«Психолого-педагогические основы фасилитативного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе»
Педсовет на тему:«Психолого-педагогические основы фасилитативного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе» Фасилитация – от английского – помогать, облегчать, способствовать.Различается два типа образования (по К.Роджерсу):1 тип – является принудительным, чрезмерно интелектуализованным, оцениваемым и регулируемым извне, направленным на усвоение знаний.2 тип – свободное и самостоятельно инициируемое и оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного роста. Основу педагогической позиции учителя-фасилитатора составляет система личностных установок, реализующихся в процессе межличностных отношений – учитель – ученик. Первая установка – это открытость, подлинность, конгруэнтное самовыражение в общении (предусматривается открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность свободно и открыто выражать и транслировать их учащимся). Вторая установка – «безусловное позитивное принятие», «доверие»- представляет собой личностную уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся, принятие их целостно, а необусловлено. Третья установка – «эмпатическое понимание» - это способность учителя видеть внутренний мир и поведение каждого учащегося с его внутренней позицией, как бы его глазами. Принципы деятельности учителя по выстраиванию фасилитативного взаимодействия с учащимися:(Принцип – от латинского - основа, начало) 1 - основное исходящее положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности;2 – внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющее нормы поведения. Принцип субъектной активности означает неуклонное содействие учителя развитию способности ребенка быть субъектом собственных отношений, поведения, деятельности и всей жизни. Принцип эмоционального баланса Положительные эмоции стимулируют активность и развитие, а негативные – тормозят. Но без негатива тоже нельзя! Негативные эмоции – это маркеры необходимых ограничений активности, стимуляторы и «проявители» позитивных самоизменений личности. Учитель должен обеспечить общее «положительное мироощущение», переживание успеха, удовлетворение от учебной деятельности в целом. Принцип интеграции отражает необходимость уйти от диктата положительного в педагогических целях и методах работы, признание права ребенка на данное поведение и помощь ему в самопринятиии, в обретении чувства целостности. Принцип многопозиционности Многопозиционность происходящего – это отсутствие всегда и всё сводить к однозначности, толерантность к незапланированным результатам педагогической деятельности, приоритет процесса над результатом. Принцип футуральности «Самоактуализация бессмысленна без обращения к текущему деятельному будущему».Принцип альтруизма «Самый большой дар мы даем человеку тогда, когда проявляем уважение к способности человека найти собственный ответ».Принцип ориентации на лидерство Принцип самопрезентации необходимость целенаправленного обеспечения своей личностной актуальности в восприятии ученика.Принцип разделенной ответственностиПринцип конкретности Основные задачи педагога в фасилитативном взаимодействии:1. Обеспечить восприятие требований социальной ситуации развития как лично актуальных для учеников, т.е. создание условий для их интериоризации.2. Активизировать создание в содержательном поле взаимодействия разнообразных способов ответного реагирования на требования социальной ситуации развития.3. Сделать эти способы максимально доступными для восприятия и критической оценки участников.4. Поддерживать попытки самостоятельного использования выбранных способов реагирования (решения). Этапы фасилитативного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе:Открытие ребенка к взаимодействию. Основная задача – развитие спонтанности, уверенности, позитивного самоотношения.Сочувствие. Активность участников на данном этапе взаимодействия способствует становлению навыков самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления и ответственного поведения.Социальная поддержка опыта самостоятельной субъективной активности. Успешная реализация этого этапа обеспечивает становление к творчеству самоактуализации в различных ситуациях жизнедеятельности, становление интеллектуальной и поведенческой автономии.