Выступление на постоянно действующем семинаре учителей английского языка. Тема: Технологии и методики построения современного урока иностранного языка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Выступление на постоянно действующем семинаре учителей английского языка Ржевского образовательного округа 06.02.2015
Тема: Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
(из опыта работы)
Подготовила учитель английского языка
МБОУ «Ржевская СОШ»
Станковская Алла Ивановна
2015
Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
Урок в современной российской школе – это основная организационная форма обучения. На уроке решаются конкретные практические, образовательные, развивающие и воспитательные задачи, обеспечивающие достижение конечных целей. Урок иностранного языка, в отличие от уроков по другим школьным дисциплинам, выступает не как самостоятельная единица процесса обучения, а как составляющая цикла (Unit), что обеспечивает последовательное и «наращиваемое» изучение материала с усложнением его год от года. Специфика урока иностранного языка определяется как самим содержанием предмета, так и практической направленностью обучения. Особенность такого урока ещё и в том, что иностранный язык является здесь не только целью, но и средством обучения. Основу для урока, в том числе иностранного языка, составляет его методическое содержание – совокупность научных положений, определяющих структуру урока и приёмы работы.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранного и второго иностранного языка БГПУ им. М.Акмуллы, опираясь на опыт Пассова Е.И., выделяет следующие психолого-педагогические и методические требования к современному уроку иностранного языка: коммуникативность, индивидуализацию процесса обучения, речевую направленность заданий, ситуативность обучения и новизну.
Коммуникативность
Поскольку главная цель обучения иностранному языку – сформировать и развить способность обучающихся к коммуникации, учить этому надо в условиях общения. Тогда учащийся сможет на основе сформированных умений и навыков перенести приобретённый опыт речевой деятельности в реальные условия.
Индивидуализация
В процессе обучения речевой деятельности нельзя не учитывать индивидуальные особенности личности ученика, поскольку не бывает безликой речи. В изучении особенностей интересов, характеров, взаимоотношений, мотивации учеников большую роль могло бы сыграть составление методической характеристики класса. Например, интроверт может испытывать у доски трудности при выполнении задания «ответить на вопросы одноклассников», вряд ли сложится успешно парная работа учащихся, которые испытывают неприязнь друг к другу, попадёт в стрессовую ситуацию ребёнок из неполной семьи, если ему надо будет публично рассказать о своём праздновании Дня отца или Дня матери, и т.д. Индивидуализированные задания лучше давать для выполнения дома. Тогда во время речевой подготовки на следующем уроке учащемуся будет интересно изложить подготовленный материал, а его одноклассникам – услышать и воспринять его. Это могут быть небольшие рассказы-«визитные карточки» о себе, о своих увлечениях и предпочтениях, о питомцах и др. Такие рассказы можно увязать с темой цикла и предлагать учащимся выступить с ними поочерёдно на каждом уроке. Таким образом, будет отрабатываться тематическая лексика, формироваться навык монологической речи и аудирования с целью понимания основного содержания рассказа или с целью извлечения информации. Можно попросить класс задать уточняющие вопросы рассказчику, и речевая подготовка превратится в элементарный диалог. Индивидуализировать можно и чтение, предложив ученикам с разными уровнями подготовки разные виды чтения одного и того же текста или разноуровневые задания к прочитанному тексту, или разные по сложности тексты в рамках единой тематики. Проще всего индивидуализировать задания по письму, поскольку большинство учащихся, при подготовке заданий по развитию речи, сначала пишет для себя мини-тексты или опорные предложения. Индивидуализация заданий помогает учащимся избежать неприятных в психо-эмоциональном отношении ситуаций на уроке, способствует формированию ощущения успешности, а значит, стимулирует учебную деятельность каждого ученика.
Речевая направленность
На каждом уроке иностранного языка учитель нацеливает ученика на решение каких-то конкретных задач, и все они должны обеспечивать практическую ориентацию урока – иметь речевую направленность.
Практической речевой деятельности посвящается почти всё время урока. Но даже если все упражнения имеют речевой характер, это не означает, что при выполнении учениками речевых действий будет достигнута эффективность обучения. Речевая направленность предполагает мотивированность высказывания. Ученик будет успешнее, если он не просто заучит и воспроизведёт набор предложений на заданную тему, а свяжет своё высказывание с личным опытом или переживаниями. Например, задание «расскажи, какие продукты можно купить в бакалейной лавке» лучше заменить заданием «расскажи, как и когда ты делал покупки в бакалейной лавке». Или вместо сообщения «Занятия детей в зимние/летние каникулы» лучше предложить ученику рассказать о том, что ему больше всего понравилось/не понравилось делать во время прошедших каникул. Учителю также следует избегать на уроках фраз, которые не встречаются в реальном общении, и учить детей использовать в речи синтаксические единицы, имеющие коммуникативную ценность. Активизировать речевую деятельность учащихся на иностранном языке – задача не из лёгких, потому что большинство детей не имеют осознанной потребности выучить иностранный язык для общения на нём. Отсюда вытекает необходимость реализации следующего требования к уроку иностранного языка - обеспечить ситуативность обучения.
