Обобщающий урок 9 класс Развитие жизни на Земле
Урок: Обобщающий урок по теме “Развитие жизни на Земле” 9 класс
Учебно-воспитательные задачи:
Обобщить, систематизировать знания по теме “Развитие жизни на Земле”
Закрепить знания об эволюции растительного и животного мира на нашей планете.
Совершенстовать умение работы с текстом, развивать логическое мышление.
Расширить биологический кругозор, развить интерес к предмету.
Цели урока:
Образовательная: Углубить, обобщить знания учащихся об истории развития органического мира на Земле.
Проверить знания особенностей животных и растений в различные периоды существования Земли.
Развивающая: Продолжить формирование умения осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернет).
Уметь объяснить причины постепенного усложнения организации и приспособление к условиям сред живых организмов в процессе эволюции.
Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: репродуктивные и частично-поисковые.
Оборудование: презентация слайдов. Эры. (Приложение 2). Отрывки из произведений. (Приложение 3)Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле». Слайд 1
Исходя из темы нашего урока какую цель мы поставим перед собой?
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания по теме «Развитие жизни на Земле».
Как сказал Ж.Фабр: слайд 2
«Разуму свойственно размышлять,
То есть связывать причины и следствия.
Давать ответ на вопрос «почему»,
Находить в цепи происходящего начала и концы».
2. Поставь на место. (Приложение 2)Работа ведется в парах.
Учитель: Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.
Архейская Протерозойская Палеозойская Мезозойская Кайнозойская
Появление сине-зеленых водорослей
Псилофиты
Возникновение эукариот
Появление хордовых
Появление первых млекопитающих
Стегоцефалы
Возникновение полового размножения (мейоз)
Кистеперые рыбы
Возникновение многоклеточных организмов
Трилобиты
Возникновение фотосинтеза
Динозавры
Человек
Гигантские папоротники
Учитель проверяет работу учеников. (Слайд 3)
3. Узнать животное и эру.
Учителем предлагаются отрывки из произведений И.А. Ефремова “Тень минувшего”, Клиффорда Саймака “ Кто там, в толще скал?”, Жозефа-Анри Рони-старшего “Борьба за огонь”. (Приложение 3)Учитель: В последние десятилетия написано немало книг о развитии жизни на Земле.
Среди них не только научно-популярная литература, но и художественная. Наиболее интересны книги таких авторов как И.А Ефремов, В.А Обручев, Клиффорд Саймак, Жозеф-Анри Рони-старший и др. Вашему вниманию предлагаются отрывки из произведений. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.
Кого И.А. Ефремов описал в этом отрывке? Почему вы так решили? В какой эре он жил? (Вопрос к первому отрывку.)
Какое растение описано в этом отрывке и о какой эре идет речь? (Вопрос ко второму отрывку.)
В какой эре происходят события, описанные Жозефом-Анри Рони-старшим? Почему вы так решили? (Вопрос к третьему отрывку.)
И.А. Ефремов “Тень минувшего”.
“Над отливающей синью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зелено-серый призрак. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе, над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей.
Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, на наклонно нависшей над землей передней части туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапки, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой”
Клиффорд Саймак “ Кто там, в толще скал?”.
“Дышать было трудно. Дэниельс отчаянно хватал ртом воздух, ощущая в нем необычный, ни на что не похожий привкус. Он сидел на камнях, ловил воздух ртом и разглядывал водную ширь, поблескивающую под высоким теплым солнцем…
Сегодня все было неузнаваемым. Он попал в совершенно неведомые края – вне сомнения, его отбросило во времени гораздо дальше, чем случалось до сих пор, и он, по-видимому, очутился у берегов большого внутриконтинентального моря в дни, когда атмосфера была бедна кислородом – беднее, чем во все последующие эпохи. "Вероятно, – решил он, – я сейчас вплотную приблизился к рубежу, за которым жизнь для меня стала бы попросту невозможна..."
Сейчас кислорода еще хватало, хотя и с грехом пополам – из-за этого он и дышал гораздо чаще обычного. Отступи он в прошлое еще на миллион лет – кислорода перестало бы хватать. А отступи еще немного дальше – и свободного кислорода не оказалось бы совсем.
