Методические указания к выполнению самостоятельных работ по русскому языку для специальности Дизайн
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский государственный
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания и задания
к самостоятельной работе
по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»
для студентов очного обучения специальности
54.02.01 «Дизайн» (Дизайн костюма)
Чита 2015
Автор: И. А.Симонова
Преподаватель ГПОУ
«Забайкальский государственный колледж»
Рецензент: Л.П. Каминская
Преподаватель Колледжа Агробизнеса ЗабАИ
Филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный
аграрный университет имени А.А. Ежевского»
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические указания и задания
к самостоятельной работе
по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»
для студентов очного обучения специальности
54.02.01 «Дизайн» (Дизайн костюма)
Рассмотрена
на заседании предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных дисицплин
Протокол №1
«__»__________2015
Методические указания и задания для студентов очного отделения по выполнению самостоятельной работы.
Чита 2015
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальности 54.02.01 «Дизайн» (Дизайн костюма)
Целью данных указаний является – проверить знания студентов по курсу дисциплины «Русский язык», привлечь их к изучению дисциплины, научить пользоваться дополнительной литературой, научить самостоятельно работать.
Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед образовательным учреждением, является повышение качества подготовки выпускника. Меняется парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста – исполнителя» - к компетентному «специалисту- профессионалу», поэтому все большее значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов.
Целями СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать различные информационные источники;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.
Самостоятельная работа обучающихся является одной из видов учебной работы по освоению ОПОП. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
Своеобразие самостоятельной работы как активной формы обучения заключается в том, что ее основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, сам выбирает способы выполнения действий, совершает различные операции, контролирует их выполнение в соответствии с поставленной целью.
Преподаватель разрабатывает учебно-методические пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента, критерии оценок, темы рефератов, докладов, вопросы для подготовки к итоговому занятию по дисциплине в соответствии с государственными образовательными стандартами. При организации самостоятельной работы соблюдается принцип последовательности, студентов знакомят с целями, средствами, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Выполнение заданий активизирует мыслительную деятельность студентов, помогает применять полученные знания при написании рефератов и докладов, прививает умение пользоваться справочной и учебной литературой.
Систематическая работа над заданиями по каждой теме дает возможность студенту составить целостное представление о содержании изучаемой дисциплины. Для успешного выполнения заданий студентам следует начинать с внимательного изучения лекционного материала и рекомендованной литературы, после чего можно приступать к работе над заданиями.
Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы осуществляется преподавателем систематически, иногда в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия; проходит в устной, письменной или смешанной форме с представлением продукта творческой деятельности обучающегося.
Основные виды самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
- доклад;
- мультимедийная презентация;
- конспект;
- выполнение упражнений;
- ведение словаря;
- эссе;
- статья.
Виды и формы самостоятельной работы по учебной дисциплине
«Русский язык и культура речи»
- Конспект
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы, и цитаты. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация.
Цель конспектирования: четкое понимание и прочное запоминание информации, формирование основных интеллектуальных умений, развитие стиля речи.
Этапы работы:
Изучить источник и сделать выборку материала по заданной теме.
Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко изложить осознанный материал.
Оформление конспекта:
Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, записывая разными чернилами или штрихами, применяя всю систему пометок, подчеркивания. Конспект может быть различных видов. Это может быть плановый конспект, текстуальный, тематический, графический, схематический, свободный.
- Плановый конспект (план-конспект) используется при подготовке к какому либо устному сообщению. Вначале пишется план. Далее на пункты плана излагается текст. План-конспект помогает понять изучаемый текст и лучше его запомнить.
- Текстуальный конспект – это подбор цитат, в котором сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. К тематическому конспекту относят также расширенные тезисы, дополненные рассуждениями. Такой конспект включает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы.
- Тематический конспект – это краткое изложение одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана, кратким и подробным. В нем могут содержаться как цитаты, так и схемы.
- Графический конспект – изучаемый материал оформляется в виде отдельно выписанных и графически размещенных мыслей, составляющих основу предмета. Он позволяет полностью охватить весь материал, понять его структуру и главные идеи, а также способствует прочному закреплению в памяти основных положений конспектируемого материала.
