Проектная работа по курсу «Теоретические и методические особенности преподавания технологии при реализации ФГОС нового поколения» на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»


Министерство образования и науки РФ
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно – технологический факультет
Проектная работа
по курсу «Теоретические и методические особенности преподавания технологии при реализации ФГОС нового поколения»
на тему:
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Выполнил: слушатель КПК
учитель технологии
МБОУ СОШ №9 г. Бирска
Смирнов В.С.,
Бирск - 2015
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных
образовательных  стандартах  второго  поколения.  
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. 
Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума. В рамках предмета "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию  работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.    
            В  соответствии с ФГОС,  базовой образовательной технологией  является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
            Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками.  Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:
1.     Системно-деятельностный   (проблемное обучение)
2.     Метапредметный (интегрированный)
3.     Компетентностно-ориентированный
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 
Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
          Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивалибы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные,меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:
1.     Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).
2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).
3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).
Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:
- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);
- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);
- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).
Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются:
- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:
- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);
- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);
- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);
- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами).
       У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.
        В связи с новыми требованиями ФГОС  перед учителем ставится задача  привнести в практику педагогической деятельности   существенные изменения. При введении ФГОС начального образования появилась возможность учителю технологии познакомить  с разделами  предмета  и  развить  УУД  через внеурочную деятельность учащихся начальных классов. Программы внеурочной деятельности разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Русская тряпичная кукла», «Русская изба», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани» и др. Работая по программам внеурочной деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего звена.   Современному учителю важно  научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта позволит педагогу увидеть:
-что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
-что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности деятельности;
-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
       Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных  и предметных результатов.  Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ).
КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания.
КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания и диагностики успешности.
         Введение стандартов основного образования предполагается с 2015 года. Его реализация будет с учащимися  уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход ФГОС начального образования к ФГОС основного образования и реализацию современных подходов в преподавании технологии более доступными и результативными.
  Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.
 
 Образовательные технологии современного урока технологии в рамках реализации ФГОС.
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. В этом главная роль принадлежит образованию, т.е. знаниям обучающихся. Образование – понятие, включающее в себя многосторонний образовательный процесс, который начинается от санитарно – гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении и заканчивается достижениями в освоении образовательных программ, которое возможно благодаря основной форме организации обучения – уроку.
Урок включает в себя множество образовательных технологий, под которыми понимается система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В образовательной области «Технология» можно выделить проектные, информационные, интеграционные образовательные технологии. Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Проект – это всегда творческая деятельность.
Формирование проектной деятельности учащихся даёт школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие. Над проектами обучающиеся работают с пятого класса. Это: «Декоративная отделка изделия», «Изготовление автомобиля», «Изготовление летательных аппаратов».
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, и является средством активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в изучаемых жизненно необходимых и важных вопросах.
Метод проектов тесно связан с информационными технологиями. Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между учителем и обучающимся с целью достижения результата обучения. Например: при оформлении проектной документации, выбора вида изделия, подготовки чертежа или технического рисунка. В процессе обучения применяются и интеграционные технологии, т.е. в рамках одного предмета используются знания нескольких дисциплин. Здесь объединяются знания по математике, черчению, физике: чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках, художественная обработка древесины, типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж, основные сведения о линиях чертежа, правила чтения чертежа.Нынешнему поколению школьников предстоит решить неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Знания полученные на уроках технологии расширяют представления о жизни, быте, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.
Литература1.          Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование как условие обеспечения качества организации образовательного процесса. – 2011. М.: Изд-во АНО «Международный исследовательский институт». 2.          Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология».  Общая  пояснительная записка// Школа и производство. – 2010.
3.          Проектирование деятельностной  модели урока технологии  на основе  технологической карты.// школа и производство. – 2013.