Конспект урока русского языка Имена существительные, имеющие форму только единственного числа (ФГОС, ИКТ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»
ФИО (полностью) Ефимова Лилия Владимировна
Место работы ГБОУСОШ №14 г.о. Жигулевск Самарская обл.
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 5
Тема урока Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Кол-во часов 1
Педагогическая технология Технология развития критического мышления на основе чтения и письма, ИКТ.
Приемы и стратегии используемой технологии «Лесенка успеха», «Создание кластера», «Верные и неверные утверждения», «Классификация» , «Прогнозирование».
Базовый учебник Русский язык. 6 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2013.
Цели урока: формировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; формировать умение находить их и соотносить с определенной лексической группой; совершенствовать речь учащихся, научив их правильно употреблять такие существительные в своей речи.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;
уметь находить существительные только единственного числа;
выявить особенности употребления таких существительных в собственной речи;
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);
развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
контролировать и оценивать процесс и результаты действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
уметь слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
развивать умение работать в группе;
формировать умение проверять результаты деятельности;
воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитывать положительное отношение к учению.
Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС 2-го поколения «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» ( урок получения новых знаний).
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Стадия вызова 1. Вводный
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания
Эмоционально настраиваются на работу
самоопределение (Л)
2.Актуализация знаний о существительном; пробуждение интереса к получению новой информации
Развитие умения работать в группах
Развитие умения систематизироват материал
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
Прочитайте, что записано на доске (Слайд 1)
Зачерпну я солнце жёсткой кистью,
Киноварь и охру всполошу
И на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу.
Б. Попов
-Обозначьте каждую часть речи «своей» цифрой ( 1-сущ; 2-прил; 3-глаг; 4- местоим; 5-предлог; 6-союз; 7-причастие(отмечено ,т.к. не изучено) (Слайд 2).
-Запишите полученный цифровой вариант стихотв.
Подсчитайте количество слов каждой части речи.
-Какая из частей речи встречается чаще всего?(Существительных)Составьте кластер.
- Какую роль играет в этом четверостишии? Перед вами лесенка. По ней вы будете подниматься по мере изучения темы.
- Что уже сейчас мы можем в неё занести об имени существительном?
Читают текст, расставляют цифры, записывают цифровой вариант
34121
1613
65171
213
Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем
Составление и оформление кластера в группах (формат А3) в группах (см. Приложение 1)
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
выражают свои знания о существительном графическими средствами (П)
умеют слушать и слышать друг друга (К)
умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)
интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)
проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)
учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)
устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
. Завершение стадии вызова
Прогнозирование темы урока, постановка цели;
Формирование умения составлять связный текст, развитие речи.
-Угадайте профессию человека, о котором говорится в стих. Попова.
- Что вам помогло ? ( слова, которые употребляет художник)
- Понятно ли вам их значение?
- Где можно узнать о нем? Как искать слова в словаре? (слайд3)
Киноварь- ярко-красная краска малинового оттенка.
Охра- минеральная, или земляная краска, имеющая в составе глину и окись железа. Цвет охры от светло-желтого до золотисто- желтого.
-Употребляются ли данные им сущ. Во мн.числе?
-Какой сделаем вывод?
(Среди имен сущест. Есть такие, которые имеют форму только единст. Числа)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как она прозвучит? ( Слайд 4)
-Какие знания мы получим на этом уроке? (Слайд 5)
- Для чего они нам понадобятся? Работают со справочными источниками.
Формулируют тему и цель урока.
Тема: « Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Цель: научимся правильно употреблять их в своей речи. Формулируют познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Первичное закрепление знаний
«Классификация»
«Прогнозирование»
«Конструирование»
«Прогнозирование»
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, умения составить связный текст.
«Прогнозирование» - Что же это за слова такие? Что они могут обозначать?
Задание 1: Перед вами слова. Распределите слова близкие по смыслу в группы.
Обозначающие вещество Действия как предметы, состояние, качества Обозначающие
группу лиц Собственные наименования
Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность, бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин, Гверцители, синева.
- Что у вас получилось? Что обозначают данные группы слов?
-Какие слова вы никуда не отнесли? Почему? ( Слайд 6)
Задание 2.Как вы думаете, много ли таких слов- существительных только единственного числа? Подумаем над следующим заданием.
Внимание. Подберите к данным существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет (Слабость, ложь, бедность, смех, грусть, молодость, радость, чернота, сидение, темнота)
- Что они обозначают? (Слайд 7)
Физминутка (мимическая разминка)
3.Работа со словарными словами. (Слайд 8)
Среди таких слов встречаются и словарные. Сейчас мы их узнаем.
Перед вами домики, в них живут буквы, только они все перепутались и невозможно установить название дома. Используя схему, составьте слово, напишите его на крыше дома.
Поставьте ударение. Что обозначает слово?Где можем узнать о его написании, его значение? (Глоссарий, словарь толковый, орфографический, Интернет-ресурс) Составьте с любым из них предложение.
Задание 4. (конструирование текста)
Задание: составить предложения на тему «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные. (Слова находятся на учительском столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)
1 группа: Перед, праздник, папа, сделать, в, квартира, небольшой, _ _ _ _ _ _ _.
