Рабочая программа Живопись с основами цветоведения
московский областной государственный колледдж технологий экономики и предпринимательства
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.04
Живопись с основами цветоделения
Лыткарино 2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины “Живопись с основами цветоделения”
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
072501 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО "МОГКТЭП"
Разработчики:
Рахутина О.Н.- преподаватель спец.дисциплин ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП»
Рекомендована предметной цикловой комиссией дисциплин сервиса и дизайна протокол №________от___________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Живопись с основами цветоделения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины живопись с основами цветоделения
является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
072501 Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дизайна при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять живописные этюды акварелью, гуашью, темперой;
Изображать с натуры и по представлению натюрморты из бытовых предметов;
выполнять этюды интерьера;
выполнять живописные этюды фигур человека;
выражать цветом формы, объем и пространство для решения творческих задач дизайнерского проектирования;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основные законы воздушной перспективы, распределение градаций света и тени;
Природу света и цвета, основные характеристики цвета, систематизация цветов;
Понятие колорита и цветовой гармонии, понятие локального цвета;
Способы смешения цветов, проблемы восприятия цвета и воздействия его на человека;
Знать свойства акварели, гуаши, темперы, технику и технологию работы этими материалами.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 393 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 262 часов;
самостоятельной работы обучающегося 131 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
393
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
262
в том числе:
практические занятия
200
Курсовая работа
30
лекции
32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
131
в том числе:
Итоговая аттестация в форме зачета, КР, экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Живопись с основами цветоведения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Этюды предметов простой формы.
78
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
Тема 1.1
Особенности рисования предметов простой формы.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок предметов простой формы
2
4
Тема 1.2
Природа света и цвета. Цветовой круг.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок цветового круга и шкалы цветов
2
4
Тема 1.3
Особенности рисования несложного натюрморта на нейтральном фоне.
Практическое занятие: рисование несложного натюрморта на нейтральном фоне.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок несложного натюрморта на нейтральном фоне, по учебнику
2
6
4
Тема 1.4
Особенности рисования натюрморта в технике гризайль.
Практическое занятие: рисование натюрморта в технике гризайль.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта в технике гризайль по учебнику
2
6
4
Тема 1.5
Практическое занятие: рисование живописных набросков чучел птиц.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок живописных рисунков чучел птиц с натуры
6
4
Тема 1.6
Натюрморт из предметов насыщенных по цвету .
Практическое занятие: рисование натюрморта из предметов насыщенных по цвету.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта из предметов насыщенных с цвету
2
6
4
Тема 1.7
Практическое занятие: рисование этюда драпировок однотонной ткани без орнамента.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда драпировок однотонной ткани без орнамента
4
4
Тема 1.8
Цветовой тон, светлота и насыщенность.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок цветового фона
2
4
Тема 1.9
Основные, составные и дополнительные цвета
Самостоятельная работа: выполнить рисунок цветового фона
2
4
Тема 1.10
Натюрморт из предметов контрастных по цвету и различных по фактуре.
Практическое занятие: Рисование натюрморта из предметов контрастных по цвету и различных по фактуре.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта из предметов контрастных по цвету и различных по фактуре по учебнику
1
6
4
Тема 1. 11
Этюды драпировок.
Практическое занятие: рисование этюда драпировок
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда драпировок
1
6
4
Тема 1.12
Натюрморт при контрастном освещении (гризайль).
Практическое занятие: рисование натюрморта при контрастном освещении.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта при контрастном освещении по учебнику
1
6
4
Тема 1.13
Практическое занятие: рисование натюрморта сближенной цветовой гамме..
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта сближенной цветовой гамме..
6
4
Тема 1.14
Практическое занятие: рисование этюда букета цветов.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда букета цветов
6
4
Раздел 2. Этюды предметов сложной формы
76
Тема 2.1
Материалы и технологии живописной темперой.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок с материалами и технологиями живописной темперой по учебнику
1
4
Тема 2.2
Натюрморт из предметов быта различного материала.
Практическое занятие: рисование предметов быта различного материала.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта из предметов быта различного материала с натуры
1
10
4
Тема 2.3
Натюрморт с гипсовой головой или маской.
Практическое занятие: рисование натюрморта с гипсовой головой или маской.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок натюрморта с гипсовой головой или маской с натуры
6
4
Тема 2.4
Этюд головы человека при контрастном освещении (гризайль).
Практическое занятие: рисование этюда головы человека при контрастном освещении.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюд головы человека при контрастном освещении по учебнику
8
4
Тема 2.5
Этюд головы человека при естественном освещении.
Практическое занятие: рисование этюда головы человека при естественном освещении.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда головы человека при естественном освещении с натуры
8
4
Тема 2.6
Этюд головы человека на насыщенном фоне.
Практическое занятие: рисование головы человека на насыщенном фоне.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда головы человека на насыщенном фоне по памяти
1
8
4
Тема 2.7
Этюды драпировок с орнаментом.
