Использование проектной методики на уроках английского языка
Использование проектной методики при обучении иностранным языкам
Иностранный язык, как и любой другой учебный предмет должен стать существенным фактором, который необходим для разностороннего развития учеников и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество деятельности учащихся и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации, которая вызывает целенаправленную активность ребенка. Развитие творческой активности и инициативы, учащихся при обучении иностранным языкам является одной из основных задач, стоящих перед учителем на современном этапе преподавания иностранного языка.
Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.
Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
занятия не ограничиваются только приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;
в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микро группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, реферат, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку; организовать вечер для родителей, одноклассников.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
планирование учителем проекта в рамках тем программы;
выдвижение идеи учителем на уроке;
обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей (при длительном проекте).
Организация работы:
формирование микро групп;
распределение заданий;
практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
Завершающий этап:
промежуточный контроль (при длительном проекте);
обсуждение способа оформления проекта;
документирование проекта;
презентация результатов проекта всей группе;
подведение итогов выполнения проекта.
4.Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядности, докладов на других уроках, выставки).
Проектная методика дает учителю прекрасную возможность использовать дополнительные резервы для более успешного обучения учащихся иностранному языку.
Я могу это проиллюстрировать, используя как собственный опыт, так и опыт работы учителей методического объединения иностранных языков нашей гимназии по данному направлению, накопленный за время работы по теме «Проектная методика».
Мы заинтересовались данной темой в связи с ее актуальностью, доступностью и значимостью. Доказательством чего стала долговременная проектная работа, имевшая не только образовательное и воспитательное значение, но и научно-практическое применение. Итогом работы стало создание путеводителя по городу Бугульма на английском языке.
Что же предшествовало этому проекту?
В осуществление проекта были вовлечены учащиеся 8-11 классов. Каждая микрогруппа получила свое задание: собрать фактический материал, включающий сведения о:
истории города,
выдающихся людях,
объектах социально-культурного назначения.
Материал, собранный учащимися, обрабатывался, переводился на английский язык. Учащиеся были не пассивными участниками процесса, а непосредственными исполнителями работы. В ходе выполнения проекта появлялись интересные предложения о расширении работы: ребята предлагали собрать материал не только по городу, необходимый для составления путеводителя. В результате появилась целая коллекция переводов: «Из истории города», «Художники Бугульмы», «Ученые Бугульмы», «Праздники и традиции родного края», «Моя родина - Татарстан». Все это стало дополнительным материалом, который используется на уроках английского языка. На базе этого материала в гимназии создан сборник «Национально-региональный компонент при обучении иностранному языку».
Важные выводы, к которым мы пришли совместно с учащимися, работая над путеводителем, позволяют быть уверенными, что цель, стоящая перед нами – учителями достигнута: ребята убедились, что постичь чужую культуру, язык можно только через изучение истории, культуры, традиций и обычаев родного края.
Сейчас у ребят возникла идея создать о родном городе, гимназии, в которой они учатся видеофильм с комментариями на английском языке. Конечно, подобная проектная работа требует вовлечения большого количества и учащихся и учителей.
А что же на уроках? Есть ли там место проектной методике? Безусловно!
Уже на начальном этапе обучения со второго класса я использую элементы проектной методики. Так, например, учащимся предлагается собрать материал о своих игрушках или любимых животных, а затем познакомить своих товарищей с ними, используя разнообразные формы: письмо, статья в стенгазету и т.д.
С учащимися 3-х классов, работая по теме «Семья», мы составляем «семейное дерево». Кто-то из детей просто рисует дерево семьи в составе: мама, папа, бабушка, дедушка, а потом рассказывают о своих родственниках. А некоторые дети проводят настоящие исследования, приводя данные из истории своей семьи, указывая имена и фамилии родственников, даты рождения, углубляясь до пра-пра-прадедушек.
Благодатна почва для проектной работы по тематике «Здоровье», «Защита окружающей среды».
Во внеклассной работе по предмету проектная методика позволяет объединить учащихся различных возрастных групп. Так учащиеся 3-х классов и более старшие дети 6-10 классов проводят праздник «Christmas Day». Третьеклассники пишут заранее письмо Санта Клаусу, рассказывая о себе, своей семье и по традиции просят подарок. Ребята постарше выступают в роли помощников Санта Клауса: они разбирают почту, готовят для малышей подарки, делая их своими руками, готовят сценарий праздника на английском языке и потом проводят замечательный праздник, доставляющий радость всем.
Гарифуллина Ольга Владимировна
МБОУ гимназия №7
г. Бугульма
Республика Татарстан
Заголовок 115