Я, он, помогать. Мы, заменить, в, кухня, на, пол, _ _ _ _ _ _ , а, в, ванная, наклеить, новый, _ _ _ _ _ . Побелить, _ _ _ _ _ _ , потолок.
2 группа: Скоро, 8, Марта. Мы, с, сестра, испечем, торт. Для, он, понадобятся, продукты ________ , __________, ___________, _________ , _________ , __________ и ________________ .
Всё, это, мы, уже, купить.
Слова для справок: яйца, ремонт, мел, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.
- Что еще можно купить в продовольственном магазине, название которого было бы в форме только единственного числа? (кефир, ряженка, катык, мясо, мороженое, варенье)
- Можно ли сказать: «Дайте два молока и три сметаны»?
Посмотрите, все ли знаки препинания на месте? Почему они должны здесь быть?
.
3адание 5.Чьему перу принадлежат эти строки? (Слайд 10)
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
- Что имел ввиду Лермонтов?
- Почему употребил единственное число вместо множественного ?
(Формы числа не в своем значении широко используются в художественной литературе для создания образности, эмоциональности).
Такой художественный прием называется Синекдоха.
Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Работают в парах
Распределяют слова в таблицу;
Формулируют вывод о том, что могут обозначать слова- существительные только единственного числа.
Вывод: эти слова обозначают вещество, имеют отвлеченное значение, обозначают группу лиц, имена собственные.
Выполняют задания, соблюдая последовательность действий.
Формулир. вывод.
Вывод: таких слов очень много, и само слово, и антоним – сущ. Только единств.числаЗаполняют крыши домиков нужными буквами, получают словарное слово, запоминают их правописание.
Работают с разными источниками в поисках нужной информации;
Составляют предложения со словами.
Работают в группах, составляют свой текст, используя слова для справок.
Моделируют ситуацию в магазине, правильно употребляя существительные в своей речи
Выполняют задание, высказывают свои предположения.
Выполняют задание по синтаксису вырабатывают уверенность в собственных силах (Л)
осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)
выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)
прогнозирование ситуации(Р)
Умение выражать свои мысли(К)
развитие внимания учащихся(П), создание благоприятной атмосферы заинтересованности(К); работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)(П).
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками(К)
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)
Моделируют ситуацию в магазине, правильно употребляя существительные в своей речи(П)
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию (П)
Первичный контроль
«Верные и неверные утверждения»
Проверяем теоретические знания и практические умения. (Слайд11) «Верные и неверные утверждения»
- Верны ли мои утверждения? ( Если верно- палец вверх, если нет – вниз)
- Существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
-Существительные бывают только единственного или только множественного числа.
- Существительное ЖЕЛТИЗНА имеет значение признака, но обозначает его как предмет.
-Иногда единственное число существительного может употребляться в значении множественного. Обсуждение ответов на поставленные вопросы
умение находить нужную информацию(П).
умение решать проблемы(Р).
способность самооценки своих действий(Л).
Стадия рефлексии Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Работа с лестницей успеха.(См. приложение) Заполняют лестницу своего успеха( я знал, я узнал, я буду применять) осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)
полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)
Домашнее задание 1.Составьте рассказ по теме: «Существительные только единственного числа»
Подберите из худож. лит-ры примеры синекдохи. Задание 1.
Зачерпну я солнце жесткой кистью,
Киноварь и охру всполощуИ на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу.
Справка: 1- существительное; 2- прилагательное; 3- глагол; 4-местоимение; 5- предлог; 6- союз; 7- причастие
Задание 2. РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ ПО ГРУППАМ
Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность, бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин
Задание 3. Подбери антонимы- существительные только единственного числа
Сила Правда Богатство Слезы Веселье Старость Злость Белизна Беготня Свет Задание 4: составить предложения на тему: «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.(Слова находятся на столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)
1 группа: Перед, праздник, папа, сделать, в, квартира, небольшой, _ _ _ _ _ _ _.
Я, он, помогать. Мы, заменить, в, кухня, на, пол, _ _ _ _ _ _ _,а, в, ванная, наклеить, новый, _ _ _ _ _ . Побелить, _ _ _ _ _ _ , потолок.
Слова для справок: яйца, ремонт, известь, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.
Задание 4: составить предложения на тему :«Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.(Слова находятся на столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)
2 группа: Скоро, 8, Марта. Мы, с, сестра, испечем, торт. Для, он, понадобятся, продукты ________ , __________, ___________, _________ , _________ , __________ и ________________ .
Всё, это, мы, уже, купить.
Слова для справок: яйца, ремонт, известь, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.
Глоссарий
Киноварь: ярко-красная краска малинового оттенка.
Охра: минеральная, или земляная краска, имеющая в составе глину и окись железа. Цвет охры от светло-желтого до золотисто- желтого.
Фарфор: 1) белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, полевого шпата, кварца;
2) изделие из этого материала.
Цемент: порошкообразный вяжущий материал, входящий в состав строительных растворов.
Синекдоха : художественно- изобразительное средство, которое предполагает замену наименования жизненного явления названием его части вместо целого.
Лесенка моего успеха
Это я буду применять
Это я узнал сейчас Это я знаю давно Список литературы
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ruСборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.