- Схематический конспект (конспект- схема) является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно располагается изучаемый материал.- Свободный конспект – включает формулировки, цитаты, в нем могут быть переходы от одной части к другой, а могут и не быть. Это наиболее эффективный способ конспектирования для глубокого проникновения в текст.
-Сообщение (доклад)
Сообщение - это устный монолог, содержащий научную информацию.
Доклад – это сообщение, посвященное заданной теме, которое содержит описание какой-либо проблемы, анализ и возможные пути ее решения. Доклад может быть как письменным, так и устным.
Этапы подготовки сообщения (доклада):
1.Уяснить суть темы.
2.Подобрать необходимую литературу (несколько источников для более полного получения информации).
3.Тщательно изучить материал учебника по данной теме.
4.Составить план сообщения.
5.Написать текст доклада.
При оформлении доклада использовать только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы. В конце сообщения составить список литературы. Перед тем, как делать сообщение, выписать необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску. Доклад не читать! Говорить громко, отчётливо. В особо важных местах делать паузу или менять интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
Структура доклада:
1. Введение – указывается тема, актуальность и цель доклада.
2. Основное содержание доклада – последовательно раскрываются тематические разделы доклада.
3. Заключение – приводятся основные результаты и суждения автора по поводу путей возможного решения рассмотренной проблемы.
Текст доклада должен быть построен в соответствии предстоящего выступления: не более семи минут, может сопровождаться демонстрацией мультимедийной презентацией.
- Мультимедийная презентация
Презентация является иллюстрацией, дополнением к докладу.
Главное требование к презентации наглядность. Можно несколько кадров отвести для текста, когда это становится совершенно необходимым. На слайде написать подробную информацию (определения, теоремы, формулы), а словами рассказать их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
Не отвлекайте слушателей своей же презентацией. Слайды должны быть не очень яркие, не допускается излишняя анимация. Для правильного использования и компоновки цветов воспользоваться дизайнерским понятием цветовой гаммы. При разработке дизайна презентации ориентироваться на триадную гамму: три основных цвета и их оттенки. Текст должен быть контрастным, обязательно темным на светлом фоне.
Презентация должна идти синхронно с текстом доклада. Речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации. А презентация, в свою очередь, должна содержать тот наглядный материал, который невозможно выразить словами (схемы, таблицы, графики, фотографии и так далее).
Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Шрифт должен быть не менее 24 размера. Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум две строки на фразу, оптимально одна строка. Оптимальная скорость переключения один слайд за 1–2 минуты. Количество слайдов в презентации не более 15.
- Эссе
Эссе – это разновидность сочинения, обладающего признаками краткости и свободы выбора темы, а также свободы в изложении материала.
Цель эссе – донести информацию о чем-либо и разъяснить описываемое явление.
Достижение цели осуществляется с помощью непосредственной авторской речи.
Излагаемая точка зрения должна быть новаторской и сугубо личной. Мнение, высказывание в сочинении, может быть критическим, подтвержденным мнениями авторитетных ученых.
Важно:
- письменно изложить свои мысли (грамотно и четко);
продемонстрировать самостоятельное творческое мышление.
Структурные особенности:
наличие титульного листа;
вводная часть. Смысл и основания тематической формулировки. Постановка главного вопроса по теме, который получит свой ответ в основной части. Обоснование актуальности темы
главная часть. Развернутый ответ на основной вопрос. Необходимо проанализировать данные, которые находятся в распоряжении автора, и защитить аргументами его точку зрения. Правило абзацев: один абзац – одна мысль
заключительная часть. Объединение выводов. Обзор итогов. Повторение основных утверждений, к которым желательно подобрать цитату.
Требования для получения высшей оценки:
проблема эссе раскрывается на уровне теории;
авторская позиция сформулирована и защищена;
мнение автора опирается на общественную жизнь и собственный жизненный опыт;
объем работы – 2 страницы формата А4.
- Выполнение упражнений
Требования к выполнению упражнений:
1. – Содержательные: выполнение в соответствии с заданием, выделение, подчеркивание, «ошибконосных мест», применение соответствующих правил, формирование орфографической зоркости.
2. – Оформление: задания по самостоятельной работе выполняются в отдельной тетради, сдаются в сроки, определенные преподавателем.
