Итоговая работа на тему: Метод проектов как средство повышения творческого потенциала учащихся 7 класса при изучении темы «Млекопитающие»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительное профессиональное образование
(повышение квалификации) специалистов
Самарской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: Метод проектов как средство повышения творческого потенциала учащихся 7 класса при изучении темы «Млекопитающие»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ 03.02.2014г. – 07.02.2014г. «Развитие творческого потенциала личности в обучении»
Выполнил:
Казанцев Борис Александрович
Учитель биологии
ГБОУ СОШ с.Девлезеркином.р.Челно-ВершинскийСамара 2014
Пояснительная записка.
Цель проекта:
создание условий для развития творческого потенциала личности школьника в условиях формирующейся образовательной среды через активную познавательную деятельность на уроках.
Задачи:
Формирование поисково-исследовательских навыков и умений ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Создание условий для развития активной познавательной деятельности, приобретения опыта познания и самопознания и устойчивого интереса к предмету биология.
Воспитание у учащихся ответственности за окружающий мир, общество, в котором предстоит жить подрастающему поколению и реализовывать свои возможности.
Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения.
Сроки реализации проекта: 1,5 месяца
Участники проекта:
Учащиеся 7 класса ГБОУ СОШ с.Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся 7 классов обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе.
Созданы условий для активной познавательной деятельности, раскрыта их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.
У учащихся воспитана ответственность за окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить и реализовывать свои возможности.
Дети умеют правильно оценить свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.
Проблема:
Выпускник любого класса, не зависимо от выбранного профиля, должен быть творческой личностью, однако, за последние годы работы, мною отмечено снижение познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Млекопитающие.
Актуальность проекта
Активная познавательная деятельность – это проявление способностей индивида. В познавательной деятельности выражаются способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.
Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает ребенка еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся активной деятельности.
Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся 7 классов на различных этапах функционирования системы образования является своевременной, так как в этом возрасте у ребенка падает уровень мотивации к познанию окружающего мира. Дети больше уделяют времени тому материалу, который им интересен. Им хочется много знать, чтобы быть похожими на свой идеал, кумира, часто даже подражают кому-либо, что характерно для их возраста, но познавательная деятельность в этом возрасте носит избирательный характер. Чтобы повысить интерес, развить его, необходимо ребенка превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.
С психологической стороны дети данного возраста внушаемы, легко меняют свое настроение, быстрее взрослых переориентируются в желаниях и поступках.
В это время еще не сформирована профессиональная направленность, поэтому важно именно в этом возрасте формирование навыков овладения научными знаниями, умениями анализировать и сопоставлять, чтобы в дальнейшем применять в действии.
Ученики данных классов обнаруживают высокую впечатлительность и восприимчивость, стремятся схватывать что-то необычное. Им присуще стремление к поиску, положительной мотивации, сотворчества, как ведущего вида воспитательных взаимодействий и соотношений, приоритета целостности восприятия, оценки другого человека и самого себя.
Способность к творчеству присуща каждому ребенку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. А это время приходится как раз на возраст учащихся 7 классов.
Дети любят присутствие на уроках заданий, где бы они самостоятельно находили ответы и принимали решения. Готовя дополнительные сообщения, выполняя интерактивные задачи, учащиеся активны, деятельны, при этом помогают друг другу, советуют, оспаривают результаты. Полученные на таких уроках знания более прочные. Сами же уроки развивают большой интерес к предмету. Ребята с удовольствием получают хорошие отметки, а пробелы в знаниях тут же ликвидируют с помощью работы над ошибками. Качество знаний учащихся, полученных на подобных уроках, выше, нежели на обычных, традиционных. Но выяснилось и такое, что дети, стремясь к активному познанию, испытывают проблемы в организации своей деятельности, не могут четко регламентировать взаимоотношения «ученик – учитель», а кроме того, часто отсутствуют условия для индивидуальной работы с каждым учеником по развитию его творческого потенциала. А между тем, современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность.
Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания наук естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения. Проанализировав данную ситуацию, я пришел к выводу, что активная работа учащихся раскрывает их творческий потенциал, а ведь творчество детей на уроках – это залог формирования человека, который будет востребован современным обществом, адаптирован в общественной среде и сам способен участвовать в формировании этой среды.
Поэтому от уроков традиционных я перешел к урокам личностно ориентированным и творческим.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».
Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
Организация учебно–поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – это одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.
Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления .Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста. Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.
План проведения проекта
1 этап – подготовительный. Знакомство детей с понятием «проект», демонстрация образцов использования ИКТ учащимися. Даются рекомендации в работе над проектом.
