Адаптированная программа начальной школы МАОУ СОШ № 111


Программа принята на УТВЕРЖДАЮ
педагогическом совете Директор МАОУ «СОШ №111»
Протокол № 1 ____________Т.А. Новикова
от « 29» 08 .2014 г «____» _______201
Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год
в МАОУ «СОШ №111»
г.Пермь

ПЕРМЬ
2014
Содержание:
Раздел I. Паспорт Программы
Раздел II. Концептуальные основы работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№111» с детьми с ОВЗ
2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ
2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
2.4.Анализ образовательного пространства школы.
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.
Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.
4.2.Организация психолого – медико - педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе.
4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы
4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.
Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.
Раздел VI. Приложения.
Раздел I. Паспорт ПрограммыНазвание (по уставу) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №111» г.Пермь
Тип и вид Общеобразовательное учреждение
Организационно-правовая форма Муниципальное общеобразовательное учреждение
Учредитель Департамент образованияадминистрации г.Перми
Год основания 1971
Юридический адрес 614067, г.Пермь, Дзержинский район, ул. О.Лепешинской,43
Телефон (3422) 250-75-83
E-mailSoh111@mail.ru
Адрес сайта в Интернете http://school111.perm.ru/
Фамилия, имя, отчество руководителя Новикова Татьяна Анатольевна
ИНН / КПП Формы государственно-общественного управления Управляющий совет с 2009 года.
Наименование Программы Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111»
Основания для разработки Программы Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 "Об образовании в РФ";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Устав школы
Основной разработчик Программы Администрация МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111»
Стратегическая цель Программы
Создание в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» доступной адаптированной среды для детей с ОВЗ – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Стратегические задачи Программы
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Сроки реализации Программы 2014-1015 учебный год.
Основные мероприятия программы Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Обеспечение повышения качества образования для обучающихся в ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
-уменьшение количества детей с диагнозом ЗПР на раннем уровне обучения;
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся с ОВЗ.
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 100%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%
Система организации контроля исполнения Программы
Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной образовательной программы осуществляет Отдел образования администрации Костромского муниципального района.
Раздел II. Концептуальные основы работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» с детьми с ОВЗ
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:
1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическуюподдержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, общественных организаций;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
В ходе практической работы учителям, реализующим инклюзивную практику, становится возможным определить необходимый минимум в содержании обучения детей с нарушением интеллектуального развития и в дальнейшем правильно составить для них индивидуальные планы и программы. Этим минимумом может и должен овладеть «особый» ребенок, а благодаря его индивидуальным возможностям и потребностям он может также овладевать и общеобразовательными стандартами в той или иной степени. При этом учитываются индивидуальные способности каждого учащегося и предоставляются ему возможности обучаться и развиваться, исходя из его особенностей и потребностей, т. е. адекватно его персональному уровню развития. Педагогам необходимо ознакомиться с результатами диагностики детей различными специалистами. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально - педагогическое диагностирование, которое позволяет определить следующие параметры:
а) характер его особых потребностей в целом;
б) актуальный уровень конкретного учащегося;
в) индивидуальные потенциальные возможности ребенка.
Первичная диагностика учащихся при поступлении в школу помогает учителю определить не степень их готовности или неготовности, а возможности обучения и развития каждого ребенка, помогает правильно поставить цели и определить соответствующий для него образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями. Согласие родителей на обследование детей и оказание в дальнейшем помощи обязательно, так как родители вместе с педагогами и специалистами несут ответственность за успех реализации поставленных в начале года задач. Родители таких учащихся обязуются выполнять те рекомендации, которые они получают от специалистов и педагогов школы.
Учитель должен создает условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя, а лучше одноклассников,должно происходить постоянное преодоление грани между актуальнымуровнем развития и «зоной ближайшего развития ребенка».
Важно помнить, что для детей с трудностями в обучении необходимые условия должны быть нацелены, прежде всего, на то, чтобы:
— обеспечить физическое, социально - нравственное, художественно - эстетическое и познавательное развитие учащихся;
— максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению.А для этого необходимо:
— создать учащимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей;
— способствовать социализации учеников с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно - гигиенические и трудовые навыки;
— улучшать знание и понимание учащимися окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования компьютера.
