Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.03. УП.02 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС УП.02 Концертмейстерская подготовка (гитара) 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Инструменты народного оркестра
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»
«Утверждаю»
Директор ГБПОУ СПО
«Тольяттинский музыкальный колледж
им. Р.К.Щедрина»
«___» ________ 20 ___ г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
МДК 01.03.
УП.02
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
УП.02 Концертмейстерская подготовка
(гитара)
53.02.03. Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов)
Инструменты народного оркестра
Тольятти, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.03 Концертмейстерский класс (гитара) одобрена предметно-цикловой комиссией «Инструменты народного оркестра»
Протокол № ___
От «____» ________ 2015 г.
Председатель ПЦК ____________ / _____________
Разработана на основе государственного образовательного стандарта для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) «Инструменты народного оркестра».
Разработчик: ____________ / Филиппов Д.А., преподаватель ПЦК
Эксперты:
__________________________ _____________
__________________________ ______________
Структура программы:
Пояснительная записка
Контроль и учет успеваемости
Требования к знаниям, умения и навыкам
Тематический план
Содержание программы дисциплины:
Введение
Раздел 1.
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Тема 2.2.
Вместо тематического плана и содержания приводятся:
- программные требования по семестрам и курсам;
- примерные исполнительские программы (промежуточной, итоговой аттестации);
- программные требования к ИГА.
7. Методические рекомендации (по мере необходимости)
Перечень практических занятий, курсовых работ
Контрольные вопросы к промежуточной и итоговой аттестации, тесты.
Перечень литературы и средств обучения
Объем курса – 91 час
Максимальная нагрузка – 136 час
Самостоятельная работа – 45 час
Занятия индивидуальные
Пояснительная записка
Предмет «концертмейстерский класс» по классу шестиструнной гитары является составной частью профессиональной подготовки студента. Предмет предусматривает развитие практических навыков, необходимых для дальнейшей работы в качестве концертмейстера, руководителя самодеятельного коллектива, педагога.
Основная задача предмета «Концертмейстерский класс» заключается в следующих направлениях:
- формирование у студентов навыков аккомпанемента с листа;
- аккомпанирования в транспорте;
- подбора по слуху;
- переложения аккомпанемента для своего инструмента.
Наряду с практической подготовкой к самостоятельной концертмейстерской работе в задачи предмета входит формирование у студентов художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора; знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной музыки, народным музыкальным творчеством.
Учебная дисциплина «концертмейстерский класс» вводится в IV семестре и продолжается в V, VI, VII, VIII семестрах. В соответствии с тематическим планом занятия проводится один раз в неделю. Количество учебных часов на изучение каждой темы, определяется преподавателем, ведущим предмет, и утверждается предметно-цикловой комиссией.
Требования к уровню освоения содержания курса
Формируемые компетенции: ОК 1-9; ПК 1.1-1.8
Артист, преподаватель, концертмейстер должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуаций.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой дл постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Артист, преподаватель, концертмейстер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видами деятельности: Исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
1) иметь практический опыт;
- чтение с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
- репетиционно-концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля, оркестра;
- исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре.
2) уметь:
- читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
- психофизиологические владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
- использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
- применять теоретические знания в исполнительской практике;
- пользоваться специальной литературой;
- слышать все партии в ансамблях различных составов;
- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
- использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;
- работать в составе народного оркестра.
Знать:
- сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;- ансамблевый репертуар для различных составов;
- оркестровые сложности для данного инструмента;
- художественно-исполнительские возможности инструмента;
- основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
- закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
- выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роли в оркестре;
- базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений4- профессиональную терминологию;
- особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
Основой концертмейстерского мастерства является исполнительское умение аккомпанировать солисту-партнеру. При изучении и исполнении камерной музыки студент осознает и постигает специфику искусства аккомпанемента. Это, прежде всего, создание в ансамбле с солистом художественного образа, раскрытие его эстетического содержания. Наличие поэтического слова помогает решению данной проблемы, облегчая понимание закономерностей строения и развития музыкальной речи. Благодаря поэтическому тексту романсов, студенты знакомятся с творчеством известных поэтов разных стран и культур, научаются проникать в тонкости музыкально-поэтического психологизма, обогащая тем самым свой не только музыкально-профессиональный, но и духовно-личностный багаж.
