Статья на тему Развитие познавательного интереса посредством создания ситуации успеха на уроках иностранного языка

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мария Ивановна Климкова
ГБОУ школа №217 Красносельского района
Интерес к учению появляется
только тогда, когда есть
вдохновение, рождающееся
от успеха.
В. А. Сухомлинский.
В каждом человеке заложено стремление к чему-то запредельному, определенные потребности, на основе которых развиваются интересы, а в частности, познавательные интересы. Ошибки в организации этого процесса приводят к непоправимым действиям (негативное отношение к школе и обучению в целом, девиантное и делинквентное поведение, грубость, цинизм) и связано это с тем, что удовлетворение своих интересов, и определенные ценности ребенок, не получив в семье и школе, начинает искать на стороне.
Познавательный интерес – важнейшее интегративное образование личности, высшая ступень побуждений. Он является обязательной направленностью полноценно развитой личности и имеет особенность, активизируя все психические процессы человека, побуждать личность к постоянному поиску преобразования действительности.
Значимым фактором развития познавательного интереса является ситуация успеха.
Создание ситуации успеха на уроках английского языка развитие познавательного интереса в области иностранного языка развитие умений детей эффективно общаться, используя английский, соответствующий их возрасту; развитие таких мыслительных навыков как проблемное мышление, память, синтез и анализ информации; развитие творчества, воображения, индивидуальности детей; повышение позитивного отношения обучающихся к их собственной и другим культурам, а также мотивации к дальнейшему обучению языку; развитие навыков обучающихся прогнозировать, оценивать свой собственный прогресс; развитие навыков межличностного общения и поведения в социуме.
В своей работе на протяжении трех лет я использую следующие способы создания ситуации успеха:
Способы создания ситуации успеха в процессе обучения английскому языку младших школьников и обучающихся среднего звена.


Название способа создания ситуации успеха
Содержание
Условия применения способа.
Этап урока, на котором наиболее уместно использование способа


Предполагаемый результат

1.
Применение индивидуальных эталонов
оценивания деятельности учащихся
(основан на идеях Ксензовой Г.Ю.)
«Анализ особенности ситуации и свое поведение в ней.
Разработка осторожных прогнозов
Порицание сильных школьников за ухудшение, похвала слабых за улучшение.
Поощрение за старания в процессе работы.
Частое использование индивидуальных, разных по сложности заданий» [1, С.5].

1. «Условия, раскрывающие нецелесообразность в определенных педагогических ситуациях, применение общепринятых эталонов:
-нецелесообразно применение общепринятых эталонов, когда ребенок в силу обстоятельств не способен соответствовать общепринятым требованиям группы;
- нецелесообразно применение общепринятых эталонов при оценке труда, когда ребенок только осваивает тот или иной вид работ.
2. Осмысленное оперирование учителем проверенными факторами, способствующими развитию школьников.
3. Сочетание индивидуальных и общественных эталонов оценивания» [1,С.6].
В течение всего урока, оптимально на этапе подведения
итогов, самоконтроля и самооценки и актуализации знаний.

Повышение мотивации достижения успеха у учащихся
, формирования положительного отношения к предмету,
учителю, школе, процессу обучения, развитие познавательного интереса.


2
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
1.Одобрение и похвала.

1. Хвалите учебные успехи школьника, а не его личные.
2. Хвалите сразу после достижения даже незначительного результата.
3. Говорите, что вы довольны достигнутым результатом, вам приятен его успех
В течение всего урока и в послеурочное время. Чаще на этапах самостоятельной работы, актуализации знаний, закрепления знаний, закрепления и повторения изученного материала.

Повышение мотивации
достижения успеха у учащихся,
формирования
положительного отношения к предмету, учителю,
школе, процессу обучения, развитие
познавательного интереса.




2.Вознаграждение свободным временем.
Максимальная объективность при выборе способа вознаграждения, уместность его на данном этапе (исследование и анализ интересов перед использованием способа; своевременность и обоснованность комплимента).

На этапе повторения или закрепления изученного материала, освобождение от домашнего задания.





3.Вознаграждение вниманием, интересом и взаимопониманием.

В течение урока, в послеурочное время.





4.Вознаграждение элементарными комплиментами






5. Применение негативных санкций.
«Хвали прилюдно, осуждай и обсуждай проблемы индивидуально».
После урока, либо после занятий.