То есть, развивать коммуникативную, организационную, информационную компетентности учащихся и социализировать их в полной мере.
Прогнозирование достижений учащегося осуществляется всеми участниками учебного и воспитательного процесса: самим ребенком, его родителями, специалистами и педагогами.
Самое важное для определения перспектив развития — это создание благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. И именно эти успехи так важно закреплять и стимулировать детей к их дальнейшему развитию.
Учителю важно выстраивать программу обучения таким образом, чтобы учащиеся с любыми особыми образовательными потребностями, в том числе, и с высокими интеллектуальными, сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере.
2.1. Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ
МАОУ «СОШ№111»- это массовая общеобразовательная школа, в которой обучается более 1300 детей. Среди них есть учащиеся, которым решением городской ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII вида, и дети-инвалиды с сохранным интеллектом- 8 человек из них: (с нарушениями опорно- двигательного аппарата, имеющим диагнозы: контрактура правого локтевого сустава – 1 человек, мышечная дистрофия 2 степени- 1 человек, мышечная дистрофия 2 степени позвоночника- 1 человек, с нарушением обмена веществ: сахарный диабет – 2 человека, онкологические заболевания – 2 человека ).
Наблюдается устойчивая динамика роста количества детей с ОВЗ:
-в 2009 году - 7 детей-инвалидов, 24 человека с ЗПР,
-в 2010 - 6 детей-инвалидов, 22 человека с ЗПР,
-в 2011 - 5 детей-инвалидов, 22 человека с ЗПР,
-в 2012 - 6 детей-инвалидов, 32 человека с ЗПР,
- в 2013 году- 8 детей инвалидов и 46 человек с ЗПР, из них 2 человека в общеобразовательных классах.
Мониторинг успеваемости учащихся в специальных коррекционных классах показывает:
98 % учащихся классов VII вида I ступени ежегодно переходят в следующий класс
успеваемость в классах II ступени составляет в 100%, качество- 11 %; всего было сделано три выпуска девятиклассников (большая часть из них закончила СПО,)
несколько человек выбыли из классов VII вида в классы “нормы”,
результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся и родителей свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе.
На 1 сентября 2014 года в школе обучается 4,4% детей с ОВЗ, для обучения которых требуется создание специальных условий. Чаще всего эти дети проживают в микрорайоне школы. Вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания, для обучения ребенка с ОВЗ.
В инклюзивных классах обучаются дети с ЗПР:
2Е ( 4 ученика), 4Д (2 ученика), 3Г (1), 2Г (2), 3Д (1);
дети-инвалидов на дому:
а) 7А -1 учащийся- индивидуально с применением дистанционных технологий, 4Ж –индивидуально;
дети-инвалиды: 6 детей с сохранным интеллектом, обучаются в 5Е (1 учащийся), 9Б (1), 3Д (1),7Г(1), 5Д(1), 5В (1)
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ:
Режим работы школы – пять дней с 1 – 3 классы, 5-9 классы, шесть дней - 4 классы, 9, 10-11 классы
Начало занятий в 8-00
Продолжительность урока – 40 мин.
Продолжительность перемен от 10 до 20 мин.
Недельная нагрузка в 4 классе составляет 26 часов, в 6 классе – 30часов, в 9 классе – 36 часов.
Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 34- 35 недель.
Каникулы: 1 четверть – 04.11- 12.11. 2013
2 четверть - 28.12. – 08.01 2014
3 четверть – 24.03. – 01.04. 2014
Форма образования: очная.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно –урочная система, групповые формы урочной работы, индивидуальное обучение, внеурочные виды деятельности: игровая, познавательная; проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); трудовая производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;проектная деятельность, эколого-краеведческое воспитание.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-социальной службы.
Проводятся медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением
специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, декады безопасности, предметные недели, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. Организован летний лагерь оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, динамические паузы между уроками, прогулки и спортивные часы на свежем воздухе.