Партия сопровождения является равноценной частью всего произведения, способствующей раскрытию его содержания, именно в ней сконцентрирован тот комплекс выразительных средств, который позволяет в ансамбле с солистом наиболее полно передать все эмоционально-смысловое значение вокальной партии. Поэтому умение следовать динамике и и фразировке солирующей партии, музыкально и в ансамбле выполнять агогические оттенки, одновременно уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая для него живую ритмическую пульсацию, являются важными компонентами концертмейстерского мастерства. наряду с ним, следует постоянно заниматься воспитанием слуха аккомпаниатора, чтобы он не заглушал своей игрой партнёра, не выделяя сильные доли в сопровождении там, где этого требует мелодия. Поскольку каждый студент обучается искусству дирижирования, это помогает ему при аккомпанировании лучше понять вокалиста, способствует развитию концертмейстерских умений.
Чтение нотного текста с листа.
Умение читать нотный текст с листа является необходимым профессиональным качеством любого музыканта и особо ценным для концертмейстера. Данное умение дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки к занятиям. для тех выпускников, которые станут работать концертмейстерами, чтение с листа станет едва ли не основным занятием. Кроме того. свободное чтение нотного текста позволяет самостоятельно знакомиться с различной музыкальной литературой. Пополнять исполнительский репертуар, расширять музыкальный кругозор.
Транспонирование.
Будущему концертмейстеру необходимо обладать умением транспонировать произведения на небольшой интервал, так как ему нередко приходится прибегать к изменению тональности из-за текстурных неудобств некоторых вокальных произведений. Концертмейстер должен уметь транспонировать партию сопровождения, имея перед собой нотный текст сочинения.
Процесс транспонирования должен проходить поэтапно и включать следующие моменты:
Проигрывание музыкального произведения в основной тональности или зрительный обзор;
Смена тональности произведения, чтобы получить другую тональность, более удобную для исполнения на данном музыкальном инструменте.
Особенно это важно для гитариста-аккомпаниатора, т.к. на гитаре очень мало тональностей, удобных для аккомпанирования.
Определение исполнительских особенностей и трудностей в партии сопровождения;
Выявление трудно исполнительских мест в партии вокалиста с точки зрения тесситуры;
Уточнение темпа, агогики, динамических нюансов;
Конкретизация музыкального образа;
Корректирование деталей.
Обучение чтению с листа и транспонированию требует соблюдать по степени возрастания трудности учебного материала. Начиная с наиболее простой и однотонной фактуры, не отягощенной большим количеством ключевых знаков, студент получает возможность больше сосредоточиться именно на тональном изменении текста, видеть глазами наперёд нотный текст. Транспонирование вокального аккомпанемента на тон визуально более сложно и, соответственно, требует больше времени для освоения. Выработка умения предполагается в процессе практической деятельности.
Творческая работа, основанная на анализе и воспроизведении аккомпанемента при чтении с листа и транспонировании, развивает умение свободно обращаться с нотным текстом и способствует формированию навыка подбора по слуху.
Необходимо учитывать, что в концертмейстерском классе, в силу его специфики, происходит концентрация и систематизация знаний и умений, полученных студентами на занятиях по фортепиано, дирижированию, сольфеджио и теории музыки.
Выбор репертуара осуществляется на основе индивидуального подхода, учитывающего предварительную подготовку студента. При этом все студенты обязаны в каждом семестре выполнять обязательные требования по разделам дисциплины. Работа в концертмейстерском классе по всем разделам идет параллельно. Однако больший акцент делается на работе с камерно-вокальным и инструментальным репертуаром, что отражено в сетке часов. Большое значение в формировании и становлении концертмейстерских умений у студентов имеют контрольные мероприятия, такие как академические концерты, зачетные уроки по чтению с листа и транспонированию, сдача обязательного репертуара, концерты секции. Дисциплина включает в себя несколько разделов, или видов работы, освоение которых в комплексе и составляет понятие концертмейстерских умений и навыков.
Большое значение и стилевое разнообразие вокально-инструментальных произведений от простых романсов до развернутых пьес предполагает постепенное накопление и усвоение обширного репертуара и закрепление в работе над ним концертмейстерских умений и навыков.