- Ведение словаря «пишу и говорю правильно».
В отдельной тетради студент записывает слова, написание, произношение, которых необходимо запомнить, а также слова, значения которых необходимо знать.
Требования к ведению словаря:
- достаточная накопляемость содержательных разделов словаря: орфография, орфоэпия, лексика;
- систематическая отчетность перед преподавателем ( написание словарных диктантов, выполнение упражнений).
- Статья – форма творческой работы студента, представленная в виде текста, содержащая научно-исследовательские положения или учебно-методические разработки по исследуемой проблеме
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
ТЕМА: Русский язык как язык межнационального общения
Цель: Научиться составлять конспект по источникам.
Задачи:
1 Знать определения русского языка.
2 Знать определения языка как средства общения.
3 Уметь составлять конспект.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти источники учебного материала.
- составить план конспекта.
- написать конспект
- определить роль русского языка как средства межнационального общения
2 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
ТЕМА: Качества речи
Цель: Научиться составлять речь в устной и письменной форме и произносить ее, определять качества речи.
Задачи:
1 Знать определения речи.
2 Знать определения качеств речи.
3 Уметь составлять речь и произносить.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определения качеств речи: богатства, чистоты, понятности, точности, выразительности, правильности.
- Подобрать примеры качествам речи.
- Найти примеры нарушения речи.
2 Выполнить упражнение.
Найдите ошибки при составлении речи.
Дорогие друзья! Собственно говоря, я так сказать, хочу вам представить свое, так сказать, умозаключение, оное же является и гипотезой, кою, так сказать, нужно, собственно, подтвердить экспериментальным путем, значит, так сказать, вам нужно натрудить свои мыслительные способности и, так сказать, мое гипотетическое высказывание утвердительным образом уяснить.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
ТЕМА: Языковые средства в различных частях речи
Цель: Научиться составлять тексты разных стилей в устной и письменной форме с использование языковых средств.
Задачи:
1 Знать определения языковых средств.
2 Уметь вставлять в свою речь языковый средства.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определения языковых средств: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, речевые клише, термины, части речи.
- Подобрать примеры употребления языковых средств в текстах разных стилей речи.
- Составить текст, относящийся к публицистическому стилю речи.
2 Выполнить упражнение.
Найдите языковые средства в текстах газет, в учебниках, в художественной литературе.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
ТЕМА: Роль ударения в речи.
Цель: Научиться определять роль ударения в речи, научиться правильно ставить ударение.
Задачи:
1 Знать, что такое ударение.
2 Уметь ставить ударение в речи
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Что такое ударение?
- Для чего нужно ставить правильно ударение в речи?
2 Поставить ударение в словах
Аргумент, верба, завидно, изредка, заржаветь, злоба, издавна, индустрия, каучук, каталог, коклюш, квартал, партер, некролог, премировать, обеспечение, псевдоним, случай, таможня, принудить, средства, ходатайствовать.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
ТЕМА: Звукопись.
Цель: Научиться находить звукопись в литературных произведениях..
Задачи:
1 Знать определение звукописи.
2 Уметь находить в текстах звукопись
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение звукописи.
- Найти в произведениях писателей звукопись.
2 Выполнить упражнение.
- Какие природные звуки передают строки из стихотворений Бальмонта?
Я вольный ветер, я вечно вею
«Камыши»
- Определить значение звукописи в произведении Горького «Песня о Буревестнике»
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: Использование синонимов, антонимов, омонимов в литературных произведениях.
Цель: Научиться находить в текстах художественного стиля языковые средства и определять их роль в текстах.
Задачи:
1 Знать определение синонимов, антонимов, омонимов.
2 Уметь находить их в текстах.
3 Определить роль языковых средств в произведении.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Дать определение синонимам, антонимам, омонимам.
- Найти в произведениях Пушкина А.С. и Лермонтова М.Ю. синонимы и антонимы и выписать их.
2 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7
ТЕМА: Фольклорная лексика
Цель: Научиться отличать фольклорную лексику от общеупотребительной.
Задачи:
1 Знать определение фольклора.
2 Уметь находить в текстах Устного народного творчества фольклорную лексику.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение фольклора.
- Найти в произведениях УНТ лексику, отличающуюся от литературной.