Он опустил руку и слегка поскреб камень, на котором сидел. На камне проступало зеленоватое пятно – оно тут же отделилось и прилипло к ладони толстой пленкой, склизкой и противной на ощупь.
Значит, перед ним была первая жизнь, осмелившаяся выбраться на сушу, – существа, что и существами-то еще не назовешь, боязливо жмущиеся к берегу, не готовые, да и не способные оторваться от подола ласковой матери-воды, которая бессменно пестовала жизнь с самого ее начала”
Жозеф-Анри Рони-старший “Борьба за огонь”.
“Целый день шли Нао, Гав и Нам по саванне. Она была в расцвете своих сил; травы качались, набегали друг на друга, как морские волны, саванна колыхалась под легким ветерком, трескалась на солнце, излучала в воздух бесчисленные ароматы. Она была грозна и обильна, монотонна в своей необъятности и вместе с тем разнообразна. Среди моря злаков, островов дрока, полуостровов вереска цвели зверобой, шалфей, лютики, сердечники.
Местами обнаженная земля жила медлительной жизнью камней, устоявших против натиска растительности. Дальше снова тянулись поля, усеянные цветущими мальвами, шиповником, васильками, красным клевером и кустарниками.
Невысокие холмы перемежались с ложбинками и болотами, где кишели насекомые и пресмыкающиеся… В воздухе скользили дрофы, куропатки, парили журавли и вороны. Табуны лошадей и стада лосей пересекали зеленую равнину… Лес то опускался в ложбины, то вновь поднимался на холмы, порождая все виды растений, все разновидности животных. В лесу водились гиены, волки, кабаны, лани, козы, муфлоны, носороги в тяжелом панцире и даже львы-великаны, встречающиеся все реже и реже; вымирание этой породы началось уже сотни веков тому назад. Встречался там и мамонт, губитель деревьев; пребывание его в лесу было более опустошительным, нежели циклоны и наводнения”.
Ответы. 1 Динозавр, по описанию, мезозойская эра.
2. водоросль, по описанию, архейская эра.
3. кайнозойская эра, растения (Голосеменные) и животные.
Поставьте баллы в свой оценочный лист.
4. Узнать эру и период по иллюстрациям.
Учитель: Не только писатели запечатлели древних животных и растений, но и художники изобразили древние формы жизни. Определите изображенные эры и объясните почему вы так решили?
Слайд 4. 1 группа: Палеозойская эра
Слайд 5. 2 группа: Архейская эра
Слайд 6. 3 группа: Мезозойская эра
(Слайд7 )Черный ящик”
Ребятам предлагаются задания из черного ящика.
В черном ящике находится обитатель палеозойской эры, из которого в последствии эволюции произошло два вида насекомое и паукообразное. (ракоскорпион , рак – насекомое, скорпион - паукообразное).слайд 8
Первое наземное животное. (Стегоцефал). Слайд 9,10
Этот вид млекопитающего произошел от примат в следствии эволюции (человек).
Слайд 11,12
“Древо знаний”. (Слайд 13)
Учитель: Развитие живых организмов шло миллионы лет. Напомните мне основные ароморфозы животного и растительного мира. А поможет вам в этом “древо знаний”.
Подведение итогов. (Слайд 14)
Настало время подвести итоги:
Назовите мне эру, с которой началась жизнь на Земле?
Какая эра ознаменовалась выходом растений и животных на сушу?
Основные итоги кайнозойской эры?
Итоговый тест.
1. Геологическая история Земли началась примерно …млрд лет назад.
2. Первые живые организмы по способу питания были 3. Эра в истории Земли, название которой переводится как «древнейшая» ….
4. Важный этап эволюции жизни, приведший к разделению мира на растительный и животный ….
5. Самая продолжительная по времени эра …
6. Два крупных события на границе архей – протерозой ….
7. Жизнь стала возможна на суше благодаря появлению … 1. Проверка по ключу (на слайде):
1. 3,5 млрд. лет назад
2. гетеротрофы
3. архейская
4. фотосинтез
5. протерозой
6. половой процесс и многоклеточность7. кислород
Критерии оценки:
7 – «5»
6 – «4»
5 – «3»