Рабочая программа по учебной дисциплине: Живопись с основами цветоведения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИМРСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП 04 Живопись с основами цветоведения
для ППССЗ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
г. Кимры
2014 год
Рассмотрена и согласована на заседании предметно-цикловой комиссии мастеров производственного обучения и преподавателей спец. дисциплин
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 54. 02.01.Дизайн (по отраслям)
Протокол №__ от «__» _________ 20__ года ПЦК методической комиссии: __________
(Рудь Г.Г.)
Заместитель директора по УМР: ______________
(Ермакова С.В.)
Составитель программы:
Миронов П. И., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Живопись с основами цветоведения
название учебной дисциплины
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств по направлению подготовки 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
- составлять хроматические цветовые ряды;
- распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
- анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
- анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе;
- выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- природу и основные свойства цвета;
- теоретические основы работы с цветом;
- особенности психологии восприятия цвета и его символику;
- теоретические принципы гармонизации цветов в композициях;
- различные виды техники живописи;
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента __375__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента_250__ часов;
самостоятельной работы студента __125 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
375
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
250
в том числе:
теория
12
лабораторные работы
-
практические работы
238
контрольные работы
26
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа студента (всего)
125
в том числе:
самостоятельная работа
Составление таблицы ахроматического ряда.
2
Составление таблиц хроматических цветовых рядов.
3
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Взаимодействие цвета и света"
6
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Контрасты цветов"
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Цветовые нюансы"
12
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Цветовые отношения"
Выполнение творческих работ по теме "Цветовые отношения"
12
Выполнение рефератов, презентаций по теме "цвет и фактура поверхности"
Выполнение творческих работ по теме "цвет и фактура поверхности"
12
Выполнение плакатов по теме "Цвет в перспективе"
12
Выполнение живописных этюдов головы человека
12
Выполнение живописных этюдов обнажённой фигуры человека
4
Выполнение живописных этюдов фигуры человека в одежде
12
Живописное выполнение пейзажного этюда
8
Выполнение творческих работ по теме «Декоративное решение фигуры человека в одежде»
24
Выполнение творческих живописных работ.
6
Итого
125
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ___Живопись с основами цветоведения____________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1 Основы учения о цвете. Акварельная живопись.
22+5с.р.
Тема 1.1 Введение. Ахроматическая гармония.Акварельная живопись.
Содержание учебного материала
Цели и задачи дисциплины «Живопись с основами цветоведения», её связь со специальностью «Дизайн (по отраслям)» и с другими дисциплинами учебного плана. Эстетическая и развивающая роль живописных работ. Виды живописных технологий. Необходимые материалы и принадлежности для занятий по дисциплине. Организация рабочего места.
Понятие «ахроматические цвета». Выразительность ахроматической гаммы. Степени светлотности ахроматических цветов. Понятие живописной техники гризайль. Этапы процесса ведения живописной работы в технике гризайль.
Введение. Цели и задачи дисциплины «Живопись с основами цветоведения», её связь со специальностью «Дизайн (по отраслям)» и с другими дисциплинами учебного плана Эстетическая и развивающая роль живописных работ. Виды живописных технологий. (теория)
2
1
Практическая работа 1-5.
Натюрморт в живописной технике гризайль.
10
Самостоятельная работа студентов
Составление таблицы ахроматического ряда
2
Тема 1.2 Спектр и цветовой круг.
Содержание учебного материала
Понятие «хроматические цвета». Принцип получения цветового круга. Характеристики цветов: основные и дополнительные цвета, тёплые и холодные, контрастные цвета, цветовой тон, насыщенность, светлота и т. д. Этапы ведения живописных набросков овощей, фруктов, осенних листьев, букетов.
Практическая работа 6-10
Живописные наброски овощей, фруктов, осенних листьев, букетов
10
Самостоятельная работа студентов:
Составление таблиц хроматических цветовых рядов.
3
Раздел 2 Психология восприятия цвета
83+52с.р.
Тема 2.1 Цвет в освещении.
Содержание учебного материала
Цветосветовое состояние среды. Влияние освящения на цвет предмета. Влияние источника излучения на психологическое восприятие цвета. Собственный цвет предмета. Цвет поверхности на свету и в тени. Светотеневая конструкция цвета. Цветовое состояние поверхности в интерьере и экстерьере. Этапы работы по написанию натюрморта при естественном дневном и искусственном комнатном освящении.