В школе организовано горячее питание, 2-х разовое для группы продленного дня. Закрепленный за школой по договору медицинский работник, ответственный за организацию питания иадминистрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи.
Столовая рассчитана на 134 посадочных мест, питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой 100%.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, естественно-научной, научно-технической, социально-педагогической, эколого-биологической направленности.
В образовательном учреждении установлен контрольно-пропускной режим допуска граждан посредством ведения административного дежурства и дежурства охраны ЧОП «Штурм» в дневное и в ночное время. Посторонние лица и представители контролирующих органов регистрируются в журнале посещений.
Предусматривается осуществление постоянного контроля за организацией антитеррористической и противопожарной защищенности школы; проводится разъяснительная работа среди учащихся с ОВЗ и их родителей. Для обеспечения безопасности учащихся ведется постоянный контроль за организованными перевозками учащихся, за безопасным проведением культурно-массовых мероприятий в школе.
С целью отработки алгоритма действий учащихся с ОВЗ во время чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки. Ведется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде техники безопасности.
2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
В школе на 1 сентября 2013 года преподают 34 человека,в том числе 20 из них работающие с данной категорией детей (все они прошли соответствующую курсовую подготовку). Остальной состав педагогического коллектива проходит курсовую подготовку согласно графика курсовой подготовки педагогического коллектива.
Повышение квалификации педагогами МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» за период 2013 – 2014 г.г. по направлению подготовки «Инклюзивное и коррекционно – развивающее образование»
Педагогический состав школы Должность Курсы повышения квалификации
Новикова Татьяня Анатольевна Директор школы, учитель биологии 2014, ноябрь
«Доступная среда». 72 часа.
Шпакова Лариса Борисовна Заместитель директора по учебно – воспитательной работе 2014, ноябрь
«Доступная среда». 72 часа.
Мышкина Лариса Анатольевна Заместитель директора по учебно – воспитательной работе 2014, октябрь
«Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием,обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием
Овсеенко Евгения Владимировна
Учитель начальных классов, психолог –«Психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий»;
Рудакова Анжелика Викторовна
Учитель начальных классов, психолог –«Психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий»;
Гатиатуллина Алия ЗарифзяновнаУчитель математики Дистационное обучение детей-инвалидов
Учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня.
В 2014 - 2015 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
Высокая квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать образовательные задачи школы.
Материально-техническое оснащение
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 2-4-х этажном здании, построенном по типовому проекту в 1971 году.
- Всего аудиторий- 50
Учебных классов- 10 (кабинеты начальной школы)
Учебных кабинетов- 24
Лабораторий- 5
Компьютерных классов – 2 класса на 13 рабочих мест каждый.
Мастерские – 2 (столярная, кулинария- швейная)
Актовый зал -1 на 300 мест.
Костюмерная-1
Спортивные залы- 2
Лыжная база на 60 комплектов лыж
Раздевалки с душевыми и туалетами- 2
Спортивные площадки – 2 ( большое и малое спортивное ядро с футбольным полем, баскетбольные площадки, волейбольная площадка, сектор прыжков, сектор метания)
Библиотека- 1
Медиатека-1
Административные помещения- 5 (кабинеты завучей-3, кабинет директора-1, учительская-1)
Служебные помещения – 23 (канцелярия-1, бухгалтерия-1, туалеты- 9, инвентарные- 3, щитовая-1, подвалы-2, столовая-1, гардеробы-5, )
Медицинская служба- 5 (кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет врача, кабинет стоматолога, процедурный кабинет)
Таким образом, в целом материально-техническое оснащение позволяет создать условия для реализации концепции инклюзивного образования. Школа имеет санитарно -эпидемиологическое заключение на право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально -технической базы, охраны здоровья, обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с детьми с ОВЗ.
Для определения индивидуального образовательного маршрута, дети не усваивающие основную программу, направляются в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Образовательное учреждение имеет лицензию на право обучения детей с ЗПР по специальным (коррекционным) программам VII вида. Дети инвалиды, с сохранным интеллектом, обучаются в общеобразовательных классах по общеобразовательным программам.