Объем курса, виды учебной работы и отчетности
Учебная дисциплина «Концертмейстерский класс» с объемом курса 91 часа рассчитан на достаточно серьезную подготовку выпускника для практической деятельности. вместе с тем учебная дисциплина, с режимом групповых занятий для освоения требуемого объема курса, допускает вариативные формы в изучении репертуара, но согласно тематическому плану. Индивидуальный план утверждается предметно-цикловой комиссией при обсуждении программ текущей и промежуточной аттестаций, а также итоговой государственной аттестации.
Контроль над работой студентов осуществляется в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов. Сроки проведения этих мероприятий определяются учебным планом.
График аттестаций.
Курс, семестр Межаттестационная аттестация Промежуточная аттестация
2 курс, 4 семестр Летняя сессия
(контрольный урок) Весенняя межаттестационная аттестация
(контрольный урок)
3 курс, 5 семестр Зимняя сессия (зачет) Осенняя межаттестационная аттестация (зачет)
3 курс, 6 семестр Летняя сессия (экзамен) Весенняя межаттестационная аттестация
(академическое выступление)
4 курс, 7 семестр Зимняя сессия (зачет) Осенняя межаттестационная аттестация (зачет)
4 курс, 8 семестр Летняя сессия (итоговая аттестация) Весенняя межаттестационныя аттестация (контрольный урок)
Содержание курса и требования к форме и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы
№
тем
п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов
Максим. нагрузка Объема курса Самост. работа
Раздел I. Формирование основ аккомпанемента
. 57 37 20
1.1. Возможности инструмента в аккомпанементе. 14 9 5
1.2. Правила сопровождения 15 10 5
1.3. Чтение с листа, игра с оригинального исполнении и переложения 14 9 5
1.4. Анализ и переложение фортепианного аккомпанемента в основных видах фактур 14 9 5
Раздел II. Развитие слуховых и практических навыков аккомпанемента 79 54 25
2.1. Подбор по слуху гармонизации мелодий основными функциями лада 16 11 5
2.2. Гармонизация в вариантах и фактурное обогащение мелодий 14 9 5
2.3. Виды фактур и способы фактурного изложения гитарного аккомпанемента 16 11 5
2.4. Транспортирование и модуляция в аккомпанементе 17 12 5
2.5. Аранжировка и сочинение аккомпанемента к песне 16 11 5
136 91 45
Программа минимум
В течение 4-6–го семестров студент должен:
- пройти в каждом семестре по 5-6 вокальных произведений;
- 3-4 инструментальны произведения;
- выполнить задания по чтению нот с листа, транспонированию, подбору по слуху;
- сделать в каждом семестре по 3-4 переложения для своего инструмента.
В течение 7-8-го семестра студент должен:
- пройти 6-7 вокальных, 2-3 инструментальных произведения;
- выполнить задания по чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху;
- сделать 3-5 обработки музыкального материала.
Зачётно-экзаменационные требования
V семестр
Глюк Х.В. «Мюзетт» из оп. «Армида»
Дебюк А. «Не обмани»
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Глазунов А. «Вальс»
Булаков П. «И нет в мире очей»
Моцарт В. «Деревенские танцы»
VI семестр
Варламов А. «Не отходи от меня!»
Векерлен Ж.Б. «Пастораль»
Харито Н. «Отцвели хризантемы»
Лядов А. «Вальс»
Гуэрчиа А. «Нет, не любил он!»
Шуман Р. «Маленькая пьеса»
VII семестр
Гурилев А. «Вьется ласточка»
Моцарт В. «Марш» из оп. «Волшебная флейта»
Донуаров С. «Он уехал»
«Салли гарденс», обр. Бриттена Б.
Шишкин Н. «Ночь светла»
Глюк Х. «Мелодия»
Примерные программы государственного экзамена
А.Гурилев «Зачем меня терзаешь ты»
М.Яковлев «Элегия»
Ж.М. Леклер Соната ре-мажор
А.Гречанинов Вальс
П.Булахов «Не пробуждай воспоминанья»
Б. Шереметьев «Я ваяя любил»
Б.Фигнер Соната фа-мажор
К.Вебер Виваче
Критерии оценки
Оценка «отлично»:
- выставляется за исполнение, образное содержание которого раскрыто с достаточной полнотой и убедительностью, студент демонстрирует понимание авторского замысла и стилевых особенностей исполняемых произведений;
- хорошее чувство ансамбля и звукового баланса, владение средствами выразительности;
- владение нужными исполнительскими приемами, хорошей исполнительской выдержкой;
- исполнение целостное и законченное, не содержит существенных текстовых и технических потерь.