10+6с.р.
-
Цвет в освещении (теория)
2
1
Практическая работа 11-15
Натюрморт при естественном дневном или искусственном комнатном освещении.
8
Самостоятельная работа студентов
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Взаимодействие цвета и света"
6
Тема 2.2 Контрасты и нюансы цветов.
Содержание учебного материала
Виды контрастов: светлотные и тоновые. Классификация контрастов: одновременные, последовательные, пограничные. Характеристика восприятия контрастных цветов. Этапы работы по написанию натюрморта из предметов контрастных по цвету.
23+12с.р.
Контрасты и нюансы цветов (теория)
2
1
Практическая работа 16-21
Простой натюрморт из предметов контрастных по цвету. Построение натюрморта.
12
Практическая работа 22 -26
Простой натюрморт построенный на цветовых нюансах. Построение натюрморта.
10
Самостоятельная работа студентов
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Контрасты цветов"
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Цветовые нюансы"
12
Тема 2.3 Гармония цветов
Содержание учебного материала
Группы тёплых и холодных цветов. Температурная характеристика цветов в спектре эмоционального и поэтического восприятия. Этапы работы по написанию натюрморта из предметов насыщенных по цвету, объединённых тёплой или холодной гаммой.
20+12с.р.
Практическая работа 27-31
Натюрморт из предметов, насыщенных по цвету, объединенных тёплой гаммой.
10
Практическая работа 32-36
Натюрморт из предметов, насыщенных по цвету, объединенных холодной гаммой.
10
Самостоятельная работа студентов
Выполнение рефератов, презентаций по теме "Цветовые отношения"
Выполнение творческих работ по теме "Цветовые отношения"
12
Тема 2.4 Цвет и фактура поверхности.
Содержание учебного материала
Анализ фактурного состояния предметов. Цветовое восприятие в спектре фактуры поверхности различных материалов. Способы детальной проработки фактуры поверхности предметов натюрморта. Просмотр репродукций. Этапы работы по написанию натюрморта из предметов различных по форме, материалу и цвету.
20+12с.р.
Цвет и фактура поверхности (теория)
2
1
Практическая работа 37-41
Натюрморт из предметов, различных по форме, материалу и цвету.
8
Практическая работа 42-46
Натюрморт из стеклянных предметов, различных по форме и цвету.
10
Самостоятельная работа студентов
Выполнение рефератов, презентаций по теме "цвет и фактура поверхности"
Выполнение творческих работ по теме "цвет и фактура поверхности"
12
Тема 2.5 Перспектива цвета.
Содержание учебного материала
Группы перспективы (воздушная, цветовая). Критерии восприятия цвета в перспективе. Способы выражения цвета в пространстве. Просмотр репродукций. Этапы работы по выполнению интерьерных этюдов с демонстрацией глубины пространства.
10+12с.р.
Практическая работа 47-51
Натюрморт из стеклянных предметов, различных по форме и цвету.
10
Самостоятельная работа студентов
Выполнение плакатов по теме "Цвет в перспективе"
12
Раздел 3 Цветовая гармония. Живопись гуашью.
32+14с.р.
Тема 3.1 Живописный натюрморт.
Содержание учебного материала
Особенности цветовой гармонии. Просмотр репродукций. Определение цветовых отношений. Живописное изображение натурной постановки. Особенности живописного решения отдельных предметов в зависимости от их материала и фактуры, от освещения и от окружающих предметов.
10+6с.р.
Цветовая гармония. ( теория)
2
1
Практическая работа 52-56
Живописное изображение натурной постановки.
8
Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческих живописных работ.
6
Тема 3.2 Декоративный натюрморт.
Содержание учебного материала
Специфика декоративного решения натюрморта. Степень стилизации предметов. Роль цвета. Просмотр репродукций. Последовательное выполнение декоративных натюрмортов с натуры и по представлению.
22+8с.р.
-
Практическая работа 57-61
Декоративное изображение натурной постановки.
10
Контрольная работа 1
Выполнение декоративного натюрморта с натуры.
