Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «РАННЕЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ» (для детей 6 – 7 лет)
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств «Кантилена» с хоровым отделением
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства
«РАННЕЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
(для детей 6 – 7 лет)
Программа по учебному предмету
«КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
(1 год)
на 2015 – 2016 учебный год
город Новосибирск
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Реализация учебного предмета;
3. Цель и задачи учебного предмета;
4. Формы проведения учебных аудиторных занятий
5. Методы обучения
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета
Содержание и виды работы на занятиях
Требования к уровню подготовки обучающихся
Краткие методические указания
VI. Учебно-методический комплекс
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Музыка как самое эмоциональное из искусств, интегрируется со всеми другими образовательными областями. Так она способствует развитию эмоциональной отзывчивости не только как «центра музыкальности» (Б. М. Теплов), но и как личностного качества, что является содержанием социально-коммуникативной образовательной области. Готовность к совместной деятельности со сверстниками эффективно развивается в музыкальной деятельности (совместное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры-сказки). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности. (ФГОС, с.7).
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, именно в процессе игры развивает их музыкальные способности и, прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический, чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов (тембров), совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, концентрацию внимания, стремление к достижению цели, воображение.
Используя музыкально – игровую развивающую среду, как средство развития, педагог содействует обогащению сенсомоторного
эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития.
Основным видом деятельности является коллективное инструментальное музицирование, оно представляет собой область практического приложения творческих сил.
Очень важно, что развитие мелкой моторики дошкольника, связанное с индивидуальной практической исполнительской деятельностью, способствует ускорению развития речи ребёнка, обогащению его словаря, речевому творчеству, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте (с. 7).
Развитие музыкальных способностей происходит как в исполнительской, так и в музыкально-образовательной деятельности, новой для дошкольников, включающей в себя системное ознакомление с музыкально-теоретическими сведениями и понятиями, которые сразу же закрепляются в исполнительской практике. Дети осваивают наиболее характерные музыкально-выразительные средства, элементами музыкальной речи, переводят их в слуховой опыт и осознанно применяют их в разучиваемых музыкальных произведениях. Так постепенно формируется музыкальное мышление ребенка, его способность эмоционально переживать содержание музыкального произведения в момент его исполнения. Специфика же возраста такова, что для более глубокого усвоения детьми полученных знаний, услышанного, им необходимо закреплять это в практических действиях.
Программа «Коллективное музицирование» создана на основании «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», сформулированных в Письме Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ и анализа государственных программ для детских дошкольных учреждений:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
программа “Развитие” Л. А. Венгера и “Ладушки” И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой;
система Карла Орфа – как системы детского музицирования в оркестре. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании. Данная программа разработана с учётом психофизических особенностей и возможностей детей раннего возраста (с 6 до 7 лет).
2. Реализация учебного предмета «Коллективное музицирование»
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для дошкольников в возрасте 6 – 7 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Коллективное музицирование» отводится 1 занятие в неделю, продолжительность академического часа 30 минут.
Количественный состав групп – от 11 человек.
Реализация программы «Коллективное музицирование» способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности музыкального общения посредством исполнительской практики (игре на детских музыкальных инструментах);
воспитанию активного слушателя, участника детской самодеятельности.
В целях обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) через претворение в жизнь программы «КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ», духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ребёнка на уровне ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением формируется комфортная развивающая образовательно-воспитательная среда, основанная на:
организации творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий: музыкального лектория, концертов, творческих вечеров;
планировании и реализации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе МБОУ СОШ № 90;
формировании образовательного пространства с применением образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
организации эффективной самостоятельной подготовительной работы обучающихся при поддержке всех преподавателей и родителей (законных представителей) обучающихся;
построении содержания образовательной программы «Коллективное музицирование» с учётом индивидуального развития детей, а также с учётом социально-культурных особенностей города Новосибирска.
Комфортные условия обучения в ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением обеспечивается за счёт:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания данной программы;
создания комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава преподавателей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Принципы музыкального воспитания на занятиях:
Непринуждённость обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
Целостность в решении педагогических задач:
а) обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями через слушание музыки, игры и музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой/исполнительской деятельности.
Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач в процессе обучения.
Принцип сотрудничества и партнёрства.
Принцип развивающего обучения.
Принцип положительной оценки деятельности детей.
Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребёнка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения у ребёнка.
3. Цель и задачи учебного предмета, формы проведения учебных аудиторных занятий.
Основная цель: формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах через взаимодействие в коллективе, развитие и координацию творческих навыков.
