Рабочая программа факультатива Графический дизайн. 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Котиково
Вяземского муниципального района Хабаровского края

Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета Директор _______________
от «28» августа 2015 г. Протокол № 1 Е.В. Салиновская
приказ № 124 от «01 » сентября 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса в 8 классе
«Графический дизайн»



Разработчик:
Салиновская Елена Валерьевна
учитель информатики




2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc432105520" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc432105520 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc432105521" 14Актуальность курса 13 PAGEREF _Toc432105521 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc432105522" 14Цели и задачи изучения курса 13 PAGEREF _Toc432105522 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc432105523" 14ОБОСНОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 13 PAGEREF _Toc432105523 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc432105524" 14ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 13 PAGEREF _Toc432105524 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc432105525" 14Межпредметные связи 13 PAGEREF _Toc432105525 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc432105526" 14Образовательные результаты 13 PAGEREF _Toc432105526 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc432105527" 14КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА 13 PAGEREF _Toc432105527 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc432105528" 14СОДЕРЖАНИЕ учебного КУРСА 13 PAGEREF _Toc432105528 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc432105533" 14Структура деятельности 13 PAGEREF _Toc432105533 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc432105534" 14Применяемые технологии 13 PAGEREF _Toc432105534 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc432105535" 14Формы занятий 13 PAGEREF _Toc432105535 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc432105536" 14Примерный порядок изложения материала: 13 PAGEREF _Toc432105536 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc432105537" 14ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА: 13 PAGEREF _Toc432105537 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc432105538" 14УЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc432105538 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc432105539" 14ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 13 PAGEREF _Toc432105539 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc432105540" 14Список литературы для учителя: 13 PAGEREF _Toc432105540 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc432105541" 14Список литературы для учащихся: 13 PAGEREF _Toc432105541 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc432105542" 14Интернет ресурсы: 13 PAGEREF _Toc432105542 \h 14221515
15 Пояснительная записка
Актуальность курса
Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.
Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне - в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому очевидна необходимость изучения графических программ: растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.
Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.
Факультативный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информацией, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.
Факультативный курс «Графический дизайн» разработан на основе программы «Компьютерная графика» автора Залоговой Л.А. Проведена адаптация программы для 8 класса, с учетом перехода школ России на свободное программное обеспечение.
При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы Inkscape и Open Office.org Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа. В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.

Цели и задачи изучения курса

Цели курса: освоение учащимися базовых понятий и методов компьютерной графики, изучение свободно распространяемых графических программ, обеспечение глубокого понимания учащимися принципов построения и хранения изображений, профориентация учащихся.
Задачи курса:
Образовательные:
Формирование знаний об особенностях, достоинствах и недостатках растровой графики и векторной графики;
Ознакомление учащихся с методами описания цветов в компьютерной графике – цветовыми моделями;
Ознакомление учащихся со способами получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
Ознакомление учащихся со способами хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;
Ознакомление учащихся с методами сжатия графических файлов;
Ознакомление учащихся с проблемами преобразования графических файлов;
Ознакомление учащихся с назначением и функциями различных графических программ;
Сформировать умения учащихся:
Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:
Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);
Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;
Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;
Работать с контурами объектов;
Создавать рисунки из кривых;
Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;
Получать объемные изображения;
Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);
Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;
Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp, Photoshop), а именно:
Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);
Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
Сохранять выделенные области для последующего использования;
Монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
Применять к тексту различные эффекты;
Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;
Ретушировать фотографии;
Выполнять обмен файлами между графическими программами;
Создавать анимированные картинки с помощью Gimp, Photoshop;
Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
Выполнять обмен графическими данными между различными программами
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда;

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;

ОБОСНОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Курс «Графический дизайн» - факультативный курс для учащихся 8 класса. Курс рассчитан на 34 учебных часа (один час в неделю, один год обучения).
Основное внимание в факультативном курсе ««Графический дизайн» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области обработки изображений и вёрстки документов. Например, ретушировать фотографии, делать фотомонтажи, выполнять цветокоррекцию и другую предпечатную подготовку. Главная особенность данного курса заключается в том, что учащиеся научатся решать почти все распространённые базовые задачи, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру, специалисту по рекламе.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
При составлении программы курса «Графический дизайн» за основу взята программа элективного курса «Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по «Компьютерной графике» можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ. Возможно использование ОС Windows и ОС Linux.
Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.
Принципы построения факультативного курса «Графический дизайн»:
модульность;
практическая направленность;
дифференцированный подход к обучению;
использование новых технологий в обучении.
Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность обучения. Учебные модули направлены на:
углублённое изучение информатики;
реализацию межпредметных связей;
удовлетворение познавательных интересов;
организацию учебной практики, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Формирование содержания курса в соответствии с вышесказанным удовлетворяет следующим требованиям:
соответствие социальному заказу общества;
соответствие потребностям учащихся;
соответствие критериям отбора содержания образования (практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Процесс обучения протекает под руководством учителя путем использования философии «взаимодействия», «сотрудничества» и «рефлексивного управления». Задачей педагога является управление активной и сознательной познавательной деятельностью обучающихся. Педагог ставит перед обучающимися цели, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли обучающихся по пути познания на соответствующих этапах: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов.
Учитель может выбрать для каждого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (уровень сложности); дать индивидуальное задание на урок и домашнее задание, предложить работу с модульной частью электронного пособия (изучение нового материала, упражнения, контроль и т.п.); предложить самостоятельное освоение темы по электронному учебному пособию; применить диагностические и контролирующие материалы, имеющиеся на электронном носителе или разработанные учителем, что позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся; вести мониторинг успеваемости, выполнения домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассных занятиях; использовать игровые и занимательные программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.
Деятельностный компонент системы складывается из методов, форм, приёмов организации деятельности учащихся, основой которой является самостоятельная и проектная деятельность.
Большинство заданий выполняется самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На обобщающих этапах обучения учащиеся объединяются в группы, используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается защитой.
Проектная деятельность, становясь ведущей, вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. При этом работа в группах позволяет формировать коммуникативные компетентности учащихся, а именно расширять и углублять практические навыки и умения: аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища, терпимость друг к другу.
Основной тип занятий практикум. Большинство заданий курса выполняется самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (модуль). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит демонстрацию слайдов мультимедийной презентации или саму программу и готовые работы в ней выполненные.
Теоретическая цель факультативного курса тесно связывается с практикой. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта графического файла.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг в конечном итоге переходит в комплексную самостоятельную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.
В ходе обучения проводятся краткие самостоятельные работы или промежуточное тестирование по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных мероприятий способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы, на активацию учебно-познавательной деятельности. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Занятия проходят в компьютерном классе школы, имеющем соответствующее материально-техническое оснащение.
Реализовать программу сможет учитель информатики, владеющий теоретическими и практическими сведениями по предложенной программе.

Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса «Графический дизайн», учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.
Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

