обучения в высших и средних учебных заведениях. : Задачи:Приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных работЗнание основ цветоделения и цветоведения, закономерности цветовых сочетаний, знание физических и эмоциональных ассоциаций цвета, свойств художественных материалов, техники живописи.Умение пользоваться разнообразной палитрой цветов.Навыков использования материалов и техник.Развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления, фантазии, зрительно-образного мышления, эмоционально-эстетическое восприятие действительности, пространственное представление, воображения.Последовательное ведение живописных работ. Программа рассчитана на работу с детьми 10-16 лет на 4 года обучения и состоит из следующих этапов:1. Ознакомительный, обучающий - 1-й год обучения 10-12 лет; 2. Развивающий – 2-й год обучения 11-13 лет; 3. Исследовательский – 3-й год 12-14 лет.4. Итоговый – 4-й год 13-16 лет.Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.Занятия проводятся три часа в неделю, 42 часа в год, в рамках уроков по живописи и композиции.Возраст детей при поступлении 10-12 лет.Форма занятий с детьми – групповая. В группе 10-12 человек. В группу первого года принимаются обучающиеся после вступительного экзамена, определяющего уровень подготовки . Уровень подготовленности обучающихся не имеет большого значения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов , с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее). В течение учебного года обучаемые должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения различных предметов. Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года. Хотя в группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Обучаемые второго года по основам цветоведения должны получить более глубокие сведения об оттенках цвета, о светлых и тёмных красках, о характере цвета, об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, о правилах смешивания главных красок для получения составных цветов. На третьем году обучения учащиеся исследуют форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт обучаемому возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. В течение учебного года обучаемые 3 класса должны получить дополнительные сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить свойства разных художественных материалов {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Наименование темыКол-во часовТворческое задание1.Знакомство с основными красками (жёлтый, красный, синий).3«Город, освещённый солнцем»2.Смешивание основных цветов и получение дополнительных (жёлтый и красный)3«Краски осени»3.Смешивание основных и дополнительных цветов с черной краской (красный, жёлтый).3« Осенние листья, листопад»4.Смешивание основных и дополнительных цветов с белой краской (красный, жёлтый).3«Чудо - дерево», «Утренний город» 5.Смешивание основных цветов и получение дополнительных (жёлтый и синий). 3«Травы» 6.Смешивание основных и дополнительных цветов с черной краской (синий, жёлтый).3«Вечерний город» 7.Смешивание основных и дополнительных цветов с белой краской (синий, жёлтый).3«Птицы, летящие в небе»8Смешивание основных цветов и получение дополнительных (синий и красный)3 «Лоскутное одеяло». «Храм» 9. Смешивание основных и дополнительных цветов с белой и чёрной краской (красный, синий).6«Зимний вечер».10.Многоголосие тёплого цвета6 «Замок огня. Дворец солнца»«Весёлый цирк», «Солнечный денёк»11.Многоголосие холодного цвета6«Дворец зимы. Чародейка зима» «Дождь», «Север»42 час. Тематическое планирование 1 класс Итого 42 час. Тематическое планирование 2 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Наименование темыКол-во часовТворческое задание1.Цветовой контраст. Жёлтый и фиолетовый цвета. 6«Геометрический орнамент»2.Цветовой контраст. Красный и зелёный цвета. 6 «Букет» Стилизация растительных форм.3.Цветовой контраст. Синий и оранжевый цвета. 6«Натюрморт». Стилизация предметов быта.4.Цветовая гармония. Одноцветная6«Архитектурный мотив». Стилизация архитектуры.5.Цветовая гармония. Полярная.6«Портрет клоуна или музыканта».6.Цветовая гармония. Трёхцветная.6 «Зажигательный танец».7.Многоцветная цветовая гармония.6 «Краски земли».42 час. Тематическое планирование 3 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Наименование темыКол-во часовТворческое задание1.Цветовые явления. Одновременный световой контраст. Чёрный, белый и оттенок серого.9«Натюрморт».2.Цветовые явления. Контраст по насыщенности. Чёрный, белый цвета и один из цветных.12 Ассоциация слова. («лес», «озеро», «сон» и т.д.)3.Цветовые явления. Одновременный цветовой контраст.9«Абстрактная композиция».4.Цветовые явления. Пограничный контраст. Оттенки серого цвета.12«Музыка космоса».42 час. Четвёртый год обучения подводит итог и выводит учащихся на выполнение творческих работ с использованием знаний и умений полученных за годы обучения. По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по выбранной теме. Выполнение выпускной работы. Творческие работы могут быть выполнены так же и в различных техниках, таких как батик, витраж, коллаж и т.д.