Оценка «хорошо»
- выставляется при наличии в исполнении несущественных текстовых и технических потерь, а образное содержание произведения недостаточно раскрыто.
- студент понимает авторский замысел, стилевые и жанровые особенности исполняемого произведения, владеет необходимыми для воплощения образа, техническими приемами, средствами выразительности.
- в исполнении прослеживается недостаточное ощущение единого времени с солистами.
Оценка «удовлетворительно»:
характеризуется следующими параметрами:
- эмоционально-образная сторона произведения раскрыта слабо;
- интерпретация неубедительная;
- в исполнении есть существенные погрешности (текстовые, темповые, динамические, ритмические);
- учащийся плохо владеет средствами художественной выразительности, исполнительскими приемами;
- между учащимися и солистом нет темпоритмического единства, звукового баланса.
Оценка «неудовлетворительно»:
- выставляется в случае, когда эмоционально-образная сторона не раскрыта, интерпретация неубедительная, учащихся технически не справляется с поставленной задачей, не владеет средствами художественной выразительности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курс
Альбом пьес для домры и гитары/Сост. Н.Розов и В.Юрьев. – М., 1956.
Народные песни для домры в сопровождении гитары. – М., 1948.
Песни и романсы в сопровождении гитары. – Киев, 1955.
Песни советских композиторов в сопровождении гитары. – М., 1948.
Произведения русских композиторов для голоса в сопровождении гитары. – М.. 1947.
Русские народные песни в сопровождении гитары. – М., 1964.
Сборник пьес русских композиторов для домры в сопровождении гитары/Сост. М.Иванов. – М., 1949.
Алябьев А. Романсы и песни. - М.,1974.
Булахов П. Романсы и песни. - М.,1969
Варламов А. Романсы и песни. - М., 1975
Векерлен Ж. Пасторали. -М., 1962
Верди Д. Романсы. - М., 1960
Волков В. Под серебряной луной. - М., 1967
Встреча с песней. Вып.1 - М., 1970
Встреча с песней. Вып.З - М., 1973
Встреча с песней. Вып.З - М., 1970
Встреча с песней. Вып.8 - М., 1979
Глинка М. Романсы и песни. - М., 1978
Григ Э. Романсы и песни. - М., 1968
Гурилев А. Песни и романсы. - М., 1968
Даргомыжский А. Романсы. - М., 1971
Дунаевский М. Песни/ Сост. Л.Булатова. - М., 1960
Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. - М., 1974
Кюи Ц. Избранные романсы. - М., 1957
Лирические песни/ Сост. Л.Дубравин. Вып. 1 -1973
Лирические песни. Вып. 3. - Л., 1974
Листов К. Песни. - М., 1976
Любимые русские народные песни/ Сост. Р.Рустамов. - М., 1980
Ночь светла старинные русские романсы в сопровождении гитары
Народные песни. - М., 1969
Островский А. Детские песни. - М., 1968
Пахмутова А. Песни для голоса с сопровождением. - М., 1976
Перселл Г. Избранные вокальные сочинения. - М., 1955
Песни на стихи Е.Долматовского. - М., 1975
Песни на стихи Е.Евтушенко. - М., 1974
Песни на ситихи Л.Ошанина. - М., 1974
Песни радио и кино. Вып. 195. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 207. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 208. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 217. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 218. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 215. - М., 1975
Песни радио и кино. Вып. 222. - М., 1976
Песни радио и кино. Вып. 238. - М., 1977
Песни радио, кино и телевидения. Вып. 1. - М., 1979
Песни радио, кино и телевидения. Вып. 8. - М., 1979
Песни радио, кино. Вып. 71. - М., 1986
Песни радио, кино и театра. Вып.73. - М., 1986
Песни радио и кино. Вып. 67. - М., 1965
Песни советских композиторов/ Сост. В.Машков
Песни радиостанции «Юность». Вып.8/ Cост. М.Пляцковский. -М., 1977
Песни на стихи Рождественского. - М., 1975
Песня-75.-М., 1975
Песня-76.-М., 1976
Песня-78.-М., 1978
Рахманинов С. Романсы. - М., 1977
Римский-Корсаков Н. Романсы. - М., 1969
Рубинштейн А. Романсы. - М., 1972
Свиридов Г. Романсы и песни. - М., 1970
Чайковский П. Романсы. - М., 1978
Шаинский В. Песни. - М., 1977
Поет Людмила Зыкина (песни советских композиторов и русские народные песни). Сост. А.Шалаев. - М., 1969
6. Материально – техническое обеспечение курса
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Материально-технического обеспечение включает в себя: большой концертный зал на 250 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки «Инструменты народного оркестра» специалистов, для работы со специализированными материалами (фонотеку), необходимую аппаратуру для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеоматериалов, учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Для проведения занятий по информатике имеется специальное помещение, оборудованное персональными компьютерами, MIDI- клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
7. Методические рекомендации преподавателям
Рабочий процесс в концертмейстерском классе можно условно разделить
на четыре этапа.