Ситуативность
Добиться высокой продуктивности речевой деятельности на уроке можно в том случае, если всё произносимое каким-либо образом касается взаимоотношений и личностей всех участников общения. При этом не обязательно опираться на события из личной жизни учащихся. Дети, как правило, охотно включаются в игру и воображаемую ситуацию. Более того, они с удовольствием демонстрируют свои актёрские качества, раскрепощаются, обретают позитивный настрой, когда им предлагают, к примеру, поучаствовать в ролевой игре. Взаимоотношения участников действа побуждают их к речевым поступкам: выражению согласия или опровержения, порицания или сочувствия, высказыванию просьбы, совета, запрета и проч., то есть стимулируют говорение.
Новизна
Интенсивное заучивание и воспроизведение речевого материала не всегда оправданно, поскольку не способствует формированию умения общаться на иностранном языке в реальных условиях. Эффективность урока достигается в том случае, когда подлежащий запоминанию материал усваивается непроизвольно. И здесь на первый план выходит принцип новизны, суть которого в вариативности речевых ситуаций. Новизна не предполагает калейдоскопичности элементов учебного процесса, она должна быть дозированной. Например, можно изменить речевую задачу, предложить общение с другим собеседником или изменить количество собеседников, добавить события, меняющие взаимоотношения собеседников, построить общение на эвристической основе и т.д. Если на одном уроке дети рассказывали о том, какие подарки они будут дарить своим родным на какой-либо праздник, то на другом уроке можно поговорить, как они покупали эти подарки, обыграв ситуацию «В магазине подарков», а на следующем уроке инсценировать вручение подарков. Или сначала спланировать туристическую поездку, обосновав свой выбор, затем рассказать о приготовлениях к поездке, затем обыграть ситуацию общения с гидом, и завершить цикл компьютерной презентацией достопримечательностей и высказыванием впечатлений.
Структура урока и его организация
В методической литературе обычно в качестве опорной предлагают следующую структуру урока: начало, центральная часть и завершение. Но для детализации этапов и конкретизации задач, реализуемых на уроке в целом и на каждом его этапе в отдельности, вероятно, следует сделать структуру более дробной.
Планируя урок (Development), можно в его начале выделить приветственный и организационный момент, речевую подготовку к деятельности на иностранном языке (Greetings and Warming-up Activities).
Вторую часть урока, также подготовительную, желательно посвятить целеполаганию и мотивации учащихся к речевой деятельности по теме урока (Getting-to-Know Situations). Здесь следует также рассказать учащимся, какие задания им предлагается выполнить, чтобы они имели чёткое представление о том, чем им предстоит заниматься на уроке. Необходимо записать на доске тему урока (Title, Topics), можно указать перечень упражнений с указанием вида речевой деятельности для каждого задания (Activities for Today) и по ходу урока делать отметки о выполнении заданий, чтобы учащиеся могли отслеживать результативность своей работы.
Не всегда оправдано осуществление проверки домашнего задания перед главной частью урока. Оно логично, если содержание домашнего задания напрямую не связано с темой данного урока, но если учитель запланировал сначала провести ситуативную беседу по теме цикла и письменную работу, а затем выполнение упражнений по тексту, прочитанному учениками дома, очевидна необходимость контроля домашнего задания непосредственно перед этими упражнениями.
Главная часть урока на начальном этапе обучения также может быть раздроблена на взаимосвязанные фрагменты с целью решения нескольких задач, обеспечения динамичности процесса обучения и профилактики утомляемости младших школьников. В средних и, преимущественно, старших классах желательно соблюдать целостность основной части c целью основательного погружения в тему урока (“Diving”).
Традиционно выделяют следующие виды деятельности в главной части урока: work with a dialogue, controlled practice, group-work practice, developing a topic, work with a picture, free/guided production, dramatization and role-playing, listening comprehension, intensive/extensive reading. Эти наиболее типичные виды деятельности предполагают выполнение комплекса шагов к достижению цели урока. Знание их позволяет учителю сократить время на составление технологической карты урока.
Четвёртый этап урока (Rounding-off), когда ученики устали, можно отвести на игровую деятельность, разучивание или повторение стихов, песен на иностранном языке, разгадыванию кроссвордов и т.п.
Последний, но важный этап урока (Summary of the Lesson) – подведение итогов, анализ продуктивности работы всего класса на уроке, самоанализ деятельности каждого ученика (My Strengths and Weaknesses). Здесь же возможно короткое сообщение о последующем уроке (Brief Reference Ahead to the Next Lesson) – оно особенно важно, если учитель планирует какой-нибудь интересный, любимый детьми вид работы, так как вызывает приятные ожидания и позитивный настрой у учеников. На завершающем этапе урока учитель также обычно диктует и объясняет домашнее задание. Однако это можно сделать и на любом другом этапе работы, если этого требует логика урока.
Знание современных технологий и методик построения урока иностранного языка, изучение положительного опыта российских учителей и зарубежных коллег позволяет добиться хороших результатов в процессе обучения школьников иностранным языкам.
Источники:
Технологии и методики обучения иностранному языку: учеб. пособие для студентов направления «Филологическое образование». Часть I. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.
http://ppt4web.ru/Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=34255http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12385