2 Выполнить упражнение.
Какие слова отличают начало сказки? Былины? Проанализируйте 3 русских народных сказки и 3 былины.
- Какие слова используются в народных песнях? Проанализировать по 1 песне веселой, свадебной, солдатской.
- Что отличает пословицы? Почему их называют народная мудрость?
- Чем пословица отличается от поговорки?
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8
ТЕМА: Афоризмы.
Цель: Научиться отличать афоризмы от фразеологизмов.
Задачи:
1 Знать определение афоризма.
2 Уметь находить в текстах афоризмы и определить их авторство.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение афоризма.
- Найти в произведениях афоризмы, научиться применять афоризмы в своей речи.
- Определить роль афоризмов в речи.
2 Выполнить упражнение.
Определите, кому принадлежат выражения:
- Зри в корень
- А ларчик просто открывался
- Мы все учились понемногу, чему- нибудь и как- нибудь
- Друг мой Аркадий, не говори красиво.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9
ТЕМА: Словари русского языка.
Цель: Научиться пользоваться словарями русского языка.
Задачи:
1 Знать характеристики словарей.
2 Уметь пользоваться словарями.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти словари толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологический и др.
- Составить аннотацию на каждый словарь
- Определить отличительные признаки каждого словаря
2 Выполнить упражнение.
- Найти в словарях толкование и написание слов: несклоняемых существительных (портмоне, кашпо), фразеологизмов(Пиррова победа, гомерический смех, дело выгорело, панический страх).
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10
ТЕМА: Морфемный анализ слова
Цель: Научиться выполнять морфемный анализ слова.
Задачи:
1 Знать определение морфемы.
2 Уметь выполнять морфемный анализ.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение морфемы.
- Выполнить морфемный анализ слов.
2 Практическое задание.
Выполнить морфемный анализ следующих слов: зверосовхоз, снегоуборочная машина, половодье, прибрежный, самоходка, пограничный, колотить, мед, прокатиться, пятидесятый, совместный, соседский.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11
ТЕМА: Этимология.
Цель: Научиться определять происхождение слов.
Задачи:
1 Знать определение этимологии.
2 Уметь находить в этимологическом словаре происхождение слов.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение этимологии.
- Найти в произведениях слова, пришедшие в русский язык из других языков и определить их происхождение.
2 Выполнить упражнение.
- Откуда пришли и что обозначают слова: альянс, альтернатива, форум, депутат, референдум?
- Какие части слов являются заимствованными и что они обозначают?
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12
ТЕМА: Правописание приставок пре- и при
Цель: Научиться правильно употреблять в устной и письменной речи слова с приставками пре- при.
Задачи:
1 Знать правила правописания
2 Уметь определять правило в словах..
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- знать правила написания приставок пре- при.
- Выполнить упражнения на правило правописания приставок.
2 Практическое задание.
Упражнение №1 Перепишите. Устно объясните правописание приставок пре –и при- (слова, где значение этих приставок затемнено, подчеркните).
Пр..соединиться к демонстрации, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь пр..ми-рения, пр..ломление солнечных лучей, пр..сечь разговоры, пр..искусный кузнец, сделать пр..вивку, седой пр..вратник, не пр..небрегать советами товарища, вступать в пр..рекания, искать пр..станища, найти пр..бежище, пр..граждать дорогу, пр..вратности судьбы, несправедливые пр..тязания, пр..одолевать все пр..грады, пр..обладающая отр..сль хозяйства, давать пр..сягу, пр..провождать документы, пр..непр..ятное известие, быть камнем пр..ткновения, искатели пр..ключений.
Упражнение № 2. Перепишите, заменяя выделенные слова или словосочетания другими с приставками пре- и при-. Объясните значение приставок во вновь образованных словах (устно).
Образец. Площадь около вокзалапривокзальная площадь- совсем закончить занятияпрекратить занятия.
Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насытиться чем-нибудь, значительно переоценить, увеличить опасность.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13
ТЕМА: Употребление приставок и суффиксов в разговорном стиле речи
Цель: Выявить особенности приставок и суффиксов в словах разговорного стиля
Задачи:
1 Уметь правильно определять разговорный стиль речи.
