Статья АКТИВИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

АКТИВИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
Коровина Л.В.,
учитель английского языка МБОУ «О(С)ОШ № 8» г. Читы,
Почетный работник общего образования РФ

В настоящее время школьное образование в нашей стране ориентировано на качественное обновление всей системы общеобразовательной школы, её коренного преобразования. Поставленные обществом перед школой цели реализуются в преподавании каждого учебного предмета и иностранного языка в том числе.
Цель обучения иностранному языку – практическое владение языком, иными словами, коммуникативная деятельность учащегося. Задача учителя – создать все необходимые условия для активизации коммуникативной деятельности. Одним из оптимальных средств решения задачи, стоящей перед учителем, является проектная методика, использование которой позволяет сформировать коммуникативные компетенции учащихся путем вовлечения их в проектную деятельность. Урок с использованием метода проектов способствует развитию умений самостоятельно добывать и применять знания, расширению кругозора, повышению культуры, а также развитию творческих способностей и обогащению практическим опытом.
В качестве главных целей использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку можно выделить следующие:
продемонстрировать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт отдельного ученика или группы учащихся;
расширить круг своих знаний по теме и донести информацию до других учащихся своего класса;
продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
создать условия для развития личности ученика, т.к. проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применять их на практике;
совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы, умение работать в сотрудничестве;
научить самостоятельно добывать знания.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных,
исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта.
Для того, чтобы разработать проект, необходимо владение учащимися
определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Отнесем к ним умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать с различными справочными материалами и источниками.
Организуя работу над проектом, необходимо соблюсти следующие условия:
Тематика проектов может быть связана, как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания обучающихся;
Обучающихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей и разных стран;
Оформление проекта должно быть разнообразным по форме и содержанию;
Тематика должна быть близка и интересна обучающимся;
Обучающиеся должны быть ориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний.
Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики произведен с учетом практической значимости для школьника.
Учебник английского языка В.П. Кузовлева содержит информативный и познавательный материал, ориентированный на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность.
В конце каждого цикла учебника предусмотрен специальный урок «My Project», на котором учащиеся разрабатывают и представляют свои проекты, например, «The School I Would Like to Go to», «Let Make The World a Better Place» и др.
Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме).
Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника (например, Why is the problem of ecology so important now?) доказывают необходимость работы над будущим проектом.
Формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Группы можно формировать по принципу «сильные – слабые учащиеся», по месту жительства, по общности интересов. Желательно, чтобы в каждой группе был сильный, средний и слабый ученики. Состав участников групп меняется от проекта к проекту. Между участниками группы распределяются роли. Одному из участников поручают нарисовать плакат или рекламу, другому собрать фактический материал и т.д.
Сбор дополнительной информации. Главная задача этого этапа – сбор информации. Работая над проектом, учащиеся могут использовать не только тексты учебника, но и материалы периодической печати и электронных источников. Помощь учителя на данном этапе заключается в организации процесса, т.е. учитель, при необходимости, советует, где можно найти информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе, проанализировать и объединить собранные факты, откорректировать и оформить материал.
Оформление проекта. Главное не подавлять инициативу обучающихся, не навязывать свою точку зрения, с уважением относиться к любой идее, предложению.
Презентация проекта. Каждая группа перед классом защищает свой проект. Это может быть буклет, схема, плакат, устная презентация и т.д. Хочется отметить, что устная презентация, хоть и кажется на первый взгляд самым простым видом презентации, всегда включает определенную долю риска для обучающихся, т.к. многие из них не могут свободно говорить на иностранном языке и существует большая вероятность ошибок в речи, что может привести к разочарованию. Учителю необходимо проанализировать высказывания учеников, проследить за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли употребляются грамматические структуры. Очень важно, чтобы обучающиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.
Подведение итогов работы. Очень важно на этом этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Не следует заострять внимание на ошибках, основное внимание учащихся должно быть направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки можно незаметно записать на карточки, систематизировать, а на уроках отработать в различных упражнениях.
Практика использования метода проектов показывает, что учиться в сотрудничестве не только интереснее, но и эффективнее. Проектная методика позволяет осуществить дифференцированный подход, способствует формированию и совершенствованию практических навыков владения иностранным языком, иными словами способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
15