6. Недопущение перегрузок учащихся, особенно старательных и усердных
Учет возрастных особенностей обучающихся и их возрастных возможностей.
В течение всего урока


3
Технология создания ситуации успеха на уроках английского языка в начальной школе и среднем звене

1. Этапы реализации технологии.
2. Задачи этапа.
3. Обратная связь и измерители.
4. Деятельность учителя, направленная на создание ситуации успеха
1. Соответствие набора и порядка этапов цели задачам и содержанию урока.
2. Логичность и последовательности этапов.
3. Возможность варьировать последовательность этапов урока
В течение всего урока.







4
Содержание процесса обучения, предполагающее создание ситуации успеха.

1. Проблемные задания.

Соответствие возрастным и психологическим особенностям
учащихся, научность, доступность и сложность заданий
На этапе изучения нового материала; целеполагания и мотивации деятельности учащихся





2. Возможность выбора заданий

Закрепление, повторение, проверка знаний (актуализация знаний)




3.Элементы игры, дидактические игры,
предполагающие ситуацию успеха.


Весь урок; на этапе закрепления, повторения, актуализации знаний, вход в урок (разминка).




4. Индивидуальные задания, опережающего характера.


Этап изучения нового материала; актуализация знаний.





5. Задания вида: « brainstorm («мозговой штурм»), crafts (a Christmas card)(работа учащихся с карандашами, бумагой, картоном и т.д.), (Рождественская открытка), jumbled text/sentence/word(текст/предложение/слово, в котором нарушен порядок слов), odd one out(удали лишнее слово), open ended activity (открытые задания), reconstruction(восстановление), role-play(ролевая игра)» [2, С. 176-178].

На этапе повторения, закрепления, изучения нового материала, актуализации знаний.






6. Совместное выставление отметок на уроках с объяснением, самооценивание обучающихся.

На этапе проверки домашнего задания, подведения итогов.





7. Проектная деятельность.
Соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся, научность, доступность и сложность заданий. Учет интересов и желаний обучающихся.
В конце изучения определённого раздела (темы).




8. Внеурочная деятельность по предмету (проектная, предметный театр “Our English Theater”)
Данная работа должна основываться на принципах добровольности и сотрудничества. Материал подбирается с учетом изученного материала, индивидуальных интересов каждого обучающегося и должен предполагать развитие творческих способностей обучающихся.
Во внеурочное время.


5
Единство внутренних и внешних стимулов (Ш.А. Амонашвили)[3, С.15].

Методические приемы, ориентированные на создание ситуации успеха каждому ученику.
1. Систематическое применение.
2. Соответствие учебной ситуации, содержанию урока и индивидуальным особенностям учащихся.

В течение всего урока и в послеурочное время.



Создание ситуации успеха на каждом уроке предполагает достижение следующих результатов:
- устойчивость интереса к предмету;
- повышение уровня познавательного интереса и как следствие этого успеваемости и качества знаний английского языка в начальных классах и среднем звене;
- снижение уровня негативного отношения к школе и процессу обучения в целом в среднем звене;
- явное нежелание учащихся заканчивать урок и предложения провести еще один;
- дети на уроки английского языка идут с радостью, без страха;
- у многих обучающихся английский язык один из самых любимых предметов в школе.
Переживание ситуации успеха особенно необходимо тем, кто сегодня сидит за школьной партой, учится организации деятельности, находится в режиме интенсивного развития, а завтра станет гарантом социально-экономического развития страны Неоднократно было подмечено, что обязательный и непременный успех рождает новый успех, окрыляет человека, стимулирует его к участию в более сложной деятельности, активизирует весь внутренний потенциал, чтобы вновь пережить это приятное чувство. Именно поэтому успех считается самым мощным источником интеллектуально-нравственного развития растущего человека, рождающим энергию для преодоления трудностей и желания настойчиво и упорно трудиться» [1, С.4].
Список используемой литературы:

Ксензова Г. Ю. Психологическое обеспечение ситуации успеха. – Тверь: Педагогическое общество России. 2003. – 63с.
Азарова С.И.. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 кл. общеобраз. учрежд. Первый год обучения. – Обнинск: Титул, 2005.- 224с.:ил.
Амонашвили Ш. А.. Размышление о гуманной педагогике. – М.: Просвещение. 1996. – 360с.
15