В школе созданы определенные условия для работы с такими категориями детей:
1.Информационные
- на сайте школы имеется информация о школе и реализуемых в нейпрограммах,
- обеспечена возможность работы каждого родителя с электронным журналом и баннером «Качество образовательной услуги»
2.Организационные
- организован гибкий график внеурочной и внеклассной деятельности
3.Научно методические
-в школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог адаптационной физической культуры, детский врач, школьная медсестра, детский стоматолог).
- для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
- создана программа психолого педагогического сопровождения детей с ЗПР
- 100% обеспеченность учебниками и учебно - методическими пособиями
4.Кадровые – укомплектованность составляет 100% от потребности- имеют специальное высшее образование
Шпакова Лариса Борисовна – по специальности олигофренопедагогика и
логопедия
Шеломенцева Любовь Станиславовна – по специальности учитель – логопед
Рудакова Анжелика Викторовна по специальности – психология
Овсеенко Евгения Владимировна – по специальности психология
Двинянина Светлана Федоровна по специальности – физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье
5.Финансовые
- локальными актами школы определены доплаты за работу с учащимися с ЗПР и слабовидящим ребенком учителям предметникам, логопеду, социальному педагогу
6.Управленческие
-создана и реализуется модель инклюзивного образования в школе
-осуществляется мониторинг сопровождения детей инвалидов и детей с ЗПР
7.Материально- технические
- все учебные кабинеты оборудованы компьютером, мультимедийным проектором, имеется выход в интернет;
- уроки информатики проводятся в компьютерном классе, где каждый учащийся имеет персональный компьютер;
- имеется пандус и специально оборудованный туалет для детей колясочников.
Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса врамках инклюзивного образования.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
создание условий для максимально эффективного развития (нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования.
Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
Видимая модель ученика:
Критерии Показатели
Когнитивный (познавательный) Уровень обученности в соответствии с требованием специального образовательного стандарта.
Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.
Ценностный Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.
Ориентация на активную жизненную позицию.
Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.
Трудотерапия – как метод абилитации, реабилитации и успешной социализации в обществе.
Овладение  навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.
Уровень воспитанности Выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации.
Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя.
Сформированность нравственного отношения к окружающим.
Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.
Состояние здоровья Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.
Снижение уровня тревожности.
Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Модель выпускника школы
Выпускник начальной школы - это ученик,
- который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
- у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
- у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
- который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
- который стремится к здоровому образу жизни, хочет стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Обеспечение повышения качества образования для обучающихся с ОВЗ;
Достижение позитивной динамики коррекционной работы:
уменьшение количества детей с диагнозом ЗПР на ранней ступени обучения;
подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии;
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 30%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.
Адаптированная образовательная программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» реализуется в двух уровнях образования:
первый – начальное общее образование – 4 года,
второй – основное общее образование – 5лет.
Содержание подготовки учащихся:
- на первом уровне обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на втором уровне обучения, представляющем собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (для детей с ЗПР)
4. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
4.1. Содержание базового образования в школе.
Учебный план школы на 2014 – 2015 учебный год соответствует Концепции модернизации российского образования, Федеральному базисному учебному плану, ориентированному на базовую подготовку учащихся и региональному базисному учебному плану.
Методическая тема школы – «Рост предметной и метапредметной компетентности педагога»
Учебный план начальной школы (1-4 классы) ориентирован на 4-х летний срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования и строится на реализации УМК «Школа России» (Приложение 3 Учебный план 1-3 классы, приложение 4 Учебный план 4 класс);
Цель. Формирование основы учебной деятельности ребенка – системы учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на начальном уровне реализуется в том числе и за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (изобразительное искусство, технология). Значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка. В 1-м - 3-м классах введены Федеральные государственные образовательные стандарты, проходят занятия внеурочной деятельности по различным направлениям, отвечающим интересам детей и запросам родителей.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
• учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
• индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
• игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
• творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
• исследовательская деятельность;
• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
• спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Результаты начального образования
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.