12
Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческих работ по теме "Декоративная живопись"
8
Раздел4. Живописное решение фигуры человека
38+22с.р.
Тема 4.1.
Этюды головы живой модели .
Содержание учебного материала
Особенности передачи строения головы человека цветом. Передача общих цветовых отношений Последовательность выполнения живописного этюда головы человека
6+6с.р.
Живописное решение фигуры человека (теория)
2
1
Практическая работа62
Выполнение живописного этюда головы человека в одном из поворотов
2
Практическая работа63
Выполнение живописного этюда головы человека в головном уборе
2
Самостоятельная работа студентов
Живописные этюды головы человека в состоянии покоя и в одном из поворотов
6
Тема 4.2.
Декоративное решение головы живой модели
Содержание учебного материала
Особенности декоративного решения головы человека цветом.
Стилизованная условная форма выполнения декоративного портрета.
4+6с.р.
Практическая работа64-65
Выполнение портрета с натуры в стилизованной условной форме
4
Самостоятельная работа студентов
Живописный этюд головы человека.
6
Тема 4.3
Этюды обнажённой фигуры человека.
Содержание учебного материала
Передача строения и пластики формы обнажённой натуры .Многообразие цветового решения
10+4 с.р.
Практическая работа66-70
Выполнение различных по длительности (в течение двух- четырёх- шести часов) этюдов обнажённой фигуры человека
10
Самостоятельная работа студентов
Живописные этюды обнажённой фигуры человека
4
Тема 4.4.
Этюды фигуры человека в одежде.
Содержание учебного материала
Изображение фигуры человека в одежде средствами живописи. Влияние цвета одежды на цвет тела человека.
18+6 с.р.
Практическая работа71-73
Выполнение этюдов человека в одежде в различных поворотах.
6
Практическая работа74-76
Выполнение этюдов постановок из двух фигур в одежде. Композиционное построение двух фигур в одежде. Передача общего цветового строя постановки из двух фигур в одежде.
6
Практическая работа77-79
Выполнение этюдов постановок из двух- трёх мужских фигур в одежде. Построение многофигурной композиции. Передача общего цветового строя постановки.
6
Самостоятельная работа студентов
Выполнение этюдов из двух женских фигур в одежде в различных поворотах. Передача общего цветового строя постановки из двух фигур в одежде
Материал – акварель, гуашь. Решение – живописное.
6
Раздел 5.
Пейзажный этюд
10+8 с.р.
Тема 5.1
Пейзажный этюд
Содержание учебного материала
Разновидности пейзажа: парковый, городской, морской. Главное в пейзаже – передача освещения и пространства. Роль законов перспективы в передаче пространства. Изменение цвета в пространстве в зависимости от планов: переднего, среднего, дальнего. Роль колорита в пейзаже.
10+8с.р.
Пейзаж. (теория) Разновидности пейзажа: парковый, городской, морской. Главное в пейзаже – передача освещения и пространства. Роль законов перспективы в передаче пространства. Изменение цвета в пространстве в зависимости от планов: переднего, среднего, дальнего. Роль колорита в пейзаже.
2
Практическая работа80-81
Зарисовка отдельных мотивов природы: листьев, цветов, деревьев, отдельных цветков и других частей растений.
4
Практическая работа82-83
Выполнение пейзажного этюда на пленэре.
4
Самостоятельная работа студентов
Живописное выполнение пейзажного этюда
8
Раздел 6.
Декоративное решение фигуры человека в одежде
65+24с.р.
Тема 6.1.
Декоративное решение фигуры человека в одежде
с введением родственных цветов
Содержание учебного материала
Стилизованная трактовка фигуры человека в одежде. Композиционная роль цветовых пятен в декоративной работе. Решение формы в пространстве.
12+6 с.р.
Практическая работа84-86
Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением родственных цветов. Разработка нескольких форэскизов, выполнение одного из них в чистовом варианте.
6
Практическая работа87-89
Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением родственно-контрастных цветов
Разработка нескольких форэскизов, выполнение одного из них в чистовом варианте.
6
Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческих живописных работ
6
Тема 6.2.
Декоративное решение фигуры человека в одежде
с введением контрастных цветов
Содержание учебного материала
Разновидности декоративного решения фигуры человека в одежде. Стилизованная трактовка фигуры человека в одежде
12+6 с.р.