2 Знать отличительные особенности разговорного стиля
3 Уметь правильно пользоваться словами в повседневной речи.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- особенности суффиксов существительных , вносящих добавочные оттенки значения
- отличие суффиксов научного стиля от суффиксов разговорного стиля речи.
2 Выполнить упражнение.
№1 Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
1) ~ец или -иц-а: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.
2) -ечк- или -к~: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня,
3) -ец-6 или -иц-е\ серебро, платье, пальто, строение, здоровье.
4) -оньк- или -еньк-\ лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.
5) -ёнк~, -онк- или инк -: изба, река, черешня, яблоня, нога, лодка, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня.
172. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: 1) -ушк-, -юшк- или -ышк-\ 2) -ищ-\ 3) -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -й от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.
1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро;
2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь;
3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14
ТЕМА: Правописание безударных падежных окончаний существительных.
Цель: Научиться писать правильно падежные окончания существительных.
Задачи:
1 Уметь правильно писать падежные окончания.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- особенности склонения существительных 1 и 2 склонения в дательном и предложном падежах.
- отличие в склонении существительных 3 склонения.
2 Выполнить упражнение.
1) В предложениях вставить пропущенные гласные в окончаниях существительных, определить склонение.
II. 1) Вечером в общежитии только и было разговоров о предстоящем спуск.. в шахту. (Горб.) 2) Они стали подыматься по крытой галере.. . (Горб.) 3) Появлялись в забо.. всё новые и новые люди. (Горб.) 4) В безмолви.. погас звенящий зной. (Сераф.) 5) Целые вечера Даша играла на роял.. . (А. Н. Т.) 6) Всё ближе сдвигались люди у красного знам..н.. . (М. Г.) 7) Надо льдом поднялся бесшумный язык плам..н.. . (А. Н. Т.) 8) Виктору нравилось участвовать, в торжественном утреннем ше..тви.. на работу. (Горб.) 9) Вошёл: молодой кондуктор в белом кител.. . (Вер.) 10) Павел в раздумь.„ разорвал письмо. (Н. О.) 11) Думы мои, думы! Боль в висках и тем..н.. . (Ес.) 12) Большое видится на расстоян.. . (Ес.) 13) Самая крепкая и надёжная дружба завязывается там, где люди находятся в состояни.. наивысшего напр..жения всех человеческих качеств: на фронт.., на зимовк.. в Арктик.., в далёком плаван.. . (Горб.)
2) Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже.
I. 1) Постой же. На листе черкни на записном противу будущей (неделя): к (Прасковья Фёдоровна) в дом во вторник зван я на форели. (Гр.) 2) Кукшина просила его узнать о (здоровье) (Анна Сергеевна). (Т.) 3) В доме (Арина Власьевна) и понятия не имели о (счёт) на серебро. (Т.) 4) Ты пошли нарочного к Одинцовой (Анна Сергееена). (Т.) 5) Степан Михайлович составил в своём уме весьма благоприятное мнение о (Софья Николаевна). (Акс.) 6) Мы остановились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна). (П.)
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 15
ТЕМА: Сложные прилагательные.
Цель: Научиться правильно писать сложные прилагательные.
Задачи:
2 Уметь находить в текстах сложные прилагательные и правильно их писать.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти сложные прилагательные в текстах художественной литературы..
- Найти в произведениях сложные прилагательные, которые пишутся через дефис.
- запомнить правило написания сложных прилагательных.
2 Выполнить упражнение.
1 Прочитайте. Объясните правописание сложных прилагательных. С выделенными словами составьте предложения.
Лесозащитный, круглогодичный, засухоустойчивый, восточно-европейский, древнерусский, вечнозелёный, вечно занятый, многоступенчатый, малокультурный, мало интересующийся, северо-западный, рабоче-крестьянский, социально-экономический, социально опасный, общественно-политический, общественно полезный, тёмно-красный, иссиня-чёрный, исторически важный, историко-литературный, диалектико-материалистический, подлинно народный, юго-восточный.
207. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными).
1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (которая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) государство (буржуазное и помещичье); 12) промышленность (кожевенная и обувная).
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 16
ТЕМА: Употребление местоимений в речи
Цель: научиться правильно употреблять местоимения в речи
Задачи:
1 Знать определение местоимения.