Первый этап. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма, прочтение поэтического текста.
Второй этап. Индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая:
- разучивание гитарной партии; отработку трудностей;
- применение различных исполнительских приемов; соблюдение «люфтов»;
- подбор удобной аппликатуры; соединение поэтического текста, слова и звука; выразительность динамики, точную фразировку.
Третий этап. Работа с солистом. Предполагает безупречное владение гитарной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту или инструменталисту. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании.
Четвертый этап. Создание музыкально-художественного образа на основе совместной трактовки произведения.
В процессе работы над вокальными произведениями рекомендуется использовать песни с одним видом легкой фактуры. И лишь потом переходить к разучиванию произведений с сопровождением, сочетающим сразу несколько типов аккомпанемента.
Для каждого студента составляется индивидуальный план, в котором указываются музыкальные произведения и намечаются формы их изучения.
Согласно индивидуальным возможностям студента подбирается соответствующая программа. Музыкальный материал должен быть разнообразным и включать произведения различных стилей, эпох и жанров.
Для формирования навыка чтения с листа и транспонирования следует выбирать произведения, доступные по трудности, интересные и разнообразные по содержанию, стилю и фактуре. Затем постепенно усложнять репертуар (начинать обучение с однотипной фактуры, например, аккордовой и далее расширять умение читать мелодическую и смешанную фактуру), опережения (видеть нотный текст вперед, опережая взглядом процесс игры), стилевого и жанрового разнообразия (использовать вокальные произведения классического песенного жанра с несложным аккомпанементом), стилевого соответствия исполнения (фразировка, звук, агогика и другие выразительные средства), а также осмысленного чтения (быстро охватить весь текст, выделив существенное и отбросив менее важное. Понять деление на фразы, периоды, части, упростить фактуру) являются общими для прочтения любого нотного текста.На первом этапе обучения следует выбирать произведения с более простым аккомпанементом, небольшие по объему, написанные в медленном темпе, с небольшим количеством знаков альтерации.
Особое внимание следует уделять развитию навыков транспонирования. В качестве материала для транспонирования рекомендуются несложные аккомпанементы, как вокальные, так и инструментальные. Студент должен уметь представить звучание произведения в новой тональности. Для формирования навыков транспонирования рекомендуется следующая последовательность: сначала на интервал увеличенной примы, затем на интервал большой или малой секунды. При транспонировании на полутон, составляющий интервал увеличенной примы, достаточно представить мысленно другие ключевые знаки и внести поправку в случайные знаки. При транспонировании на интервалы секунды обозначения на нотном стане не соответствуют реальному звучанию. Здесь решающее значение приобретает внутренний слух, осознание функциональных связей гармонического сопровождения и т. д. Успех транспонирования во многом зависит от степени развитости взаимосвязи слуховых представлений и игровых движений, активности музыкального мышления, ориентации в тональностях.
Будущему аккомпаниатору необходимо уметь делать переложения для своего инструмента. В течение всего курса концертмейстерской практики студент под руководством преподавателя должен осваивать приемы переложения, а к концу курса самостоятельно делать переложения заданных произведений. Музыкальный материал, используемый в этих целях, должен быть подобран с таким расчетом, чтобы каждое произведение знакомило студента с одним или несколькими приемами переложения.
Музыкально-художественный и структурный анализ оригинала аккомпанемента – обязательный прием в выборе интерпретации переложения.
План анализа:
- определение жанровой основы сочинения;
- характеристика композиции произведения;
- определение принципов развития формы (повтор, разработка, контраст);
- особенности фразировки и характерные черты интонационного развития мелодий;
- выявление смысловых и кульминационных акцентов поэтического текста и мелодии;
- виды фактуры;
- художественно-образная роль вступления, заключения, связок.