Задачи:
создавать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей,
направлять восприятие и воплощение в собственной исполнительской практике музыкальные образы,
заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии),
создавать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей детей,
выявлять одарённых детей,
формировать практические навыки игры на детских музыкальных инструментах и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования адекватно детским возможностям,
развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений,
познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
4. Формы проведения учебных аудиторных занятий
Формы организации занятий:
Репетиционные музыкальные занятия;
игры-инсценировки;
театрализация;
внутригрупповые конкурсы;
концертные выступления.
Основной формой учебной и воспитательной работы по ОП «Коллективное музицирование» является урок в форме группового занятия преподавателя с учениками. При такой форме занятий организатор учебного процесса должен помнить о дифференцированном подходе к начинающим музыкантам, учитывать их индивидуальные музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Оценка психологических и профессиональных особенностей ребёнка обусловливает конкретные педагогические задачи и методы работы. Преподаватель должен постоянно выявлять и поддерживать встречную творческую инициативу учеников, воспитывать способность самостоятельно решать художественные задачи. Подведение итога каждого занятия прививает учащимся осознанное критическое отношение к собственной работе.
На первоначальном этапе обучения положительно сказывается поддержка и одобрение занятий ребёнка со стороны родителей и привлечение их на уроки (занятия) для последующего контроля за домашними занятиями.
Виды музыкальной деятельности:
развитие чувства ритма: ритмическая импровизация;
исполнительская практика на детских музыкальных инструментах;
инструментальное озвучивание детских сказок и историй;
инсценировка.
5. Методы обучения
Выбор методов зависит от возраста и подбора участников группы, т.е. возрастных психологических особенностей группы и индивидуальных психофизических особенностей учащегося. Основной метод воспитательной работы – наблюдение за детьми. Кроме того используются следующие методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение);
практический метод (выработка игровых навыков учеников: работа на инструментах над различными упражнениями, исполнением музыкальных произведений);
наглядно-слуховой (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет произведение и попутно объясняет партию инструмента);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу преподавателя);
метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученикам разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученики лично участвуют в поисках решения поставленной задачи);
эмоциональный (работа над художественно-образной сферой произведения: подбор образных сравнений и/или ассоциаций);
Для реализации задач программы «Коллективное музицирование» используются следующие обучающие методы:
метод интонационного анализа художественных произведений
метод наблюдения и сравнения;
метод игры, драматизации, театрализации;
метод художественного контекста;
метод организации диалога разных уровней (ученик-ученик, ученик-учитель);
метод творческих заданий;
метод контраста и неожиданности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА и
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного года.
Целеполагание:
Пробуждать интерес к инструментальному музицированию;
формировать навыки и умения начального инструментального исполнительского опыта;
уметь воспринимать и сравнивать различные музыкальные тембры;
выделять и обобщать признаки музыкальных инструментов;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, координации движений;
ознакомить детей в игровой форме с миром музыки и музыкальных инструментов,
учить распознавать простейшие звуковысотные, ритмические, тембровые, темповые соотношения,
развивать чувство ансамбля и ответственность за коллективное дело.
В учебный репертуар отбираются высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по форме и содержанию, с учётом уровня музыкальной подготовленности группы, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Предложенная программа обучения определяет следующие направления деятельности на год обучения:
Общие развивающие задачи в работе с учащимися.
Знания, умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в результате обучения.
Вид и объём учебного материала, подлежащего освоению.
Примерные перспективные исполнительские программы для отчётных выступлений и экзаменов.
Концертные выступления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на учебный год
Месяц,
Тема занятия
Программное содержание
Репертуар
Сентябрь:
Где живут звуки? 2ч.
Осень бродит у ворот
2ч.
Формировать запас музыкально – слуховых впечатлений. Учить воспри –
нимать средства музыкальной вырази –
тельности. Познакомить детей со звуками окружающей природы.
Учить детей определять происхожде–ние звука, различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать творческую фантазию, на музыкальных инструментах изобразить природные явления (дождь, ветер).
Р.н. п. «Как у наших у ворот»
Н. Соколова «Воробей», «Ручей».
Д/И «Где живут звуки?»
Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй пальчик!»
Д/И «Угадай, что звучит»
Игра в оркестре:
В. Ребиков «Жуки»
Октябрь:
Звук живет в любом предмете 2ч.
Звуки шумовые
и музыкальные. Понятие «Быстрые и медленные» звуки.
(восьмые и четверти)
3ч.
Знакомство детей с немузыкальными звуками окружающей среды
При помощи опытов подвести малышей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки.
Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков различных по высоте, тембру, динамике, темпу.
Аудиоматериал «Звуки улицы», «Шум леса».
Опыт «Музыка или шум»
Слушание: С. Прокофьев. Балет «Золушка»: «Часы»; К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: «Слоны»; С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»
Аккомпанемент педагогу:
Н. Соколова «Баю- бай»,
А. Филиппенко «Цыплятки». Игра в оркестре: А. Гладков «Бременские музыканты».
Ноябрь:
Весёлые игрушки –
озорные погремушки
2ч.
Колокольчик озорной
2ч.
Знакомство с музыкальными инструментами – погремушкой и колокольчиком.
Учить детей использовать погремушку как музыкальный инструмент.
Развивать чувство ритма
Воспитывать интерес к игре в ансамбле .
М. Кортушинова «Погрему -шечка» Музыкальная палитра» № 4/ 2006 – С. 25.
В. Моцарт «Колокольчики звенят».
Слушание: колокольные звоны, ростовские звоны.
Н. Рябухина «Сказка о гноме и мальчике». Игровая разминка
«Весёлый колокольчик».
Н. Рябухина «Звонкие бубенчики».
Д/И «Музыкальное эхо».
Изготовить вместе с детьми погремушки.
Игра в оркестре:
В. Ребиков «Мыши»
Декабрь:
Барабан грохочет
2ч.
К нам пришла зима
2ч.
Знакомство с музыкальным инструментом – барабаном. Учить детей ударять по барабану на сильную долю, играть ритмично.
Развивать эмоциональную сферу у детей, способствовать к образным и свободным импровизациям.
Сравнение звучания барабана, погремушки, колокольчика.
Опыт с бумагой – изображение скрипа снега.В. Карасев «Зима». Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик»
Музыкальная сказка о зиме (сб. Н. Рябухиной): П.Чайковский «Октябрь», «Январь»,«Апрель».
Игра в оркестре:
С. Рахманинов «Карнавал», «Сыграем сказку» (сборник).
Январь:
Весёлый бубен
2ч.
Ложки деревянные,
музыкальные
1ч.
Знакомство с музыкальным инструментом – бубном: учить детей правильно ударять в бубен, передавать им ритмический рисунок.
Сравнение звучания барабана, погремушки и бубна.
Развивать тембровый слух, чувство ритма, учить детей различать звучание трёх музыкальных инструментов. Познакомить детей с деревянными ложками, показать приёмы игры на них.
Д. Шостакович «Шарманка»
Р.н.п. «Ах вы сени» Р.н.п. «Из – под дуба..»
Русские народные потешки.
Озвучивание картинок, аккомпанемент педагогу: И. Королькова «Крохе-музыканту»: «Кошкин дом», «Коза», «Труба и барабан».
Февраль:
Радуга звуков
4ч.
Ритмично передать цоканье лошадки деревянными палочками.
Закрепить у детей умение распознавать деревянные, стеклянные, металичес –кие звуки. Закрепить навыки игры на знакомых инструментах.
Учить детей играть в ансамбле слаженно, ритмично. Развивать ритмичность, эмоциональность, подвижность. Развивать потребность в новых музыкальных впечатлениях.
Ритмическая разминка – имитация игры на инструментах.
Н. Потоловский «Лошадка», Ф. Лещинская «Лошадки». Сборник «Играем в оркестре»: «Серенький козлик». Сборник «Посвящение Карлу Орфу»: «Божья коровка», «Кукушка».
Март:
Весело звучит оркестр веселых инструментов
2ч.
Весенняя фантазия
2ч.
Знакомство с инструментами нетрадиционного вида (музыкальные игрушки, «шумелки», самодельные инструменты, свистульки). Учить детей распознавать тембры музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.
Формировать ритмическое восприятие, упражнять в различении трех ритмических рисунков.
Расширять кругозор, способствовать проявлению фантазии.
Развивать чувство ритма, тембровый слух. Учить детей выразительно передавать характер песен о весне.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Е.Антошина «Наш оркестр» - игра на нетрадиционных инструментах.
Д/И «Где живут звуки». Изготовление инструментов из подручного материала.
Д/И «Узнай инструмент». Сборник «Играем в оркестре»: «Камаринская», «Времена года», «Лягушка». Сборник «Посвящение К. Орфу»:
«Мама, мамочка», «Вставала ранёшенько».
Аккомпанемент педагогу:
Н. Соколова «Колокольчик», «Весна», «Ромашки»;
В. Витлин «Молоточек».
Апрель:
Вот как весело у нас!
4ч.
Продолжать развивать у детей музыкально – сенсорные способности: различать звуки по высоте, динамике, тембру, ритму.
Побуждать самостоятельно подби -рать музыкальные инструменты для аккомпанемента народной потешки, детской песенки, озвучивания стиха. Учить детей играть в оркестре, прислушиваясь друг к другу, музыкальному сопровождению.
Развлечение «Мы – музыканты». Аккомпанемент педагогу: М.Матвеев «Кузнечики», Е. Поплянова «Дождик». Игра в оркестре: В. Ребиков «Котёнок», «Мыши», «Путаница».
Д/И «Узнай инструмент».
Закрепление пройденного материала
Май:
Мы играем и поём!
2ч.
Повторение пройденного в течение года
2ч.
Развивать эмоциональность, самостоятельность, творческую активность.Обогащать музыкально – слуховые впечатления.
Закрепить весь пройденный материал, имеющиеся навыки и умения в игре на музыкальных инструментах.
Повторить все знакомые игры, разминки, произведения.
Концерт для родителей с использованием всех знакомых инструментов
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты года обучения:
Деятельностно-коммуникативный
компонент
Предметно-информационный
компонент
Ценностно-ориентационный
компонент
– Умение правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов (бубна, треугольника, трещотки, ксилофона и др.)
– Умение ритмично исполнять несложные музыкальные отрывки на этих инструментах, правильно отхлопывать простейшие ритмы, умение их пропеть.
– Способность подбирать ритм к определённой картинке. Умение узнавать песенку по её графическому изображению.
– Способность проявлять активность при участии в играх.
– Знание названий детских музыкальных инструме –
нтов (бубен, треугольник, трещотка, ксилофон и др.) и способы звукоизвлечения
– Представление о длинных и коротких звуках, знание их графи –
ческих изображений.
– Знакомство с ритмичес-кими картинками:
бе-лоч-ка, по-ро-сё-нок, лев, кро-ко-дил.
– Желание играть на детских музыкаль –
ных инструментах.
– Воспитание бережного отно –
шения к музыкаль –
ным инструментам.
– Эмоциональный отклик на исполне –
ние ритмического рисунка к определённой картинке.
IV. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности:
музыкально-слуховые представления,
чувство ритма,
ладовое чувство.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Знакомство детей с музыкальными инструментами лучше проходит в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления преподаватель стремится дать учащимся в занимательной игровой форме. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся всё более самостоятельными.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Уже в младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики:
нежный (колокольчик),
звонкий (металлофон),
чёткий, стучащий (барабан) и т. д.,
обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.
Полезны дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности звука).
Взаимодействие детей в коллективе (музицирование, игра в оркестре на детских инструментах) невозможно без точного ощущения ритма, пульса произведения и координации движений. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявлять и развивать. Для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать метроритмические формулы, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»). Целесообразно начать обучение со слушания детьми музыкальных композиций (по выбору преподавателя) с различным ритмическим рисунком и разных жанров, с целью накопления необходимых слуховых впечатлений. Дети могут сопровождать игру педагога хлопками в ладоши или на ударных инструментах.
Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Прежде чем начать игру на инструментах, необходимо познакомить детей со звучанием каждого инструмента и проанализировать вместе с детьми целесообразность использования того или иного инструмента в каждом конкретном произведении. Поначалу партии детей на инструментах должны быть простыми (ритмическое остинато), впоследствии – варьироваться и усложняться.
В процессе исполнения в коллективе (детском оркестре) ребёнок учится соблюдать ритм, играть «остинато», соблюдать темп, динамику, играть в ансамбле со своими сверстниками, одновременно начиная и заканчивая; подбирать по слуху, импровизировать ритмические и мелодические попевки. Такое музицирование осуществляется индивидуально, небольшим ансамблем и в оркестре. Музицирование может сопровождать свободные игры детей, когда ребёнок сам выбирает мелодию, используя иногда свои приёмы исполнения.
Развитие творческой инициативы в процессе музицирования также играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и, вместе с тем, осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения.
Поскольку творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческую работу можно начинать на первом году обучения, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:
досочинение ритмического рисунка на заданную мелодию;
озвучивание детскими музыкальными инструментами предложенных тестов;
сочинение ответной ритмической фразы и т.п.
Творческие приёмы развития слуха и ритма особенно эффективны в раннем возрасте.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации программы «Коллективное музицирование» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящей программой.