Практическая работа90-91
Выполнение обобщёнными цветовыми пятнами с наибольшей лаконичностью композиции фигуры человека в одежде. Использование контрастных цветов.
4
Практическая работа92-93
Декоративное решение фигуры человека в одежде с использованием цветового контраста. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Практическая работа94-95
Декоративное решение фигуры человека в одежде с использованием пастельных тонов. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческих живописных работ
6
Тема 6.3.
Декоративное решение композиции их двух фигур в одежде
Содержание учебного материала
Построение двухфигурной композиции. Передача общего строя постановки. Условная стилизованная трактовка фигур в одежде. Декоративное выражение формы одежды.
16+6 с.р.
Практическая работа96-97
Выполнение с натуры композиции из двух фигур в условно – стилизованной трактовке с использованием 2-3 родственных цветов. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Практическая работа 98-99
Выполнение с набросков и зарисовок композиции из двух фигур в одежде с акцентированием формы и цветового строя одежды, исключая чёрный цвет. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Практическая работа 100-101
Декоративное решение композиции из двух фигур в одежде с использованием народных мотивов. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Практическая работа102-103
Выполнение декоративно – орнаментальной композиции из двух фигур в одежде. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта.
4
Самостоятельная работа студентов
Выполнение творческих живописных работ
6
Тема 6.4.
Декоративное решение многофигурной композиции
Содержание учебного материала
Роль цветового пятна в достижении выразительности художественного образа. Значение цветового сочетания в декоративном решении композиции.
25+6 с.р.
Практическая работа104-105
Декоративное решение композиции из трёх фигур в одежде обобщёнными цветовыми пятнами с наибольшей лаконичностью. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта по одному из них..
4
Практическая работа106-107
Декоративное решение композиции из трёх фигур в одежде с использованием цветового контраста. Разработка нескольких форэскизов, выполнение чистового варианта по одному из них.
4
Практическая работа108-109
Декоративное решение композиции из трёх и более фигур в одежде с использованием четырёх и более хроматических цветов по мотивам творческого источника. Разработка форэскизов, выполнение по одному из них чистового варианта. Поиск оригинальных композиций в виде
4
Самостоятельная работа студентов
Декоративное решение многофигурной композиции с использованием нескольких цветов.
6
Контрольная работа№2
13
ИТОГО
375ч.(250+125с.р.)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета рисунка и живописи; мастерских; лабораторий _макетирования графических работ.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебно-методической документации (задания для выполнения практических
работ, методические указания для выполнения самостоятельной работы)
Технические средства обучения и программное обеспечение:
Персональный компьютер, мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1 Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 1981 – 238с.
2Уильям Ф. Пауэл. Цвет и как его использовать. Перевод с английского. М.: АСТ: Астрель, 2007 – 64с.
3Как рисовать натюрморт. Перевод с испанского. М.: АСТ: Астрель, 2004 – 32с.
4Как писать акварелью. Перевод с испанского. М.: АСТ: Астрель, 2005 – 32с.
5 Хэмптон А., Лоулин Д. Масляная живопись: шаг за шагом. Перевод с английского. М.: АСТ: Астрель, 2007 – 64с.
Дополнительные источники:
1 Порудоминский В. И. Счастливые встречи. М.: Малыш, 1989 – 79с.
2 Как нарисовать воду. Перевод с испанского. М.: АСТ: Астрель, 2007 – 32с.
3 Как нарисовать пейзаж. Перевод с испанского. М.: АСТ: Астрель, 2007 – 32с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
уметь:
- технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
- составлять хроматические цветовые ряды;
- распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
- анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
- анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе;
- выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи;
знать:
- природу и основные свойства цвета;
- теоретические основы работы с цветом;
- особенности психологии восприятия цвета и его символику;
- теоретические принципы гармонизации цветов в композициях;
- различные виды техники живописи;
- промежуточный контроль умений осуществляется в виде просмотра учебных и домашних творческих заданий по предмету;
- контрольные работы;
- самостоятельные творческие задания;
- просмотр экзаменациооных работ;
- устный опрос;
- терминологический опрос;
- тестовые задания;
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 115