Учебный план основного общего образования (5-9 классы) реализуется за 5-летний нормативный срок освоения государственных программ основного общего образования (Приложение 5 Учебный план 9 класса ребенка с ОВЗ, обучающегося индивидуально, Приложение 1 Учебный план для детей с ЗПР, Приложение 2 Учебный план для детей с ОВЗ )
Основное общее образование (5-9 классы)
Цель. Обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования в профессиональном или общеобразовательномучреждении.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология, география) и общественных (история, обществознание) дисциплин на целено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно -следственные связи, оценивать их значимость.
Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.
В основной школе, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовкапо базовым предметам, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.
4.2. Организация психолого – медико - педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка и выработки форм и методов организации образовательного процесса. Реализация указанных направлений деятельности, дозирование учебной нагрузки, домашних заданий, контроль за санитарно -гигиеническим состоянием здания школы проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологические требованиями, что позволит стабилизировать показатели здоровья учащихся.
Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии. Состояние здоровья учащихся и структура заболеваемости в школе традиционно будет контролироваться медицинским работником школы в рамках плановых медосмотров и текущих наблюдений, администрацией школы.
Образовательная программа школы, реализуя приоритетное направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению здоровья школьников, предусматривает постоянный контроль за показателями здоровья учащихся посредством проведения регулярных медицинских осмотров, диспансеризации, пропаганды здорового образа жизни, воспитание ответственности учащихся за свое здоровье, предоставление возможности занятий физической культурой.
Начальное общее образование - занятия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, занятия физической культурой в специальной группе.
Школа продолжит работу по осуществлению психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на протяжении всего периода обучения, консультированию всех участников педагогического процесса и пропагандированию дефектологических знаний.
В школе сложилась система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно -воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.
Задача школы - усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающие технологии.
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в дневниках психолого-педагогических наблюдений за развитием ученика, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.
Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется педагогами, классными руководителями и воспитателями.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, среди которых есть и дети с ОВЗ(1 чел.), осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации, обследование семей. Проводятся классные часы по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ.
На психолого-медико-педагогическую службу возложена обязанность
отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;
вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально -волевого развития детей,
оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и общении;
своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них.
вести мониторинг уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план.
Психологическая служба в школе:
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.
Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. 
Наиболее хотелось бы рассмотреть те группы нарушений ОВЗ, работа с которыми проводится в нашей школе, это:
Умственно отсталые дети. Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.
Дети с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других - ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений - гиперкинезов. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие - значительно отстают.
Дети с ЗПР. ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей и делает этих детей одной из перспективных для сознания родителей категорий.
Практическая работа педагога – психолога с группами детей ОВЗ
Цель работы: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
 Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
Оценка эффективности:  программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.
Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки.
Длительность занятий: 35-40 минут.
Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов.
Режим проведения: 1 занятие в неделю.
План работы педагога-психолога (Приложение№7)
В итоге коррекционной работы мы желаем получить ребенка с возможностями освоения образовательной программы с большой долей его самостоятельности и активности в процессе обучения и заинтересованностью в получении знаний, мы хотим поспособствовать реализации компенсаторного потенциала ребенка, выработать навыки взаимодействия с людьми.
Работа с детьми ОВЗ требует очень большого и пристального внимания к ним, подстройки под их особенности, состояния.
Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Актуальность проблемы:
Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных. На наш взгляд, инвалид по своим моральным и психологическим показателям, должен превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпал более тяжелый путь. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной
дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально-
психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. В нашей школе обучаются дети с ЗПР, ДЦП и умственной отсталостью. Практически все они имеют те или иные нарушения речи. Поэтому стало необходимостью создание специальной программы коррекционно-логопедической помощи этим детям.
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт — подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Задачи программы
— Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
— Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
— Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
— Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Условия реализации программы коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г.Костромы.