Материально-техническая база ДШИ «Кантилена» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Коллективное музицирование» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
учебную мебель (столы и стулья соответствующего размера, стеллажи, шкафы);
детские музыкальные и шумовые инструменты;
инструменты Орф-оркестра;
наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстрационные модели;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс), наборы музыкальных и шумовых инструментов.
В ДШИ «Кантилена» созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дидактические материалы, методические пособия, сборники
1. Абелян П.. Забавное сольфеджио: Учеб.пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательский дом “КЛАССИКА – XXI”, 2005. – 54 с.: ноты.
2. Аудиоэнциклопедия «Как звучат музыкальные инструменты» (CD). – М.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
3. Аудиоэнциклопедия «Как звучат природные явления» (CD). – М.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
4. Аудиоэнциклопедия «Как звучит живая природа» (CD). – М.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
5. Бырченко Т.. С песенкой по лесенке: пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Изд. 2, переработанное. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1984. – 112.
6. Железнов С., Железнова Е.. Наш оркестр. Музыкальные обучалочки: Весёлые песенки для музицирования о ребятах и зверятах. Для детей 5-10 лет (CD + нотные материалы). – М.: Из-во детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 2007.
7. Железнов С., Железнова Е.. Развивалочки от 1 до 5: Абсолютный слух от 1 до5: Песенки и упражнения на развитие ритма и абсолютного музыкального слуха (CD). – М.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
8. Забурдяева Е., Перунова Н.. Посвящение Карлу Орфу / Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. I , «Движение и речь». – СПб.: «Невская нота», 2008. – 56 с.: ноты.
9. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н.. Посвящение Карлу Орфу /Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып. II, «Поём, танцуем, играем в оркестре». – СПб.: «Невская нота», 2008. – 56 с.: ноты.
10. Игнатова И.. Раннее развитие детей 3 – 4 лет на музыкальной основе. – СПб.: издательство «Союз художников», 2008 – 36 с.
11. Играем в оркестре: пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста / сост. Л. Климова. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург» , 2006. – 24 с.: ноты.
12. Каплунова И., Новоскольцева И.. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей) / пособие для восп. и муз.рук. детск. дошк. учрежд. – СПб.: Издательство «Композитор - Cанкт-Петербург», 2005. – 74 с.
13. Катонова С.. Солнечные зайчики: Музыкальные сценки для голоса (хора) и фортепиано / Учеб. пособие по развитию творческих навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург», 2008. – 67 с.: ил.
14. Киркос Р.. Гуси – лебеди: Музыкальная композиция с нотами по мотивам русской народной сказки. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург», 1998. – 22 с.: ноты.
15. Коренева Т. Ф.. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.- метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. – 112 с.: ноты.
16. Королькова И.. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 56 с.: ноты.
17. Металлиди Ж.. Сыграем сказку: Как найти дорожку в новогоднюю ночь: Сочинения для слушания и театрального исполнения в работе с дошкольниками и младшими школьниками. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург», 1999, 2002. – 20 с.: ноты.
18. Минор Н. Н.. Детское музыкальное творчество. Учеб. пособие для студентов фак-та искусств и художественного образования. – Саратов: Из-во «Научная книга», 2008. – 123 с.: ил.
19. Огороднова-Духанина Т.. Мы ставим спектакль про зоопарк: Музыкальное представление для самых маленьких артистов. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург», 2004. – 39 с.: ноты.
20. Орф К. Музыка для детей: рус. Версия: т. I / Карл Орф; [вступ. cт. и коммент. авт.]; сост.: Вячеслав Жилин, Оксана Леонтьева; [пер. с нем., сост., пер. стихов Г. Хохряковой]. – Челябинск: MPI; Mainz: Shott, 2008. – 80 с. – (Орф-Шульверк = Orff-shulwerk).
21. Праздничные утренники в детском саду: песни, игры и танцы для детей в сопровождении фортепиано (баяна). Изд. 3 / сост.: Н. Метлов, Л. Михайлова. – М.: Из-во «Советский композитор», 1985. – 145 с.: ноты.
22. Рябухина Н. М.. Давай поиграем!: Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4 – 6 лет / Н. М. Рябухина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 119 с.: ил. – (Школа развития).
23. Соколова Н.. Ребёнок за роялем: Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. Изд. 5. – Л.: Из-во «Музыка», 1983. – 70 с.: ноты.
24. Троицкая Е.. Новогодняя сюита: Музыкальное представление для детей. – СПб.: Из-во «Композитор – Санкт-Петербург», 2004. – 12 с.: ноты.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
Заголовок 315