Практическое занятие: рисование этюда драпировок с орнаментом.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда драпировок с орнаментом по учебнику
2
8
4
Тема 2.8
Наброски кистью фигуры человека.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок набросками кистью фигуры человека
2
4
Тема 2.9
Этюд головы человека с плечевым поясом.
Практическое занятие: рисование этюда головы человека с плечевым поясом.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда головы человека с плечевым поясом с натуры
2
10
4
Тема 2.10
Поясной портрет с руками женский
Практическое занятие: рисование поясного женского портрета с руками
Самостоятельная работа: выполнить рисунок поясного портрета с руками по учебнику
2
10
4
Раздел 3. Этюды фигуры человека.
78
Тема 3.1
Этюд фигуры человека в одежде без орнаментов на фоне гладкоокрашенных тканей.
Практическое занятие: рисование этюда человека в одежде без орнаментов на фоне гладкоокрашенных тканей
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда фигуры человека в одежде без орнаментов на фоне гладкоокрашенных тканей с натуры
2
10
4
Тема 3.2
Наброски кистью фигуры человека.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок набросками кистью фигуры человека с учебника
2
4
Тема 3.3
Практическое занятие: этюд обнаженной сидящей фигуры человека.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда обнажённой сидящей фигуры человека с учебника
10
4
Тема 3.4
Практическое занятие: этюд фигуры человека в одежде с орнаментами.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда фигуры человека в одежде с орнаментом с натуры
10
4
Тема 3.5
Практическое занятие: этюд обнаженной фигуры человека.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда обнаженной фигуры человека по памяти
14
4
Тема 3.6
Практическое занятие: этюд интерьера.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда интерьера по учебнику
8
5
Тема 3.7
Практическое занятие: этюд драпировок на манекене.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда драпировок на манекене с натуры
10
5
Тема 3.8
Практическое занятие: этюд одетой фигуры человека в интерьере.
Самостоятельная работа: выполнить рисунок этюда одетой фигуры человека в интерьере по учебнику
12
5
Примерные курсовые работы тематика :
Поэтапная работа над натюрмортом.
Колористическое решение в тематическом натюрморте.
Влияние освещения на цветовое решение натюрморта.
Способы создания гармонических колористических решений в натюрморте.
Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при создании натюрморта.
Особенности работы гуашью при создании натюрморта.
Различные приемы и техники работы акварелью над пейзажем.
Передача состояния, настроения в композициях пейзажа.
Значение цвета в усилении выразительности образа в пейзаже.
Роль колорита в раскрытии художественного образа в пейзаже.
Влияние времени суток на колористическое решение неба в пейзаже.
Линейная и воздушная перспектива при передаче пространства в пейзаже с элементами архитектуры.
Средства художественной выразительности в реалистической и декоративной живописи.
Поэтапная работа над портретом.
Значение взаимосвязи цвета и освещения при создании портрета.
Значение колористического решения при создании автопортрета.
Колорит как одно из ведущих средств выразительности в решении образа пейзажа.
30
Всего:
393
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по живопись с основами цветоделения
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером;
комплект учебно-наглядных пособий;
гипсовые-геометрические фигуры, греческая ваза, голова Дианы, две мужских головы, капитель, гипсовые розетки три штуки;
принтер;
мольберты
комплект учебников
Технические средства обучения:
телевизор;
видеопроигрыватель;
DVD;
диски с видеофильмами, кассеты с тематикой по рисунку с основами перспективы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Барышников В.Л. Живопись Москва 2010г
Барщ А.О. Наброски и зарисовки Москва 2000г
Ломов С.П. Живопись Москва 2010г
Дополнительные источники:
Рисунок Живопись Композиция - хрестоматия Москва 2001г.
Дейнека А.А Учись рисовать 2002г.
Стор И.Н. Основы живописного изображения 2004г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
Выполнять живописные этюды акварелью, гуашью, темперой;
Изображать с натуры и по представлению натюрморты из бытовых предметов;;
Выполнять этюды интерьера;;
Выполнять живописные этюды фигуры человека;;
Выражать цветом формы, объем и пространство для решения творческих задач дизайнерского проектирования.;
Знать:
Основные законы воздушной перспективы, распределение градаций света и тени;;
Природу света и цвета, основные характеристики цвета, систематизация цвета;
Понятие колорита и цветовой гармонии, понятие локального цвета, способы смешения цветов;;
Проблемы восприятия цвета и воздействия его на человека;
Знать свойства акварели, гуаши, темперы, технику и технологию работы этими материалами.
Текущий контроль:
-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине(ежедневно)
Промежуточный контроль:
-зачет., курсовая работа
Итоговый контроль:
-экзамен.
Разработчики:
ГБОУ СПО МО "МОГКТЭП" преподаватель О.Н. Рахутина
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 115