2 этап. Вводная презентация учителя. Беседа в ходе демонстрации презентации. Актуализация опорных знаний по теме, обсуждение общего плана проекта, деление на группы, планирование работы над проектом в группах.
3 этап. Проведение занятий учащимися в своей группе и в классе.
4 этап. Создание материалов в группах для представления итогов своей работы (доработка презентаций, дидактических материалов, подготовка к защите).
5 этап. Оценивание презентаций. Проводится обобщающее оценивание продуктов деятельности учащихся. Краткий анализ положительных сторон деятельности каждого участника проекта.
6 этап. Подведение итогов проектной деятельности. Самооценка работы в группе каждым обучающимся. Проведение и анализ результатов проверочной работы. Самооценка успешности проекта. Анкетирование родителей об участии детей в проектной деятельности.
Результат проекта – обобщающий урок по теме «Млекопитающие животные»
График оценивания
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Проведение опроса по теме «Животные» для выявления остаточных знаний учащихся.
Коллективное обсуждение темы занятий с учениками.
Распределение индивидуальных заданий для самостоятельной работы.
Получение и обсуждение критериев самооценки учащихся. Самооценка учеников
Презентация итоговых работ
Итоговая оценка учителя
При начале реализации проекта учитель проводит стартовую презентацию. В ходе её демонстрации проводиться опрос для оценивания первоначального опыта и интересов учащихся. Идет обсуждение вопросов о роли млекопитающих на Земле.
Обсуждается план проведения проекта. Распределяются темы проектов по индивидуальным темам. Происходит знакомство с критериями оценивания работы учеников.
Ученики выполняют самооценивание своей работы. Преподаватель биологии оценивает выполнение их работы.
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентаций. После завершения работы над проектом проводится публичная презентация, на которой ученик демонстрирует результаты свое работы для учащихся своего классов.
Учитель оценивает работу ученика, по итогам чего выставляется оценка в пределах от 2 до 5 баллов. Здесь оценивается творческий подход, самостоятельность выполнения работы, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Учащиеся выполняют четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность проконсультироваться с преподавателем и получить необходимую помощь от других учеников класса. Проблемных учеников необходимо заинтересовать, дать почувствовать свою значимость в общем деле. Ответ оформляется в виде письменной работы (реферата) либо в виде презентации (по выбору ученика). Лучшие работы презентуются на открытом уроке.
Одаренный ученик Ученик может проявить самостоятельность и творческий подход, который поможет глубоко раскрыть смысл исследования. Выполненные работы презентуются на общем открытом уроке, могут быть представлены на конкурс школьного и районного уровня.
Литература:
Фаусек В. А., Млекопитающие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 367. —100 000 экз.
Брэм А. Э. Жизнь животных: В 3 тт. Т. 1: Млекопитающие. — М.: ТЕРРА, 1992. — 524 с.
Жизнь животных. Энциклопедия в 6 тт. Т. 6: Млекопитающие / Общ. ред. Л. А. Зенкевича. — М.: Просвещение, 1971. — 628 с.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 1994. — 415 с. — ISBN 5-09-004384-1.
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Наумов,_Николай_Павлович&action=edit&redlink=1"Наумов Н. П., Карташёв Н. Н. Зоология позвоночных. Ч. 2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. — М.: Высшая школа, 1979. — 272 с.
Наумов С. П. Зоология позвоночных. — М.: Просвещение, 1982. — 464 с.
Павлинов И. Я. Систематика современных млекопитающих. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 297 с. — ISSN 0134-8647.
Интернет-ресурсы:
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:_%D0%9C%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5._%D0%98%D1%85_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.#.D0.90.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.28.D1.8B.29_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5№
п/п Критерии оценивания 5 4 3 0
1. Соответствие названия и содержания презентации.
2. Содержание соответствует поставленным целям и задачам исследования проекта
3. Презентация отвечает на основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос конкретного исследования
4. Содержание разделов выдержано в логической последовательности
5. Презентация содержит ссылки на использованные печатные источники и Интернет-ресурсы
6. Размещенные фотографии, схемы, таблицы, графики логично дополняют презентацию
7. В презентации содержится информация об авторе 8. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации 9. Творческий подход к выполнению презентации 10. Презентация имеет законченный характер, в конце имеются четко сформулированные выводы
11. Сумма баллов Шкала оценивания:
0 – презентация не удовлетворяет данному критерию
3– презентация частично удовлетворяет данному критерию
4 – презентация достаточно удовлетворяет данному критерию
5 – презентация полностью удовлетворяет данному критерию