Создание ситуации успеха на уроках английского языка (методы, приёмы, способы учителя)
ПЕДСОВЕТ 01.11.2016г.
Создание ситуации успеха на уроках английского языка
(методы, приёмы, способы учителя)
Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Одним из важных факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка, является мотивация учащихся. В арсенале современного преподавателя имеется достаточно средств для формирования высокой мотивированости к изучению предмета. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности. Например, при обучении аудированию важно научить детей, во-первых, понимать высказывания собеседника в различных речевых ситуациях и, во-вторых, понимать содержание учебных и аутентичных текстов. В помощь учащимся предлагаю зрительные опоры, к которым относятся мимика и жесты говорящего, картинки, ключевые слова и словосочетания, имена собственные, план, заголовки, написанные на доске. Предъявляя текст для аудирования, я оцениваю предполагаемую трудность материала для конкретной аудитории и подбираю зрительные опоры исходя из этого (некоторым детям достаточно картинок, а в другом классе могут понадобиться ещё и ключевые слова). Перед прослушиванием диалога с использованием изобразительной наглядности задаю наводящие вопросы по картинке. Например: "Кто эти люди? Где они находятся? Как вы думаете, о чем они говорят?" Формулируя задание, важно учитывать принцип коммуникативной направленности: "Прослушайте диалог и скажите, какой фильм они обсуждают" При обучении говорению необходимо развивать умение осуществлять устное речевое общение в различных ситуациях, т.е. общаться в условиях непосредственного контакта, а также строить монологические высказывания на разные темы. Для успешного построения диалога учащимся предлагаю модель, образец, на который они должны ориентироваться, поставить коммуникативную задачу ("Выберите в спортивном магазине подарок для своего брата или сестры"), предлагаю наглядность, а возможно и реквизит, чтобы приблизить ситуацию к реальной. Необходимо мотивировать учащихся к более эмоциональным ответам, сопровождающимся мимикой, жестами. Такие диалоги интересны как отвечающим, так и слушающим. Ключевые и наиболее сложные фразы, использование которых уместно в данной речевой ситуации, пишу в помощь учащимся на доске. Полезно заучивание этих фраз наизусть с целью использовать их в других речевых ситуациях. При построении монологического высказывания использование наглядности также оправдано. Это могут быть картинки, в том числе сюжетные, план, ключевые слова. Содержание высказывания можно отразить на доске с помощью символов, в виде схемы, опираясь на которую ученик строит свою речь. При обучении письменной речи задача учителя - развивать умение письменно выражать свои мысли, использовать письмо в качестве средства общения. Соответственно, формулировка задания должна содержать побудительный мотив к построению письменного высказывания ("Поздравьте с ДР своего лучшего друга", "Как бы вы описали свой город жителю другой страны?"). На подготовительном этапе активизирую лексический и грамматический материал, необходимый для построения высказывания. С целью избежать возможных ошибок основные грамматические структуры представляю на доске или в таблице. Например, структуры there is/are при описании комнаты. Для некоторых заданий (различные виды писем) обязателен образец, также возможно составление плана высказывания, использование изобразительной наглядности (при описании жилища, города). Чтобы письменное высказывание получилось логичным, обучаю использованию связующих слов "сначала, затем, таким образом и др." При обучении чтению необходимо формировать две группы навыков: технические навыки чтения, которые формируются на начальном этапе обучения, и умения и навыки смысловой переработки информации. Непременным условием формирования технических навыков является знание алфавита и звукобуквенных соответствий. Целесообразно использовать упражнения на повторение за учителем слов, словосочетаний, предложений текста, одновременно фиксируя внимание учащихся на их графической форме. Полезно чтение вслух пословиц, стихов, скороговорок, выученных наизусть. Для успешного формирования технических навыков необходима регулярная практика, и хоровая работа здесь является незаменимой. Одновременно с тренировкой технических навыков развиваются и навыки ознакомительного, изучающего и поискового чтения. Для успешного обучения пониманию прочитанного можно порекомендовать использование изобразительной наглядности, предварительных вопросов по иллюстрациям, введение ключевых слов, таблиц или схем. Прослушивание аудиозаписи, например, репортажа или диалога на близкую тему, способно заинтересовать детей в чтении текста. При обучении различным видам чтения выбираю самые разнообразные упражнения, такие как расположить события в правильной последовательности или по степени важности, подобрать заголовок, составить схему, план, подобрать части текста к иллюстрациям, найти ответ на вопрос, довод в пользу заголовка и многие другие задания. В целом, чтение, как и любая другая форма речевого общения, требует постоянной практики. В заключение хотелось бы отметить, что описанные способы создания ситуации успеха не являются единственно возможными, и каждый педагог вправе использовать свои методы достижения высоких результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и группы в целом. Объединяет всех учителей общая цель - создать на уроке условия для успешного обучения каждого ребенка. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни.
Что касается уроков в начальной школе, наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, танцы, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.
– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.
– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.
Некоторые приемы работы на уроках английского языка.
Использование песен на изучаемом языке очень эффективно. Например, чтобы лучше запомнить формы глагола to be, можно с ребятами спеть песенку “ I am, He is”.
I Am, He Is.I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.
Песню можно использовать:
для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
с целью отработки звуков и интонации;
на этапах введения и закрепления грамматического материала;
при работе над аудированием.
Нравятся детям песенки “Jingle Bells” и “Animal Friends”.
Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.
Приведу примеры заданий.
Образуйте новое слово:
1) из названий двух предметов, представленных на рисунках, составится новое слово (bookshelf);
2) если над рисунком помещена какая-либо буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово (three);
3) если над рисунком обозначена зачеркнутая буква, ее надо исключить, а если рядом с зачеркнутой буквой помещена другая, то она заменяет зачеркнутую (big);
4) к букве (или буквам) присоединяется название предмета.
Получается новое слово (that);
5) если перед рисунком или цифрой изображена запятая, то первая буква в названии предмета или обозначении (словом) цифры исключается. Если запятая обозначена справа от рисунка, то не прочитывается последняя буква в названии предмета(in);
6) если изображены два предмета один в другом, то нужно помнить о предлоге in (wind, sing).
2. Прочитав, последовательно буквы на каждой ступеньке, вы узнаете новую английскую пословицу. Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать. (Every dog has his day – Будет и на нашей улице праздник).
3. Восстановите порядок слов вопросительного предложения, а затем ответьте на вопрос.Like you to do ask questions?(Do you like to ask questions?)
Постепенно дети сами начинают составлять такого рода задания. При этом они прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем, что очень важно.
Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки. Например, сказка “Утенок и цыпленок”.
Таким образом, необходимо применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха: упражнения игрового характера, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, занятия изобразительной деятельностью, инсценирование сказок.
Применяя все эти приемы, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать свободно и раскрепощено на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.
Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.