Образовательные результаты
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики и векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в растровом графическом редакторе (Gimp, Photoshop):
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.);
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования;
монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
применять к тексту различные эффекты;
выполнять тоновую коррекцию фотографий;
выполнять цветовую коррекцию фотографий;
ретушировать фотографии;
Создавать и редактировать анимированные изображения в программе Gimp, Photoshop;
В векторных редакторах Inkscape и Open Office.org Draw
Настраивать интерфейс программы
Создавать, упорядочивать и редактировать объекты;
Пользоваться вспомогательными средствами. Такими как: направляющие, сетка, прилипание;
Формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
Применять различные графические эффекты;
Закрашивать рисунки;
Работать с текстом;
Работать с растровыми изображениями;
Самостоятельно создавать иллюстрации и дизайн-макеты.
Выполнять обмен файлами между графическими программами.
В результате обучения учащиеся получают опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
защитить реферат, доклад;
представить свои разработки визиток, реклам, открыток;
представить реставрированные и обработанные фотографии;
представить коллажи;
представить мультимедиа-презентацию;
представить созданные изображения на Web-странице;
оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программах Gimp, Photoshop, Inkscape, Open Office.org Draw.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Мониторинг результатов деятельности учащихся – осуществляется путем проведения учебных занятий в форме защиты проектов, участие школьников с докладами на школьных и районных конференциях НОУ, на участие в турнирах, олимпиадах.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
промежуточное тестирование учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Итоговая оценка результатов изучения факультативного курса осуществляется по результатам защиты зачетной работы ученика. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.  Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические задания по следующей примерной схеме:
«2» - менее 30% от общей суммы баллов;
«3» - от 30 до 59% от общей суммы баллов;
«4» - от 60 до 79% от общей суммы баллов;
«5» - от 80% до 100% от общей суммы баллов.
Кроме этого в качестве бонуса могут засчитываться удачно выполненные творческие проекты. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Оценка результативности реализации программы курса осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены количественными параметрами.

Мотивирующий контроль
Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений (анкета 1);

·Понимания предстоящей деятельности;
Выявление потребностей и интересов (анкета 2).

Анкета 1. Знания и умения учащихся
№ п/п
Критерии
Оценка критерий



«2»
«3»
«4»
«5»

1
Как вы оцениваете свою общеобразовательную подготовку





2
Оцените уровень вашего владения компьютером





3
Оцените уровень Ваших знаний и умений в области создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;





4
Оцените уровень вашей подготовки в области компьютерной графики





5
Оцените уровень Ваших знаний и умений в области проектной деятельности





6
Оцените уровень вашей подготовки в области коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;





7
Оцените уровень вашей подготовки в области эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;





8
Оцените уровень вашей подготовки в области эффективной организации индивидуального информационного пространства;






Анкета 2. Потребности и интересы учащихся
№ п/п
Вопросы
Ответы учащихся

1
Почему ты выбрал занятия по программе курса?


2
Что ты ожидаешь от предложенной программы курса?


3
Какие разделы, темы занятий тебе больше всего интересны и почему?


4
Какие разделы и темы занятий ты бы заменил на более интересующие тебя и почему?


5
Считаешь ли ты, что программа занятий по курсу поможет тебе не только овладеть специальными знаниями в области компьютерной графики, но и поможет лучше овладевать знаниями в учебном процессе?


6
Повлияет ли твои занятия по программе курса на твои отношения со сверстниками и как?



Таблица 1. Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующий контроль
№ п/п
Фамилия и имя
Критерии контроля



Базовый опыт
Начальные знания и навыки
Наличие ошибочных представлений у учащихся
Интересы к изучению нового материала

1








Формирующий контроль

Таблица 2. Контроль учеников в процессе занятий курса
№ п/п
Фамилия и имя
Активность
Взаимодействие
в группе
Сформированность понимания

1





2






Таблица 3. Самооценка отчетности учащихся во время прохождения курса.
(Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Он может быть изменен и использован учащимися или учителями для обеспечения обратной связи. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)


1
2
3
4

Активное обучение
Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы.
Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы.
Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы.
Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы.

Отношение
Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками.
Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями.
Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса.
Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма.

Участие
Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения.
Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения.
Иногда я вношу свой вклад в обсуждение.
Я участвую только, если меня об этом просят.

Итоговый контроль
Возможность представления своего результата (таблица 3);
Итоговая таблица результатов курса (таблица 4);
Формирование готовности аргументировано защищать свою позицию.

Таблица 4. Критерии оценивания презентаций учащихся при защите проекта
Критерии
Оценка критерий


«3»
«4»
«5»

Содержание
Не раскрыта и не ясна тема. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Отсутствует творческий подход к изложению темы
Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал. Наблюдаются некоторые элементы творчества.
Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы. Тема раскрыта творчески, интересно.