Необходимо развивать навыки подбора по слуху, а также знакомиться с приемами обработки музыкального материала, в частности, народных мелодий и популярных песен. На начальном этапе эта задача ограничивается подбором по слуху мелодий несложной фактуры и гармонизации. Далее студент приступает к обработке музыкального материала, созданию развитой партии аккомпанемента. Для этого следует сделать анализ данной мелодии, определить характер и жанр, выбрать соответствующий тип фактуры, решить вопрос гармонизации. Необходимо широкое ознакомление с лучшими образцами вокального искусства, обработок народных песен. Одной из важных задач концертмейстерской практики является накопление репертуара, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности студента.
При выборе репертуара для аккомпанемента на гитаре следует учитывать возможность сочетания с другим инструментом. Гитара хорошо сочетается с домрой, может использоваться с флейтой, скрипкой, кларнетом. В этом случае рекомендуется использовать старинные камерные произведения, написанные в сопровождении лютни.
Вся работа в концертмейстерском классе ведется на основе индивидуального плана, который составляется преподавателем в соответствии с музыкально-техническими возможностями студента. Произведения, намеченные индивидуальным планом, должны быть разнообразны по форме, характеру, стилю.
8. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов
Работа в концертмейстерском классе включает:
- самостоятельный (или с помощью преподавателя) разбор музыкальногопроизведения;
- выучивание (не наизусть) партии сопровождения;
- выявление технических трудностей в аккомпанементе;
- создание музыкально-художественного образа в ансамбле.
Начальный этап работы - это прочтение нотного текста с помощью внутреннего слуха, т.е. зрительный обзор, помогающий установить тональный план, фактуру изложения аккомпанемента, размер, темп, музыкальную форму, диапазон вокальной партии. Такой анализ дает возможность осознать смысл произведения и отметить особенности литературного текста. Знакомство с творчеством композитора и историей создания музыкального сочинения способствует пониманию стиля и жанра изучаемого произведения. Очень важно выполнять все указания автора относительно динамических нюансов, темпов, цезур и прочих обозначений.
Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово. При изучении вокального произведения необходимо прежде всего осмысленное и по возможности эмоциональное прочтение текста, что помогает раскрытию художественной задачи. Студент должен уметь проинтонировать мелодию с текстом, определить ее характер, диапазон, найти кульминационные моменты, цезуры, смены дыхания.
При изучении аккомпанемента студент должен определить ладовые особенности, типы фактуры, установить их зависимость от развития вокальной партии, определить художественные и технические задачи. При работе с певцом аккомпаниатор должен знать характерную для данного голоса тесситуру, особенности певческого дыхания и артикуляции.
9. Перечень основной учебной, методической и нотной литературы
Винокур Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. - М.,
1978
- Живов Л.М. Подготовка концертмейстеров – аккомпаниаторов в музыкальном училище. - М., 1966
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.,1961
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. - М., 1972
- Произведения русских композиторов XIX века
- Алябьев А.«Вечерком румяну зорю»,«Влюблен я, дева-красота», Изба,«Кольцо души девицы,» Незабудочка, Соловей,«Я вас любил»,«Я вижу образ твой», Иртыш, Песнь старика, Очи, Уныние, Разлука,«Увы, зачем она блистает»,«И я выйду ль на крылечко»,«Плачет дева гор», Два ворона,«Что грустишь ты, одинокий»
- Балакирев М.«Обоими, поцелуй», Песня разбойника, Рыцарь,«Так и рвется душа»,«Взошел на небо месяц ясный», Среди цветов Булахов П.«Гори, гори, моя звезда»,«И нет в мире очей»,«Колокольчики мои»,«Не для меня»,«Не пробуждай воспоминанья»,«Нет, не люблю я вас», Тройка, Свидание, Раздумье, Баллада, Ожидание,«Не хочу»,«Утро туманное»,«Надуты губки для угроз», «Уж я с вечера сидела», Темно- вишневая шаль Варламов А.«Ах ты, время-времечко»,«Белеет парус одинокий»,«Вдоль по улице метелица метет», Красный сарафан,«На заре ты ее не буди»,«Оседлаю коня»,«Раз в крещенский вечерок»,«Так и рвется душа»,«Ты не пой, душа - девица»,«Что мне жить и тужить», Песнь разбойника,«Я любила его»,«Зачем с улыбкою печальной», Ожидание, Мери, Напоминание,«На небо взглянул я»,«О нет, не верю я», Ненаглядная,«Тяжело, не стало силы»,«Целый день на небе»,«Взволнуют море непогоды»,«Что это за сердце»,«Смолкни, пташка-канарейка»,«Что ты рано, травушка»,«Ты не пой, соловей», Горные вершины
- Глинка М.«В крови горит огонь желанья»,«Как сладко с тобою мне быть», К ней, К цитре, Мери,«Не говори, что сердцу больно»,«Не искушай»,«Не называй ее небесной»,«Не пой, красавица, при мне», Попутная песня, Сомненье,«Что, красотка молодая»,«Я помню чудное мгновенье»,«Ах, когда б я прежде знала», Венецианская ночь,«Я здесь, Инезилья», Утешение,«Скажи, зачем»,«Если вдруг среди радостей»,«Забуду ль я»,«Ах ты, ночь ли ноченька», Жаворонок, Северная звезда,«Не пробуждай воспоминаний», Болеро, Победитель, Адель,«Не щебечи, соловейко»,«Зацветет черемуха», Рыцарский романс Гурилев А.«Вьется ласточка сизокрылая», Грусть девушки, Домик-крошечка, Колокольчик, Матушка-голубушка, Она миленькая, Разлука, Сердце-игрушка, Сарафанчик,«И скучно, и грустно»,«Вам не понять моей печали»,«Я говорил при расставаньи»,«Отгадай, моя родная»,«Право, маменьке скажу»,«Жарко в небе солнце летнее»,«На заре туманной юности» Даргомыжский А. Баба старая,«В крови горит огонь желанья», Восточный романс, Лихорадушка, Мельник,«Мне грустно»,«Не скажу никому»,«Оделась туманами»,«Я вас любил»,«Я все еще люблю», Титулярный советник, Червяк, Шестнадцать лет, Юноша и дева,«Влюблен я, дева-красота»,«Любить себя я позволяю»,«Я затеплю свечку»,«Камень тяжелый»,«О, моя милая дева»,«Ночной зефир»,«Любила, люблю я», На балу, Старый капрал,«Ревнуешь ты», Песня Лауры, Судьба Кюи Ц. Наперстник, Царскосельская статуя,«Я вас любил»,«Истомленная горем», Молодые,«Коснулась я цветка» Мусоргский .«Что вам слова любви», Гопак, По грибы, Забытый Рахманинов С.«О нет, молю, не уходи», Островок,«Проходит все», Сирень, Сон,«Полюбила я»,«Она, как полдень, хороша»,«Я жду тебя», Вокализ,«Не пой, красавица»,«О, не грусти»,«Уж ты, нива моя»,«Здесь хорошо», Крысолов,«В молчаньи ночи тайной»
- Римский -Корсаков Н. «На нивы желтые», «На холмах Грузии», Октава,«О чем в тиши ночей»,«Пленившись розой, соловей»,«Тихо вечер догорает»,«Что в имени тебе моем»,«О, если б ты могла», Гонец,«Где ты, там мысль моя летает»,«Запад гаснет в дали светло-розовой»,«Не ветер, вея с высоты»,«То было раннею весной»,«Мне грустно»,«Шепот, робкое дыханье», Эхо,«Медлительно влекутся дни мои», «Звонче жаворонка пенье», Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
- Рубинштейн А. Зулейка, «Клубится волною», Певец, Разбитое сердце, «Скинь чадру», Ночь, «Что в имени тебе моем» Чайковский П. «Закатилось солнце», Осень, Песнь цыганки, Серенада, «Средь шумного бала», Страшная минута, Флорентийская песня, «Хотел бы в единое слово», Чаровница, Ночь, «;Забыть так скоро», «Я ли в поле да не травушка была», «Мы сидели с тобой», «Нет, только тот, кто знал», »Растворил я окно», «Он так меня любил», «Отчего?», Серенада, «Куда ты летишь», «Не верь, мой друг», Соловей, «Зачем»,«Зимний вечер», Серенада Дон-Жуана», ариозо Воина из кантаты «Москва»
- Произведения зарубежных композиторов Бах И.С. Ария из кантаты № 21«Слезы и стоны». Ария из «Рождественской оратории»«Жених небесный», ля минор. Ария из«Магнификат» си минор. Ария из«Рождественской мессы» №4 ля минор. Ария из кантаты №117 «Сердце, плачь». «;Страсти по Иоанну», ария. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли: «;В час вечерний», «Как день приносит»,«Не печалься»,«Свет несет»,«Победа»,«Радость».
- Бетховен Л. Майская песня, Песня о покое, Поцелуй, Смерть, Новая любовь—новая жизнь, Стремление, Круг цветочный, Прощание, Покой, Люблю тебя, К возлюбленной, Песнь Миньоны, Песня о блохе, Тоска разлуки, В могиле темной, Аделаида, Весною- Бизе Ж. Апрельская песня, Утро,«Есть тайна у меня», Серенада, Гимн любви Векерлен Ж. Менуэт Экзоде, Аминта,«Ах, зачем я не лужайка»,«Девы, спешите», Лизетта,«Мама, что такое любовь?», Нанетта,«О, свирель», Пастушка-резвушка Вебер К. Ария Анхен из оперы«Вольный стрелок» Верди Д. К звезде, Нищий,«Покоя лишилась», Трубочист, Цыганка, Ария Виолетты из оперы«Травиата»
- Глюк К.«Душа, веселися», Мелодия, ария Орфея из оперы«Орфей»«Потерял я Эвридику» Гуно Ш. Вальс Джульетты из оперы«Ромео и Джульетта» Григ Э. Арфа, в лесу, Избушка, Люблю тебя,«Слышу ли песен звуки», Песня Сольвейг, К родине, Старая мать, В челне, Сосна, С примулой, У реки, Розы, С водяной лилией, Летний вечер, Цыганка,«Когда брожу в вечерний час», Изгнанник,«Море в ярких лучах сверкает»
- Гендель Г.«Тревоги горьких дум» Лист Ф.«Всюду тишина и покой»,«Как утро, ты прекрасна»,«Люблю тебя»,«Ты, как цветок, прекрасна»,«В любви все чудных чар полно»,«Безмолвен будь» Инструментальные сочинения
- Барток Б. Вечер в деревне
- Брамс И. Колыбельная
- Бетховен Л. Немецкий танец
- Блавэ М. Сицилиана, Сарабанда
- Вебер К. Виваче
- Вебер К. Сонатина си-бемоль мажор
- Гайдн А. Соната№2 си-бемоль мажор
-Гайдн А. Немецкий танец
- Гендель Г. Соната№1 ми-минор Адажио
- Гендель Г. Соната№7 Ляргетто- Гендель Г. Менуэт
- Глюк Х. Мелодия
- Глюк Х.Танец
- Гречанинов А. Вальс
- Кванц И. Лярго- Корелли А. Сарабанда
- Леклер Ж.М. Соната ре-мажор
- Марчелло Б. Аллегро
-Моцарт В. Вальс
-Моцарт В. Ария из оп. «Волшебная флейта»
-Персел Г. Ария
- Платонов Н. Вариации на русскую тему
- Фингер Соната фа-мажор
- Хачатурян А. Андантино
- Хренников Т. Колыбельная
- Шуберт Р. Колыбельная
- Шостакович Д. Вальс-шутка
- Богословский Н. Темная ночь
- Листов К. В землянке, «Я помню вальса звук прелестный»
- Баснер В. Березовый сок. На безымянной высоте. «С чего начинается Родина?»
- Блантер М. «Лучше нету того цвету»
- Богословский Н. «Спят курганы темные», «Темная ночь»
-Намин С. «Мы желаем счастья вам»
- Новиков А. Дороги, Белая береза
- Островский А. Как провожают пароходы
- Пахмутова А., Надежда,
- Птичкин Е. Сладка ягода
- Помнишь ли меня мой свет обр. В. Викторова
- Свиридов Г. «Сквозь волнистые туманы»
- Соловьев-Седой В. «Услышь меня, хорошая», На солнечной полянке,
- Подмосковные вечера
-Тухманов Д. День Победы
- Френкель Я. Березы
- Фельцман О. Старые слова
- Хренников Т. «Как соловей о розе»
-Шаинский В. Береза белая
-Шапорин Ю.«О, если б грусть моя»
- Леннон Д., Маккартни П. Мишель
- Ирадье С. Голубка
- Рамирес А. Странники