Должностной инструкции учителя – логопеда
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МО иНРФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Место предмета в учебном плане
Для детей с ОВЗ в учебном плане выделены коррекционные занятия с учителем – логопедом. Так как у данной группы учащихся чаще всего страдают все стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) для каждого ребёнка разрабатывается своя адаптированная под него программа, основой которой является программа для работы с детьми ОНР. Программный материал распределяется (примерно) таким образом: развитие звуковой стороны речи - 80 часов, коррекция грамматической стороны речи - 90 часов, развитие лексической стороны речи – 67 часов, развитие связной речи – 50 часов. Все часы распределяются на 4 года обучения в начальной школе. Программы корректируются в зависимости от успешности освоения материала. Так дети с ЗПР могут освоить данный материал за 4 года обучения, а дети с умственной отсталостью за 5-6 лет. В зависимости от уровня развития речи дети занимаются 2-3 часа в неделю. Соответственно 68 – 102 часа.
Направления коррекционной работы
Направления работы Характеристика содержания Мероприятия Сроки
Диагностическая работа — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;
— ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;
— системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.
Анализ письменных работ учащихся
Обследование детей, обучавшихся на логопункте, с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. 1 – 15 сентября
По плану работы начальной школы
В течение года
15 – 31 мая
Коррекционно-развивающая работа
— выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; Комплектование групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.
Сентябрь
Коррекционно-развивающая работа (продолжение) — организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекция и развитие высших психических функций; Составление расписания, корректировка рабочих программ.
Проведение систематических логопедических занятий с учащимися с речевым недоразвитием в соответствии с рабочими программами и расписанием Сентябрь, начало каждой четверти
С 16 сентября по 14 мая
Консультативная работа — выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;
— консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым недоразвитием. Консультации:
- по результатам диагностики
- по индивидуальным запросам педагогов и родителей Сентябрь – октябрь
В течение года
Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей.
Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД, содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.
4.3.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:
обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
Технологии активных форм и методов:
виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие
Технологии активных форм и методов:
- игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;
Здоровьесберегающие технологии:
технология обеспечения двигательной активности (В.Ф.Базарного),
- оздоровительные технологии
Авторские педагогические технологии:
- технологии личностно-ориентированного подхода
Технологии организации внеучебной деятельности: - коллективно-творческие дела И.П. Иванова
4.4. Система аттестации учащихся
В школе принята 5-балльная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Промежуточная аттестация учащихся с ОВЗ осуществляется по итогам успеваемости за год. Итоговая аттестация учащихся проводится в традиционной форме по русскому языку и математике (ЗПР), по профессионально-трудовому обучению (уо).
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).
Критерии и компоненты образовательного мониторинга Показатели критериев Периодичность контроля Объект изучения Ответственный
Качество образования. Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения) 1 раз в четверть
ЗУН
ОУУН Учитель, рук. МО
Заместитель директора по УВР
Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы Состояние высших нервных процессов
(листы динамики развития) сентябрь
Психические функции учащихся
Председатель ПМПк, учитель
Состояние здоровья учащихся Физическое развитие учащихся
Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности). октябрь Учащиеся медсестра
педагог-психолог
Заместитель директора по УВР
Уровень воспитанности учащихся Сформированность интегративных качеств личности.
Количество учащихся, состоящих на учете в КДН.
Выявление учащихся группы риска. Сентябрь, апрель
2 раза в год
1 раз в четверть Учащиеся
Классный руководитель
Зам директора по ВР
Социальный педагог
Социальное положение учащихся Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). Сентябрь Учащиеся
Классный руководитель
Социальный педагог
Степень социализации и трудовой адаптации Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах, дополнительном образовании Два раза в год
Классный руководитель
Зам.директора по ВР
Раздел V . Контроль и управление реализации образовательной программы в школе
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.
Расширенная система дополнительного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, клубов. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-оздоровительную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;
осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;
предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II уровнем обучения;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:
1. Контроль за качеством преподавания.
выполнение учебных программ;
эффективность урока;
методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
индивидуальная работа с детьми;
соответствие преподавания Программе развития школы;
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
уровень знаний, умений и навыков учащихся;
достижение государственных образовательных стандартов;
навыки самостоятельного познания учащихся;
готовность к освоению содержания образования по предметам художественно – эстетического цикла.
3. Контроль за ведением школьной документации.
ведение школьных журналов;
ведение ученических дневников;
ведение ученических тетрадей;
оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.