2 Уметь применять в текстах местоимения.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти местоимения всех разрядов в текстах художественной литературы..
-- запомнить правило написания местоимений.
2 Выполнить упражнение. Раскрыт скобки, вставить пропущенные буквы.
1) Маше чудился какой (то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что (то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких (либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое) (в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни) чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни) (о) чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни) (к) чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни) чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни) другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни) сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался е ними как (не, ни) в чём не бывало. (Г.)
225. Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..) кто лучше его не рассудит какого (н..) будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..) чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)чт. (Ч.) 4) На его зов (н..) кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..) (на) чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..) кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..) какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..) (в) какое время и (н..) (под) каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за) что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..) кто не заметил, и навстречу ему («..) кто не попался. (Дост.)
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 17
ТЕМА: Употребление глаголов одного времени вместо другого
Цель: Научиться заменять в текстах глаголы одного времени глаголами другого времени.
Задачи:
1 Знать определение глагола, его основных категорий.
2 Уметь применять в речи глаголы разных форм.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение категорий глагола.
- Найти в текстах художественной литературы случаи замены глаголов.
2 Выполнить упражнение.
Составить предложения с глаголами в разных формах. Например: Я возьми да выйди на улицу в это время. (повелительное наклонение)
Я вышла на улицу в это время. (Прошедшее время)
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 18
ТЕМА: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель: Научиться правильно употреблять в письменной речи частицы НЕ с глаголами.
Задачи:
1 Знать определение частицы.
2 Уметь правильно писать частицу НЕ с глаголами.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Определение частицы
- Разряды частиц
- Найти в произведениях художественной литературы предложения с частицей НЕ.
2 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 19
ТЕМА: Дефисное написание наречий
Цель: Научиться правильно употреблять в письменной речи наречия, которые пишутся через дефис.
Задачи:
1 Знать определение наречия.
2 Уметь правильно писать наречия через дефис.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Определение наречия
- Правила написания наречий через дефис
2 Перепишите словосочетания.
1) Жить (по) новому, запомнить (крепко) накрепко, говорить (с) (глазу) (на) глаз, исполнить (точка) (в) точку, хлопотать (по) пустому, тратить время (по) пусту, пойти (куда) либо, знать (мало) мальски, приделать (шиворот) навыворот, приехать (нежданно) негаданно, продвигаться (шаг) (за) шагом, прибыть (во) время, выдать уголь (на) гора, согласиться (в) (конце) концов, распределить (по) ровну, сделать (по) лучше и (по) красивее, ворочаться (с) боку (на) бок, сегодня, (по) видимому, будет дождь. (На) всегда запомнить, перенести на (после) завтра, отложить (до) завтра, жить (на) против, видеть (на) сквозь, свести (на) нет, сохранить (до) ныне, сложить (в) двое, разделить (на) двое, идти (по) одному, думать (по) своему, плыть (по) двое, увеличивать (по) немногу, сказать (с) горяча, биться (в) рукопашную, окончить (в) ничью, действовать (в) открытую, решить (в) общем, говорить (во) обще.
2) Перепишите словосочетания. Для справок используйте словарь.
Запомнить (на) век, (на) веки, записаться (на) кануне, прийти (тот) час, побежать (в) догонку, разбить (в) дребезги, сгореть (до) тла, обращаться (за) панибрата, подготовить (ис) подволь, смотреть (ис) подлобья, ударить (ис) подтишка, схватить (в) охапку, глядеть (в) ,упор, рассчитывать (на) верняка, считать (под) ряд, соскочить (на) ходу, стрелять (на) лету, спрашивать (по) одиночке, собираться (с) позаранку, измучиться (в) конец, сделать (в) отме-стку, покупать (на) расхват, нужно (до) зарезу, работать (без) устали, танцевать (до) упаду, заполнить (до) отказа.
297. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю.
Прикинуть (на) глаз, (на) глазок; разбить (в) пух и (в) прах; поднять (на) смех; подняться (на) дыбы; наскочить (с) размаху; добавить (в) заключение; сказать (в) насмешку; попробовать (на) вкус; выучить (на) память; поработать (на) славу.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 20
ТЕМА: Употребления междометий в речи
Цель: Научиться правильно ставить знаки препинания при обращениях..
