ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тольятти




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.





Из опыта работы учителя начальных классов
Ивановой Александры Михайловны














Современное человечество живёт в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду. Глобальные проблемы, несущие угрозу жизни на Земле вызвали необходимость экологического образования, начиная с младшего школьного возраста. Задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребёнка экологической культуры. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В младших классах начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Поэтому задача каждого учителя начальных классов – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать, разумно использовать её.
Работая по программе «Школа России», я веду уроки окружающего мира по учебникам А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Учебный курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. В пояснительной записке к программе указывается на особую остроту экологических проблем в России, поскольку наша страна решает сложные задачи экономического развития в условиях крайнего дефициты экологической культуры в обществе. По программе в третьем классе дети знакомятся с темой «Экологическая безопасность», где рассматривается вопрос, как защититься от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. На мой взгляд, количество отведённых часов и материала учебника недостаточно. Поэтому я прививаю навыки экологической культуры своим ученикам во внеурочное время и в ходе проектной деятельности. Для выполнения проектной деятельности в нашей школе в расписание отводится один час в неделю.
К проектной деятельности своих учеников я приобщаю с первого класса. При организации работы над проектом стараюсь проявлять особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам свои знания и умения, а направить их к нужному источнику информации. Моя задача как педагога – научить детей работать самостоятельно, создать максимальные условия для активности школьника.
Как пример хочу привести проектную работу учащихся 3-го класса.
Идея создания данного проекта возникла в результате экскурсии в близлежащий к школе лес. Экскурсия проходила осенью. Дети собрали природный материал для поделок, провели наблюдения за муравейником, за окраской листьев различных деревьев и, к сожалению, не обошлось без курьёзов. На поляне, где ребята хотели поиграть, они обнаружили следы пребывания человека - банки, бутылки, бумагу и т.д. И тогда, может быть впервые в жизни, задумались над своим поведением и поступками других людей. Вместе с родителями ребята собрали разбросанный мусор в пакеты и вынесли их из леса. На следующий день, после недолгих обсуждений увиденного на экскурсии, было единодушно принято решение начать работу над проектом «Земля – наш общий дом»
Работа состояла из следующих этапов:
Первый этап проекта
Работа над проектом началась с поиска материала. Так как тема интересная и многогранная, мы решили разбить её на маленькие подтемы:
многообразие растительного мира леса;
многообразие животного мира;
лекарственные и ядовитые растения;
жалобы природы;
страницы Красной книги.
Весь класс разделился на пять групп, причём формированием групп занимались сами ребята, учитывая интересы.
Второй этап
Распределение обязанностей. В каждой группе был выбран координатор, исследователи, журналисты, дизайнеры-оформители. С помощью учителя был составлен план, по которому группа собирает информацию и намечены сроки исполнения.
Третий этап
Обговорили форму представления проекта.
Четвёртый этап
Самостоятельная работа групп:
Поиск и сбор информации;
Оформление собранного материала;
Создание презентаций с использованием ИКТ (на данном этапе к детям подключились учителя информатики и родители);
Создание буклета
Пятый этап
Завершение работы над темой. Каждая группа представляла свою тему. Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, чтением стихов, демонстрацией подобранной литературы, сценками и исполнением песен.
Итог работы: Весь собранный материал был оформлен в папки. Состоялось обсуждение итогов работы со всеми участниками. Было принято решение объединить материалы всех групп в один большой проект, дополнить его и показать защиту на V школьной научно-практической конференции, к 22 апрелю Дню Земли провести акцию «Подумай о последствии своего поведения в природе», в рекреациях школы и в микрорайоне распространить листовки «Экологическая памятка школьника»
26 апреля в концертном зале школы на V школьной научно-практической конференции в праздничной обстановке дети представили презентацию долгосрочного творческого проекта. В зале присутствовали родители, учителя предметники, учащиеся других классов.
Тема проекта: «Земля – наш общий дом»
Творческое название проекта: «Войди в природу другом»
Основополагающий вопрос: «Как могут люди и природа успешно существовать вместе?»
Проблема: недостаточный уровень экологической культуры в обществе.
Цель создания проекта: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
исследовать влияние хозяйственной деятельности людей на качество окружающей среды;
научить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
выработать потребность общения с природой;
воспитать привычку заботиться о природе и её обитателях.
Результат работы над проектом:
сборник лекарственных растений нашей местности;
электронные презентации «Жалобы природы» и показ их в 1-3 классах; «Они жили на Земле»
викторины: «О лесе и его обитателях», «По страницам Красной книги»,
буклеты – памятки «Правила поведения в природе»;
газеты «Лесные обитатели»;
создание мини-спектаклей и выступление агитбригады в 1-3 классах;
заочное знакомство с первоцветами, показ электронной презентации в 1-3 классах;
листовки «Экологическая памятка школьника»;
акция «Подумай о последствиях своего поведения в природе»
сценарий выступления на школьной конференции;
электронная презентация проекта;
выпущен диск с детскими презентациями.
В ходе работы над проектом третьеклассники заметно расширили свои экологические знания о многообразии природного мира.
Работа над данным проектом позволила ребятам развивать коммуникативную, информационную, технологическую компетентности.
Литература:
Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в
начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2002
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки; экология для малышей. М.; «Прометей», Книголюб, 2002







15