Корректность текста
Информация дана неточно. Информация частично изложена. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Достаточно точная информация. Небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Данная информация кратка и ясна. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Дизайн презентации
Оформление презентации противоречит ее содержанию. Изображения в презентации мешают восприятию текста, не соответствуют содержанию
Использованы некоторые эффекты и фоны. Оформление не противоречит содержанию. Изображения в презентации редко не соответствует содержанию.
Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. Оформление полностью соответствует содержанию. Изображения привлекательны, интересны, не накладываются на тест, соответствуют содержанию.

Коллективная работа
Не спланирована работа в группе. Несколько членов в группе отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвуют, но продуктивность деятельности очень разнообразна.
Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.
Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

СОДЕРЖАНИЕ учебного КУРСА
Модуль 1. Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.
Основные виды графики.
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики.Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
Цвет в компьютерной графике
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон Насыщенность Яркость).
Векторные и растровые форматы.
Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Модуль 2. Растровый графический редактор Gimp
Знакомство с Gimp.
Знакомство с редактором. Тип лицензии. История создания и назначение редактора. Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения). Инструменты цвета.
Инструменты и диалоги.
Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения. Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.
Текст
Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.
Инструмент Штамп
Инструменты Штамп и Штамп с перспективой. Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей
Работа со слоями
Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.
Рисование геометрических фигур
Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном). Рисование объемных фигур.
Работа с изображением. Фильтры.
Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.
Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.
Анимация в Gimp.
Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.
Творческий проект
Модуль 3. Растровый графический редактор Photoshop
1.1.Введение в программу Adobe PhotoShop
Рабочее окно программы Adobe PhotoShop. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
1.2.Выделение областей
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.
1.3. Маски и каналы
Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.
1.4. Коллаж. Основы работы со слоями
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
1.5.Рисование и раскрашивание
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
1.6.Тоновая коррекция
Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.
1.7.Цветовая коррекция
Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.
1.8.Ретуширование фотографий
Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.
1.9.Работа с контурами
Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования
Модуль 4. Векторный графический редактор Inkscape
Интерфейс программы Inkscape
Знакомство с интерфейсом. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).
Основы работы с объектами.
Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.
Закраска рисунков.
Однородные (плоский цвет) заливки. Градиентные заливки
Вспомогательные режимы работы.
Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура).Вспомогательные режимы работы.
Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
Методы упорядочения и объединения объектов.
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами.
Работа с текстом.
Создание текстового объекта. Кернинг. Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок.
Модуль 5. Разработка и защита итогового проекта
Разработка и защита итогового творческого проекта. (Три графические работы, выполненные в программах, изученных в течение курса).

Структура деятельности
Применяемые технологии
Основной технологией обучения в элективном курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени.  Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Формы занятий
Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое  занятие начинается с  мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.
Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).
Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.
Примерный порядок изложения материала:
Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
Упражнения для самостоятельного выполнения.
Проекты для самостоятельного выполнения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА:
Персональный компьютер с процессором не ниже 1,2 ГГц и 256 Мб оперативной памяти с установленной операционной системой Linux или Windows.
Цифровой фотоаппарат.
Сканер.
Выход в Интернет (желателен, но не обязателен)
Графические редакторы Gimp, Photoshop, Inkscape, Open Office.org Draw.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план(8 класс, 34 часа, 1 час в неделю в течение 1 года)
Сокращения: л – лекция, т – тестирование, п- практика, СР – задания, которые выносятся для работы дома

Наименование модулей
Всего, час
В том числе
Форма контроля




лекция
практика
тестирование


1.
Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.
2
1
0,5
0,5
тестирование

2.
Растровый графический редактор Gimp
10
1
8
1
тестирование защита проекта

3
Растровый графический редактор Photoshop
10
1
8
1
тестирование защита проекта

4
Векторный графический редактор Inkscape
10
1
9
0
защита проекта

5
Итоговая работа
2
0
2
0
защита проекта

Итого:
34
4
27,5
2,5


Учебно-тематическое планирование курса

Наименование модулей. тем
Контроль
Часы
Дата

1.
Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

2


1
Основные виды графики. (Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.) Цвет в компьютерной графике (Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон Насыщенность Яркость)).
пт
1


