Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Отношения внутри семьи являются одним из важных факторов помогающих коррекции ребенка с гиперактивности.
Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска.
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них, что способствует формированию зависимости от другого человека или группы людей. В подростковом возрасте такие дети часто попадают в асоциальные компании [1].
Антисоциальное поведение проявляется широким спектром нарушений, вплоть до серьезного криминала. По данным R.Tresohlava, у 25% подростков наблюдалось деликвентное поведение, S.Gittelman установил, что у подростков и молодых людей, страдавших в детстве синдромом гиперактивности, наблюдались нарушения поведения. У 2/3 из них отмечено пристрастие к алкоголю и наркотикам. Satterfield опубликовал данные о том, что процент детей с синдромом, которые были арестованы по крайней мере один раз за серьезные правонарушения (грабеж, насилие, воровство, нападения и), колебался от 36 до 58% в зависимости от социально-экономического положения семьи, в контрольной группе этот показатель составил от 2 до 11%. При 20-25-летнем наблюдении Borland and Heckman показали, что взрослые, страдавшие в детстве синдромом гиперактивности, не достигали социального положения, равного их отцам, братьям, родственникам [4].
Таким образом, прогноз для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - тревожный, а перспективы довольно мрачные. В подобной ситуации нельзя надеяться на то, что дети «перерастут» свое состояние. Поэтому существует необходимость в дальнейшей разработке способов диагностики, адаптированных к нашим условиям.
Таким образом, можно выделить три вида перспектив развития для гиперактивных детей:
- первый - со временем симптомы исчезают, и дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром.
- второй, когда симптомы в различной степени тяжести продолжают оставаться. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в их повседневной жизни. По данным опроса, их всегда сопровождает чувство "нетерпеливости и неугомонности", импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки. Имеются сообщения о большей частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.
-третий предполагает, что развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма и даже психотических состояний. [7]
Исходя из этого видно, насколько важна своевременная коррекция гиперактивности, а так же работа с семейными отношениями.
Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Обследование детей показывает, что во многих семьях, где есть гиперактивные дети, родители, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их. [3]
В первую очередь родители должны пониматьть, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить.
Гиперактивный ребенок должен быть окружен вниманием, любовью. Как и обычных детей его возраста таких ребятишек стоит водить на кружки, спортивные секции, развивающие занятия. При правильном взаимодействии можно получить неплохие результаты, научить ребенка усидчивости, самоконтролю, самоорганизации, улучшить память, внимание. Для достижения этих целей проводят психокоррекционные занятия в интересной игровой форме.
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Основной задачей психолога и педагога становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.
Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но, независимо от причин, все родители, имеющие гиперактивных детей должны [2]:
Во-первых, вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица», - и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, как можно скорее начать коррекционную работу.
Родителям гиперактивных детей следует дать общие рекомендации, которые могут оказаться полезными в каждой такой семье [8]:
В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Работа психолога и должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально. [6]
В работе с родителями можно предложить тренинг родительской компетентности позволяющий родителям приобрести следующие необходимые им навыки [5]:
Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;
Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;
Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;
Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Многие исследования подтверждают эффективность ТРК, который позволяет справляться с проявлениями оппозиционного и вызывающего поведения ребенка; однако преимущества этого метода и долгосрочность его воздействия еще не изучены.
Психолог должен учитывать, что коррекция родительского поведения и лечение самого гиперактивного ребенка должны проходить одновременно. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог ,гиперактивный ребенок и его родители сразу, потому как только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга.
Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. ПароходПароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика.. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Набор слов. Песок. Пароход. Паром. Физика. Химия. Набор слов. Песок. Пароход.
Список литературы
Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 96 с.
Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6
Кошелева, А.Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка [Текст] / А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева. - М.: НИИ семьи, 1997. - 64 с.
Кучма В. Р., Брязгунов И. П. (В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 1994.).
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4. - М., 1998.-179с.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. - М., 1997.-366с.
Эдемиллер Э.Г., Юстицкис Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.-577с.
Заголовок 115