Статья Использование проектной методики в преподавании иностранного языка


Использование проектной методики в преподавании иностранного языка
СМИКУЛИС Людмила Юрьевна
учитель немецкого языка УВК
«Школа – гимназия №39»
Симферополь 2013 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc265060795 \h 3Глава I . Проектная методика обучения иностранным языкам: к истории вопроса PAGEREF _Toc265060796 \h 5Глава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам PAGEREF _Toc265060797 \h 82.1. Основные принципы использования проектного обучения в рамках собственно-методических принципов обучения иностранному языку PAGEREF _Toc265060798 \h 82.2. Требования к использованию проектной методики при обучении иностранным языкам PAGEREF _Toc265060799 \h 112.3. Этапы разработки и проведения проекта (его структуры) PAGEREF _Toc265060800 \h 122.4. Роль учителя в проектной работе PAGEREF _Toc265060801 \h 13Глава III. Проектная методика на уроках немецкого языка. PAGEREF _Toc265060802 \h 14Заключение PAGEREF _Toc265060803 \h 17Литература PAGEREF _Toc265060804 \h 20

Введение Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Поэтому реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося [4:3].
Современный этап развития образования в Украине можно назвать переходным от традиционного, авторитарного, к личностно-ориентированному, когда ученик становится центральной фигурой процесса обучения, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.
Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.
Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые
традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [4:15-16].
Многочисленными исследованиями [3; 7; 10; 12; 15; 17; 18]
было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Глава I . Проектная методика обучения иностранным языкам: к истории вопроса Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи [6:42] предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году метод проектов был осужден.
Многие дидакты и педагоги [1; 2; 4; 5; 11; 13; 14; 15; 16] обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно- следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.
Таким образом, проектная методика основывается на личностно-деятельном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.
Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Глава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам
2.1. Основные принципы использования проектного обучения в рамках собственно-методических принципов обучения иностранному языку:
Принцип коммуникативности.
Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия.
Личностно-значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения.
Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках проектной методики обучения иностранным языкам:
1. В процессе проектного обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление.
2. В процессе проектной деятельности учащиеся принимают активное участие в формировании ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; ищут пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают последствия выбора, действуют самостоятельно: сравнивают полученное с требуемым; корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивают результат проектной работы и результат проектирования.
3. Учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделиться опытом. Tom Hutchinson [17:11] при этом утверждал: “Project work is very personal. There is nothing simulated about the project. The students are writing about their own lives: their house, their family, their own town, their dreams and fantasies, their own research into topic that intеrest them. Язык, по утверждению Т.Хатчинсона [17:13], должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования.
4. Поощряется совместная работа учащихся (в группах, командах). Работа в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
2.Принцип ситуативной обусловленности.
Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта организуется совместная работа учащихся на личностно-значимые темы.
3.Принцип проблемности.
Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности. В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость.
4.Принцип соизучения языка и культуры.
Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся. Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре.
5. Принцип автономности.
Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному языку является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в современных программах по изучению иностранных языков. При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком [9:9].
Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых и достаточных для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения иностранным языкам. Е.С. Полат [13:5] выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);
2. творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);
3. коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