Задачи:
1 Зачем же употребляются междометия? Что они выражают?
2 Уметь применять в речи междометия
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
Примеры
Смысловое значение междометий
1. Ах, я чем виноват. (Кр.)
2. Ура! Мы ломим, гнутся шведы!
3. Ну, расскажи ты мне про себя. (Л. Т.)
Испуг, огорчение.
Радость, восторг.
Призыв, побуждение к действию.
2 Выполнить упражнение.
Найти междометия в предложениях. Определить, какие чувства они выражают.
.
1) «Ну, пойдем, дети», сказал Бульба. 2) «Эх, как важно развернулся! говорил Тарас Бульба, остановивши коня. 3) «Чшш!..» произнесла татарка, сложив с умоляющим видом руки. (Гог.) 4) «Гм», говорит Очумелов, строго кашляя и шевеля бровями. (Чех.) 5) Дед Михайла улыбнулся Алексею, подмигнул и гикнул весело и молодо: «Эгей, тройка! Поехали!» (Пол.) 8) «Уй, такой маленький, а уже дежурный!» удивилась девочка, (Павл.)
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 21
ТЕМА: Логическое ударение в предложении
Цель: Научиться правильно ставить ударение.
Задачи:
1 Знать определение логического ударения
2 Уметь ставить в речи логическое ударение.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Простое предложение, грамматическая основа, логическое ударение
2 Выполнить упражнение.
Произнесите и поставьте правильно знак ударения в тексте на письме в следующих предложениях в соответствии с тем, что вы хотите выделить в данных предложениях:
1 Завтра наша группа пойдет в поход пешком.
2 Мой карандаш лежал на столе.
3 Что будет завтра в нашем колледже?
4 Мы сегодня пойдем в театр?
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 22
ТЕМА: Употребления обращений в речи
Цель: Научиться правильно ставить знаки препинания при обращениях..
Задачи:
1 Знать определение обращения.
2 Уметь применять в речи обращения.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определение обращения.
- Найти в произведениях обращения.
2 Выполнить упражнение.
Составить предложения с обращениями в различных жизненных ситуациях.
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 23
ТЕМА: Цитата
Цель: Научиться составлять текст с использованием в качестве доказательства своего мнения суждения других людей в виде цитаты.
Задачи:
1 Знать определения цитаты.
2 Уметь составлять речь с цитатой и произносить.
1 Основные вопросы при выполнении самостоятельной работы:
- Найти определения цитаты
- Найти примеры нарушения речи при неправильном употреблении чужого мнения.
2 Выполнить упражнение.
Найти цитаты на тему «Слово»
3 Представить материал в письменном виде и ответить на вопросы преподавателя.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1 Современное состояние русской речи.
2 Языковая норма и история её развития.
3 Нормы ударения в современном языке.
4. Лексические нормы и речевая культура.
5 Выразительные возможности фразеологии.
6 История знаков препинания.
7 Коммуникационные качества речи, этические нормы речевой культуры.
8 Функциональные стили современного русского языка.
9 Художественный стиль речи.
10 Научный стиль речи.
11 Публицистический стиль речи.
12 Официально-деловой стиль речи.
14 Источники расширения словарного состав современного русского языка.
14 Язык интернета.
15 Активные процессы в русском языке на современном этапе.
16 М.В.Ломоносов, его вклад в развитие русского языка.
17 В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
18 Язык и культура.
19 Виды делового общения, их языковые особенности.
20 А.С. Пушкин – создатель современного литературного языка.
21 Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
22 СМИ и культура речи.
23 Старославянизмы и их роль в развитии языка.
24 Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
25 Строение русского слова.
27.В.В. Виноградов.
28. С.И. Ожегов.
29. Словари русского языка.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2010.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2011.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2011.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Дополнительные источники
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2013.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2012.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2012.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2010.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2012.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2010.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2012.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2012
Содержание
Введение 3
1 Виды и формы самостоятельной работы по учебной дисциплине
«Русский язык и культура речи» 7
2 Самостоятельные работы по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык». 12
3. Перечень тем рефератов.35
4 Список рекомендуемой литературы 36
13PAGE 15
13PAGE 143615