Тематическое планирование 4 класс. ЗНАТЬ:Основы цветоведенияЗнать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусстваВиды и жанры произведений изобразительного искусстваСвойства художественных материаловОсновные законы композицииУМЕТЬ:Различать основные и составные цветаНаходить различные оттенки цвета на палитреИспользовать и применять различные художественные материалыСтроить несложные композицииАнализировать результат работы Передавать настроение в творческой работе с помощью средств художественной выразительностиПо окончанию обучения учащиеся должны -погружение ( эмоционально – образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть); -постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);- сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);- наглядный (учитель поэтапно демонстрирует приёмы работы);- репродуктивный (воспроизводящий);- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения и нестандартные уроки: Большое значение в данной программе уделяется содружеству ученика с педагогом. Дети учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они «проживают» каждое занятие. Общее правило – учитель берёт на себя в руководстве художественной деятельностью ребёнка всё то, что пока физически непосильно ребёнку, о чем сам он без совета взрослого догадаться не может. Участие учителя по мере взросления детей, меняет свои формы. При совместном учении на занятиях дети не отличают свои действия от действия учителя, оставаясь в полном убеждении, что всё что сделанное в рисунке открыто совместно. Дети усваивают художественную культуру. Изобразительное творчество совместно, но никогда и ничего педагог не рисует за детей. Методические рекомендации
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность и развивает у них наблюдательность. Развивая умственно и эстетически, приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, способствует познанию красоты природы. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов передаются самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Говоря о преподавании цветоведения в художественной школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность учеников. Овладеть основами изобразительной грамоты ученик может только с помощью учителя. Учитель должен показать ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги .Для успешности обучения учитель должен подобрать интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей. Эффективность уроков зависит от того, насколько увлекателен для обучающихся был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Нестандартные формы занятий:В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия – творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии, сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования. Текущий контроль осуществляется в форме мини- выставок творческих работ, обсуждений, викторин. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.По окончанию обучения проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.   Результаты программы обучения. Творческие работы учеников. 1 класс.Знакомство с основными красками (жёлтый, красный, синий). Тема: «Город, освещённый солнцем»Клюев Данила Волнухина Настя Смешивание основных цветов и получение дополнительных (жёлтый и красный)Тема: «Краски осени»Варенова Ксения Смешивание основных и дополнительных цветов с черной краской (красный, жёлтый).Тема: «Осенние листья. Осенние деревья»Кукушкина Лиза Смешивание основных и дополнительных цветов с белой краской (красный, жёлтый). Тема: «Утренний городКостюкова Дарина Смешивание основных цветов и получение дополнительных (жёлтый и синий). Тема: «Травы».Постникова Анна Смешивание основных и дополнительных цветов с черной краской (синий, жёлтый).Тема: « Вечерний город» Везеничева Катя. Смешивание основных и дополнительных цветов с белой краской (синий, жёлтый).Тема: «Птицы, летящие в небе» Синдяев Артём. Смешивание основных цветов и получение дополнительных (синий и красный)Тема: «Лоскутное одеяло. Храм.»Пирогов Валера Смешивание основных и дополнительных цветов с белой и чёрной краской (красный, синий).Тема: «Зимний вечер».Красавцева Галина Многоголосие тёплого цвета.Тема: «Замок огня. Дворец солнца» Весёлый цирк», «Солнечный денёк»Пузанова Ксения. Многоголосие холодного цвета.Тема: ««Дворец зимы. Чародейка зима» «Дождь», «Север»Калашникова Марина. 2 класс. Цветовой контраст. Жёлтый и фиолетовый цвета.Тема: «Геометрический орнамент»Цветовой контраст. Красный и зелёный цвета.Тема: ««Букет». Стилизация растительных форм.Захарова Светлана. Цветовой контраст. Синий и оранжевый цвета.Тема: «Натюрморт»Захарова Светлана Цветовая гармония. Одноцветная.Тема: «Архитектурный мотив».Постникова Анна. Цветовая гармония. Полярная.Тема: «Портрет клоуна или музыканта»Богачёва Настя. Цветовая гармония. Трёхцветная.Тема: « Зажигательный танец»Трубникова Анна Многоцветная цветовая гармония.Тема: «Краски земли».Сизова Полина. 3 класс. Цветовые явления. Одновременный световой контраст. Чёрный, белый и оттенок серого. Тема : « Натюрморт»Сергеева Мария. Цветовые явления. Контраст по насыщенности. Чёрный, белый цвета и один –два цветных.Тема : «Ассоциация слова»Кукушкина Елизавета. Цветовые явления. Одновременный цветовой контраст.Тема : «Абстрактная композиция»Везеничева Екатерина. Цветовые явления. Пограничный контраст. Оттенки серого.Тема: «Музыка космоса».Сергеева Мария. В современной системе образования дан простор для творческого потенциала учителя: наряду с типовыми программами, возможно внедрение авторских разработок педагога. Мною были разработаны и опробована серия уроков по основам цветоведения с учащимися детской художественной школы. Она включала в себя уроки на знакомство с холодной и теплой гаммой цветов, с цветовым кругом, цветовыми гармониями , цветовыми явлениями и контрастом. Апробация проводилась на базе «Детской художественной школы №1 им.Н.П.Шлеина» с учащимися 1-4 класса (возраст с10-12 до14-16 лет), количество детей в группе – 10-12 человек. Результаты были успешными, все дети в должной степени усвоили знания, умения и навыки, и показали хорошие и отличные результаты при итоговом срезе знаний.