2.2. Требования к использованию проектной методики при обучении иностранным языкам:
1) наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения);
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
2.3. Этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
6. Выдвижение новых проблем.
Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.
2.4. Роль учителя в проектной работеВажнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Его деятельность на разных этапах работы меняется.
На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция.
На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая.
На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.
Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта.
Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
Глава III. Проектная методика на уроках немецкого языка.Использование проектной методики при проведении уроков обычно не вызывает трудностей, если предварительно с учащимися проведена подготовительная работа – обозначены цели, задачи, ожидаемый результат. Также важно развить в учениках мотивацию к выполнению задания, поэтому наиболее успешными темами, где я использую проектную методику, стали «Семья», «Родной край», «Украина и Германия», темы, которые непосредственно связаны с внешкольной жизнью ребят.
Традиционный ход работы:
За неделю до предполагаемого изучения темы детям предлагаются мотивирующие вопросы (знаете ли вы свои корни? знаете ли вы своих прабабушек и прадедушек? известно ли вам, откуда пошел ваш род? – если это тема «Семья»; в каких городах Крыма и Украины вы побывали? бывали ли вы в Германии? – если это страноведческая тема). На этом этапе я считаю важным поделиться личными знаниями и опытом с учащимися, что, безусловно, мотивирует ребят к диалогу.
Предлагаю ребятам высказаться – отличная возможность выявить степень заинтересованности учащихся темой, оценить возможные трудности в предстоящей работе, а главное – выявить тех ребят, для которых подобная тема может оказаться сложной и значит, потребуется дополнительная помощь учителя.
Если тема обширная и требует работы в группах, то стараемся определить наиболее продуктивные для работы составы групп.
Обычно уже на первом занятии, посвященном изучению новой темы, мы с ребятами обсуждаем, какие источники информации они использовали или планируют использовать. На этом этапе так же легко увидеть, кто из ребят (или групп) продвинулся в выполнении задания – возможно, кто-то уже провел работу с найденными источниками и готов к написанию и оформлению полноценной работы. Моя роль на данном этапе – скоординировать работу ребят (групп), рекомендовать литературу, поддерживать заинтересованность ребят выполнении проекта.
На этом этапе дети занимаются непосредственным выполнением задания – написанием текста. Работу ребята так же оформляют художественно – рисунки, коллажи, презентации в power point – они вольны использовать все, что подсказывает им фантазия. На выполнение работы у ребят есть неделя. Для учителя считаю главным (особенно на этом этапе работы) – доступность. Личная заинтересованность в работе толкает ребят на поиски помощника, советчика, проверяющего ход выполнения заданий. И все эти функции выполняет учитель. При такой системе работы учитель нужен ученику, а не наоборот. Поэтому доступность, открытость, готовность педагога уделить внимание – залог успешного сотрудничества.
На последней неделе изучения темы ребята презентуют свои работы. Здесь важно не просто рассказать выученный текст, а рассказать историю, рассказать так, чтобы завладеть вниманием группы. Как правило, это получается у большинства ребят. Поскольку проделана большая работа, тема носит личностный характер, то и выступления получаются эмоциональными и интересными.
Приведу пример одной работы. Ученик 6 класса готовил презентацию на данную тему. Благодаря активным расспросам мамы, папы, родственников, он выяснил, что у него есть прабабушка, живущая на Дальнем Востоке, с которой он никогда не общался. Это произвело впечатление на мальчика, и с тех пор его семья активно поддерживает отношения с вновь обретенными родственниками. Стоит ли говорить, что выступление ученика послужило дополнительной мотивацией для других учащихся.
Более того, если проект выполнялся группой ребят, то очень показательным становится выступление каждого участника группы – была ли коммуникация, координация и кооперация между всеми участниками группы, насколько ответственно каждый подошел к выполнению задания. Это видно не только учителю, ребята сами чувствуют, насколько слаженно и продуктивно они вместе поработали, в чем были их ошибки, чего не хватило для успешного завершения проекта.
Мы подводим итоги. Здесь, конечно, в первую очередь сложно говорить о системе оценивания. С одной стороны, возможно использовать традиционную систему оценок, но только применительно к грамматической составляющей текста (письменного и устного). С другой стороны, ребята воспринимают работу как личное детище, и в таком случае традиционная система оценивания оказывается неприменимой к результатам работы ребят – оценка как цифра в дневнике и журнале становится довольно грубым и некорректным мерилом, способным свести на нет сотрудничество и совместную работу педагога и ребят.
Считаю важным привлекать к оцениванию самих ребят. Отличная возможность для каждого аргументировать свой ответ, корректно высказать критику или одобрение. Более того, это учит ребят чувствовать ответственность за сказанное.
Каждый ученик имеет личную папку, так называемое портфолио, где хранятся все выполненные им проектные работы. После подведения итогов работы заносятся в папку. Если же работа была выполнена в электронном варианте, учащийся сдает диск.
ЗаключениеПроектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:
. сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
. шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
. стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения ;
. усилить степень автономии учащихся;
. пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.
Однако решение данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации.
С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.
Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности , развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения позволяют выявить ряд противоречий в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранному языку учеников средних общеобразовательных школ, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком, с другой;
- преобладанием все еще традиционного подхода к организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку, как наиболее адекватных современным целям образования;
- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий;
- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки (например, неделя иностранного языка, создание общешкольного альманаха).
Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей.

Литература 1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
4. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
5. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 11-14.
6. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
7. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
8. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 41-42.
9. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9-14.
10. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.
11. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
15. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
16. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
17. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / –
Oxford University Press, 1991. – 23 p.
18. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah
Burwood, Helen Dunford / – Oxford University Press, 1999. – 180 p.