2
Векторные и растровые форматы. (Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой). Тестирование по теме «Введение в компьютерную графику»
тестирование
1


2.
Растровый графический редактор Gimp
Тестирование, проект
10



Знакомство с редактором. Тип лицензии. История создания и назначение редактора.
л
1



Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения). Инструменты цвета. Практическая работа «Основы работы с объектами».
п
1



Инструменты и диалоги Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения. Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. Практическая работа «Создание простейших рисунков»
п
1



Текст Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. Практическая работа «Созда ние текстовой рекламы»
п
1



Инструмент штамп Инструменты Штамп. Штамп с перспективой Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей Практическая работа «Редактирование изображений»
п
1



Работа со слоями Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. Практическая работа «Самолет в полете»
п
1



Работа со слоями Практическая работа «Работа со слоями в Gimp. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из разных изображений»
СР
-
ДЗ


Работа со слоями Практическая работа «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»
СР

ДЗ


Рисование геометрических фигур Рисование геометрических фигур (Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном). Рисование объемных фигур.
п
1



Работа с изображением. Фильтры Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры. Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.
п
1



Анимация в Gimp Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст. Практическая работа «Анимация созревания земляники»
п
1



Контрольное тестирование по теме
тест
1


3
Введение в программу Adobe PhotoShop
Тестирование, проект
10



Рабочее окно программы Adobe PhotoShop. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
л
1



Выделение областей Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения
п




Маски и каналы Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.
п




Коллаж. Основы работы со слоями Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
п




Рисование и раскрашивание Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
п




Тоновая коррекция Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.
п




Цветовая коррекция Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.
п




Ретуширование фотографий Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.
п




Работа с контурами Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
п




Контрольное тестирование по теме
т
1


4
Векторный графический редактор Inkscape

10



Интерфейс программы Inkscape Знакомство с интерфейсом. (Рабочее окно программы Inkscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния).
т
1



Основы работы с объектами Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль. Практическая работа «Основы работы с объектами» Практическая работа «Создание простейших рисунков из примитивов (Поздравление, объявление, визитка)»»
п
1



Закраска рисунков Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки Практическая работа «Создать иллюстрацию «Закат солнца» Практическая работа «Работа с контурами»
п
1



Вспомогательные режимы работы Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). Вспомогательные режимы работы. Практическая работа  «Создать иллюстрацию «Домик в деревне»
п
1



Создание рисунков из кривых Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых. Практическая работа «Создание рисунка из кривых».
п
1



Создание рисунков из кривых Редактирование кривых.Практическая работа «Рисование нитью»
п
1



Методы упорядочения и объединения объектов Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами Практическая работа «Орнамент»
п
1



Творческая практическая работа «Календарь», «Рекламный плакат»,  «Нарды», «Торт» и др
п
1



Работа с текстом Практическая работа «Создание текстового объекта Кернинг. Расположение текста вдоль кривой. Заверстывание текста в блок».
п
1



Работа с текстом Практическая работа «Создание буклета о школе»
п
1



Итоговый проект
п
2



Разработка и защита итогового творческого проекта. (Три графические работы выполненные в программах, изученных в течение курса).
П




Итого

34



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Список литературы для учителя:
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
Список литературы для учащихся:
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов  и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;
Онлайн учебник по курсу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Методическая копилка учителя информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Википедия – свободная энциклопедия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информатика на пять
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Cвободный пакет офисных приложений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - GIMP (Гимп) растровый графический редактор
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Inkscape Векторный графический редактор
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Программа может служить отличной заменой стандартному графическому редактору Paint.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Видеоуроки Gimp Кольцова М. П. с сайта Открытого педагогического сообщества [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] про Gimp
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –уроки Gimp и Inkscape.
 Критерий оценивания, если учащиеся готовят презентацию в группе.









13PAGE 15


13PAGE 142215


















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415