Конспект урока по литературному чтению Красота природы в японской лирике


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО

Урок литературного чтения в 3 классе
по теме: «Красота природы в японской лирике»
УМК Перспективная начальная школа
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ Кубинской СОШ №1
имени Героя РФ И.В. Ткаченко
Кудрявцева Элита Сергеевна
КУБИНКА
2014 год
Тема: Красота природы в японской лирике.
Цель: учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства через творчество классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы.
Образовательные ресурсы: учебник по литературному чтению 3 класс Н.А.Чуракова, тексты хокку, образец оригами, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, слайды с изображением пейзажей и растений, музыкальные произведения с японскими мотивами, ноутбук, нетбуки для учащихся, проектор, СКиМЗ.
Задачи:
формировать понятия о различных средствах художественной выразительности разных жанров искусства (живопись, литература, музыка), помогающих создать фантазийный образ
воспитывать эстетические чувства на примере художественных образов
развивать воображение, фантазию. Показать детям, что фантазия и реальность переплетаются в художественных произведениях авторов.
Планируемые результаты:
Предметные
Познакомить учащихся с поэтической формой ХОККУ
Коммуникативные
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра
Регулятивные
Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.
Личностные
Создать ощущение, что у народов мира единый круг ценностей: в России также любят и ценят природу, как и в Японии.
Основные понятия: ХОККУ, лирика.
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, изо.
Деятельность педагога Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация.
-Придумано кем просто и мудро:
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
- Давайте возьмём с собой воображение, внимание, наблюдательность – и в путь!
Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. Дети:
-Мы проснулись! Мы здоровы!
И к работе мы готовы!
Учащиеся настраиваются на работу. Регулятивные:
ощущение потребности в разрешении вопроса, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные ранее образцы.
Коммуникативные:
планируют сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Совместное исследование. Постановка цели.
Уродливый ворон –
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро! (оригами чёрного ворона на белом листе)
- Что скажите? Красиво?
- Молодцы! Правильно подметили. Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?
- А что такое ХОККУ?
- Хокку (Хайку) - это жанр японской поэзии. Маленький философский стих из трех строк без рифмы. Хокку читают медленно, пытаясь увидеть образ, ощутить мысль, найти то, что прячется за словами.
- Так кто мне назовёт тему нашего заседания?
- Правильно. Но я хотела бы добавить – красота природы в японской поэзии.
Высказывание детей
(а я думаю, это не обычное стихотворение, это хокку)
(я могу доказать, что это хокку – здесь только три строчки)
(наверное вы увидели сегодня ворона и решили нам об этом рассказать)
(может потому, что мы сегодня будем говорить о хокку)
Это вид японской поэзии.
В этих стихах нет рифмы.
(ХОККУ и красота)
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя.
Коммуникативные:
осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания.
Личностные:
положительное отношение к занятию.
Актуализациязнаний.
- Чтобы лучше понять поэзию чужой страны, мы познакомимся с её традициями и обычаями. А помогут мне наши экскурсоводы.
(слайды 1- 10)
- Когда мы с вами впервые услышали об этих стихах?
- Отлично, оказывается вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать ещё больше? Тогда за дело!
Прочитайте хокку, записанное на доске. Узнаёте? Да, это то трёхстишие, которое я вам прочитала в начале нашего занятия.
(слайд 11)
Уродливый ворон –
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!
Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?
- Вы правы. В этом и заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах.
- Малым количеством слов хокку говорит очень многое. Такая краткость роднит трехстишия с народными пословицами. Но хокку – это не назидание, а поэтическая картина, написанная одним-двумя штрихами. Поэт заставляет думать читателя, становиться соучастником изображаемого.
- Давайте послушаем хокку.
(видеофрпгмент)
(слайд 12) Выступление учащихся.
1. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон.
2. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца. Сегодня в Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах.
1. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.
2. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов.
1.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.
2.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.
1. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.
2. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу.
1. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования.
2. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием.
1. Японцы выработали умение создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку – икебана.
2. Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
(во втором классе)
(Мы читали хокку Иссы и Басё)
Проводят коллективное исследование, отмечают известные факты.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
(ворон – некрасивая птица, он не может быть красивым)
(В природе нет некрасивых птиц)
(если снег первый, значит он чистый, пушистый.А это так красиво, что даже некрасивый ворон прекрасен) Познавательные:
учатся находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
находят способы решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
отстаивают собственную точку зрения.
Физминутка.
Полюбуемся сакурой и сделаем несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.
Выполняют под музыку дыхательную гимнастику.
Личностные:
проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.
Творческое задание.
Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20000 хокку.
Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками.
Послушайте слова Ильи Эренбурга: “Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа”
Для дальнейшей работы мы разделимся на группы (карточки разного цвета).
Аналитики
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку.
Эй, не уступай,
Тощая лягушка!
Исса за тебя.
“Вишни, вишни цветут!” -
И об этих старых деревьях
Пели когда-то.
В стране моей родной
Цветёт вишневым цветом
И на полях трава.
Исследователи
Продолжите хокку Бассё. Попытайтесь передать в них свое отношение к природе, к жизни, к друзьям.
А ну скорее, друзья!
………………………
………………………
Первый снег под утро.
………………………..
………………………..
Все засыпал снег.
…………………..
…………………..
Иллюстраторы
Вам нужно проиллюстрировать данное хокку.
А ну скорее, друзья!
Пойдём по первому снегу бродить,
Пока не свалимся с ног. (Бассё)
Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звёзд. (Исса)
Снега холодней,
Серебрит мои седины
Зимняя луна. (Дзёсё)
Коллективное обсуждение.
Работа в группах.
Представление от каждой группы. Познавательные: проведение несложных наблюдений с использованием оборудования.
Коммуникативные: планирование совместной работы в группах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы, работа с разными видами информации.
Личностные: мотивация деятельности на основе имеющихся знаний.
Рефлексия.
Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.
Какие секреты хокку нам удалось раскрыть?
Хокку – это стихи о красоте или любви?
Можно ли без любви обнаружить красивое?
Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…»
- А сейчас, выйдите ко мне те, для кого занятие стало ступенькой к изучению нового.
- Теперь подойдите ко мне те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.
- Выходите те, кто помог одноклассникам.
- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.
- Я удовлетворена нашим общением на занятии, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на занятии, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.
Спасибо за работу. Попробуйте дома создать своё хокку о зиме.
Учащиеся анализируют занятие, подводят итог своей деятельности.
(В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею)
(Они могут видеть красоту в простом, потому что любят)
…Увидеть красоту в самых обычных предметах
…получить наслаждение от занятия
…только человек, умеющий фантазировать может стать поэтом
Познавательные:
получают информацию, анализируют, сравнивают и обобщают.
Коммуникативные:
длятся своими впечатлениями.
Регулятивные:
дают оценку деятельности по её результатам.