Методическая статья на тему Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»
Формирование ситуации успеха на уроках русского языка и литературы
Рафальская Людмила Геннадьевна
Мужи
2014
Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.
Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте . Так при работе со вступительной статьей по творчеству писателя в 5- 7 классах я предлагаю детям прочить текст и составить 8-10 вопросов по содержанию. Если это художественное произведение, то возможны вопросы на внимательное прочтение. Детям очень нравится этот вид работы с новым материалом, потому что они сами формулируют вопросы, задают их классу. После такой работы с текстом статьи учащимся не составляет большого труда в конструировании ответа по творчеству писателя .В этом случае ученики не просто механически слушают или читают текст , пытаются слово в слово повторить текст или объяснение. Они преломляют новый материал через призму своих целей, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Более того, начиная с 5 класса, по литературе я предлагаю учащимся альтернативные источники информации. Дети получают задание подготовить, например, рассказ о писателе или поэте. Источник информации любой: учебник, энциклопедия, интернет, библиотека. Этот прием учит ребенка работать с информацией, выбирать ее, осмысливать. Здесь не пересказ статьи, а поиск, синтез, анализ нужного материала, а значит и более высокий уровень коммуникации. Опыт работы в школе утвердил меня в мысли, что традиционное по объему сочинение, которое дети пишут на литературе, уже не несет положительного результата, не оправдывает себя как обучающее явление. Дети списывают чужой текст, чужие мысли, особо не заботясь об адаптации материала к своему уровню знаний, к своей лексике. Давно уже ввела миниатюры как средство обратной связи с учащимися после освоения материала. После изучения произведения дети получают письменную работу (миниатюру), в которой они выражают свое понимание, восприятие, видение проблемы. Например, «О чем меня заставила задуматься история Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица…», « В чем вы видите героизм княгини Трубецкой», «Кого я вижу чаще в своей жизни: деятельных Щтольцев или созерцательных Обломовых», « Интересно ли звучание повести Карамзина «Бедная Лиза» современному читателю?» Тем предлагаю несколько. Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Миниатюры зачитывает автор на уроке. Слушать работы очень интересно и мне, и детям. В течение нескольких уроков успевают все поделиться своим мнением об изучаемом произведении. Зачем вслух и все.? В среднем звене затем, чтобы научиться письменно выражать свои мысли, знать структуру текста, избегать повторов, не сбиваться на пересказ, обязательно высказывать свое отношение к тому , о чем пишешь. Не сразу дети осваивают науку письменного самовыражения. Не сразу и требуется работа. Ученик может послушать несколько озвученных миниатюр, а потом создает свою. Со временем дети видят сами недоработки в создаваемых текстах. Самое главное, они внимательно слушают чужое выступление. А ведь это очень важно- уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Эту ситуацию французы П Ланжевен, Анри Валон называют социализацией. В этом случае мы видим элементы еще и технологии педагогических мастерских. Дети знакомятся с работами одноклассников, рассказывают о своей. Живой обмен идеями дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными вариантами мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. Сопровождается эта деятельность ситуацией успеха. Плохих работ нет. Я пытаюсь в любой миниатюре найти интересный момент, светлую мысль и сообщить об этом автору. Данный вид работы очень полезен в подготовке учащихся к ЕГЭ. Уметь формулировать проблему исходного текста, комментировать, излагать собственное мнение по проблеме - это критерии оценивания ответа на задание С. Таким образом, идет формирование письменной коммуникации ребенка и решается один из принципов педагогических мастерских - ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.
Повысить эффективность урока, вызвать интерес у детей позволяют игровые технологии. «Игра - по словам В.А. Сухомлинского-это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. На уроке проверки и учета знаний и умений использую дидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры использую тематические вопросы. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но учащиеся одному отвечающему.Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему - проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника. В чем преимущества игры перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов - отличная оценка. А ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах окружающих (Смог ответить на все вопросы!Молодец!).Это и чувство удовлетворения от выполненной работы.
В заключение мне хочется отметить, что в своей работе я всегда стремлюсь к тому, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учению, создать на уроках ситуацию успеха для каждого. Заметила, что успех в значительной мере поддерживает интерес детей к учению. Ребенку необходимо испытывать состояние радости, удовлетворения от того, что трудности преодолены, что он достиг желаемого в определенной деятельности либо превзошел ожидания и надежды. У него в это время меняются уровни самооценки, самоуважения. В этот момент возможно высвобождение огромных, скрытых до поры возможностей личности. Поэтому не скуплюсь на похвалу для каждого, кто заслужил ее. Пусть это будет даже незначительное в общепринятом понимании достижение, но для конкретно взятого ребенка – определенный рубеж, высота. Не спешу ругать за то, что не получилось, не смог. Многократно объясняю одно и то же. Знаю, если ребенок поймет тему, уже победа. Дальше пойдет развитие, придет ощущение радости, уверенности, осмысленной деятельности. Исчезнут неприятие предмета, нежелание идти на урок, отрицательные эмоции, связанные с учителем и предметом, процессом учения. За годы работы в школе поняла, что это мой путь, тот путь, по которому стоит идти. Сейчас общество нуждается в творчески активных личностях, способных последовательно и качественно решать существующие проблемы, обладающих гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. Такими стать могут только успешные люди, уверенные в своих силах, мотивированные на достижение высоких результатов. Я помогаю детям обрести эти качества уже в школе, потому что твердо верю: компетентные, успешные, целеустремленные люди всегда смогут занять достойное место в обществе, оставить « на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы».