Разработка урока по окружающему миру 2 класс Расти здоровым УМК ПНШ
Окружающий мир
Тема: Расти здоровым
Цель: сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о своем здоровье;
Задачи: повторить условия, необходимые для жизни на Земле; подвести учащихся к пониманию важности здоровья для человека; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный
Литература: учебник «Окружающий мир» 2 класс О.Н. Федотовап, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, ТПО по окружающему миру, поурочные разработки по окружающему миру (CD).
УУД: Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению.
П.: Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Р.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К.: -Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию.
- формирование и отрабатывание умения согласованно работать в группах и коллективе.
Ход урока
деятельность учителя деятельность учащихся УУД
Оргмоментприветствует детей, настраивает их на работу, поднимает эмоциональный настрой проверяют готовность к уроку Целеполагание и мотивация
– Какие основные условия необходимы человеку для того, чтобы быть здоровым? Умеет ли человек создавать эти условия?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
-А для чего нам это нужно? отвечая на вопросы, определяют тему и цель урока Р. План-вать свои действия в соот-вии с поставленной задачей и условиями её реализации
Работа по теме урока
– Ваш организм способен дышать, питаться, расти, развиваться. У вас есть пять органов чувств, которыми вы воспринимаете окружающий мир. Они помогают различать форму и цвет предметов, тёплое и холодное, гладкое и колючее, запах и вкус пищи. Вам приходится приспосабливаться к окружающей среде: к жаре и холоду, к ветру и дождю. Иногда приходится бороться с болезнями. Чем же вы можете помочь своему организму? Как беречь свое здоровье?
– Рассмотрите схему «Здоровье человека» в учебнике. От чего зависит здоровье человека? (От здоровой пищи, света, тепла, свежего воздуха, чистой воды, занятий спортом.)
– Человек создал очень много полезных изделий для своей жизни. Но каждое изделие может нанести непоправимый вред здоровью человека, если им неправильно пользоваться.
– Почему взрослые не советуют детям долго смотреть телевизор? Почему рекомендуют сидеть от телевизора подальше?
– Почему предлагают включать настольную лампу, когда вы выполняете домашнее задание? (Это необходимо для того, чтобы сохранить зрение.)
– Почему настольная лампа должна стоять слева, если пишешь правой рукой, и справа, если – левой?
Учитель д е м о н с т р и р у е т о п ы т.
Один из учеников подходит к столу учителя, на котором включена настольная лампа. Он садится за стол и пишет что-нибудь на листе бумаги правой рукой. Учитель ставит лампу сначала справа, а затем слева от ученика. В каждом случае обращается внимание на то, как падает тень от предметов на лист бумаги.
Если в классе есть ребенок-левша, ему также предлагают сесть за стол, освещая его руку с карандашом то с левой, то с правой стороны.
Д е л а е т с я в ы в о д: если пишешь левой рукой, то лампа должна стоять справа, чтобы тень не заслоняла страницу.
– На каком расстоянии нужно находиться от телевизора при его просмотре, чтобы сохранить зрение?
– Как нужно носить сумку с учебниками, чтобы она не оттягивала плечо?
– Полистайте учебник и найдите рисунки людей, профессия и работа которых связана с заботой о здоровье детей. (Врач, повар, мама, учитель.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто и как заботится о здоровье детей? (О здоровье детей заботятся взрослые: родители, учителя, работники школьной столовой.)
– Кто самый главный в охране своего здоровья? (Очень важно, чтобы и сами дети заботились о своем здоровье каждый день.) Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.
– Почему в холодную погоду вас просят одеться теплее? А в ветреную – не снимать шапки? (Теплая одежда защищает тело от холода, а переохлаждение ведет к болезням.)
– Любое простудное заболевание снижает аппетит, вызывает слабость, насморк, кашель, боль. Это замедляет рост и развитие детей.
– Почему очень важно не болеть простудными заболеваниями? (Когда дети здоровы, они не устают во время уроков, бодры и веселы во время перемен, быстро выполняют домашнbе задания. Они крепко спят ночью и легко встают утром. Их организм хорошо работает и развивается.)– Почему важно заботиться о своем здоровье?
– Во-первых, если не заботишься о своем здоровье, то будешь постоянно болеть и плохо себя чувствовать.
Во-вторых, если не заботиться о своем здоровье, это помешает вырасти здоровым человеком. Некоторые дети мечтают стать моряками, военными, спортсменами, милиционерами. А все эти профессии требуют крепкого здоровья, силы, выносливости. Хорошее здоровье нужно и людям других профессий: врачу и учителю, агроному и шоферу, артисту и продавцу.
Заботиться о том, чтобы сбылась мечта, и вы в будущем занимались любимым делом, нужно с детства.
– Знаете ли вы, что некоторые болезни передаются от одного человека к другому через кашель, чихание, рукопожатие, общую посуду и полотенце?
– Рассмотрите рисунки в учебнике и расскажите, кто из детей не заботится о своем и чужом здоровье.
– Многие болезни вызывают крошечные живые существа – микробы. При кашле и чихании они попадают из организма больного в воздух. Люди, которые находятся рядом с таким человеком, вдыхают зараженный воздух. Опасные для здоровья микробы попадают в их тело. Если больной человек кашляет в классе, магазине, автобусе, то он может заразить много людей. Поэтому больным рекомендуется находиться дома, а при кашле или чихании прикрывать нос и рот носовым платком, сложенным в четыре раза.
– Какие еще правила помогут сохранить и укрепить здоровье? (Ешь больше свежих фруктов и овощей. Пей только чистую воду. Не стой рядом с курящим человеком.)Вставьте слова «можно» или «нельзя». Работа в группе
а) _________ употреблять очень горячую пищу.
б) Нюхать и пробовать незнакомые вещества _________.
в) Читать в транспорте ___________.
г) На солнце смотреть ___________ в тёмных очках.
д) ___________ слушать очень громкую музыку.
е) На морозе трогать влажными руками металлические предметы ___________.
Учитель п р о в о д и т и г р у «Чтобы быть здоровым, я буду…».
Учитель произносит фразы:
1) «Делать зарядку по утрам»;
2) «Каждое утро и каждый вечер чистить зубы»;
3) «Ходить в грязной одежде»;
4) «Мыть руки перед едой»;
5) «Есть немытые овощи и фрукты»;
6) «Больше играть на свежем воздухе»;
7) «Стараться стать поближе к курящему человеку»;
8) «Одеваться по погоде, чтобы не перегреться и не переохладиться»;
9) «Пить чистую воду»;
10) «Трудиться вместе с родителями дома и на свежем воздухе». -отвечают на вопросы учителя
-работают по учебнику
-наблюдают за опытом
-делают вывод
Учащиеся ч и т а ю т т е к с т учебника и г о т о в я т р а с с к а з на тему «Простые правила, которые помогают сохранить здоровье!».
-работают в группах
Учащиеся слушают, что говорит учитель. При верном ответе дети поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе «нет» дети качают головой. К. Задавать вопросыР. Принимать и сохранять учебную задачу.
П. Проводить сравнение и классификациюпо заданным критериям
физкультминутка закрепление
Работа в тетради.
З а д а н и е 53. Учащиеся рассматривают рисунок и дорисовывают тень от руки Маши и от руки Миши. Тень от подставки с карандашами должна подсказать, как дополнить рисунок. (Тень от рук Маши и Миши должна падать в этом же направлении.)
З а д а н и е 54.
З а д а н и е 55. Дети работают самостоятельно.
Учащиеся подчеркивают слова «осанка», «лопатки». Р. План-вать свои действия в соот-вии с поставленной задачей и условиями её реализации
6. Работа по хрестоматии.
1. Учитель читает рассказ
«Не ходи “по грибы” босиком!».
2. Организовывает фронтальную работу по закреплению изученной темы слушают рассказ учителя
отвечают на вопросы П. Проводить сравнение и классификациюпо заданным критериям
Итог урока.
- Какую задачу мы решали на уроке?
-Какие трудности были?
-Задача урока выполнена?
-Кто доволен своей работой на уроке?
Д/з. с. 54–59, отвечать на вопросы. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предложения, оценивают свою деятельность по десятибалльной шкале. Р.: осмысливают учебный материал; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки