Урок литературы на тему Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Тема урока: Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Цели урока: познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева – повествователя.
ПЛАН УРОКА:
Слово о Тургеневе.
Сообщение о начале литературной деятельности.
История создания рассказа «Муму».
Информация ученика о прототипах рассказа.
Знакомство с героями.
Обобщение по уроку.
Словарная работа: Аннибалова (Ганнибалова) клятва, крепостничество, дворовые, челядь.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново
Учитель читает начало романа Б.Зайцева «Жизнь Тургенева».
Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается зеленившееся стадо – а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца, без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки благодать.
Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южной. Москвы со степью. К западу, заходя в Калужскую, к северу – в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. Святые появились в лесах севера. Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями.
Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными. Даже колонии были: разные имения и села, всякие Любовши, Тапки, Холодовы.
Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев – для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела и оставила у себя его портупею: чтобы крепче выходило. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем Иван.
Сообщение заранее подготовленного ученика
Доклад о семье и детстве И.С.Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле, в старинной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имени его матери – Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла.
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители писателя.
Мать, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистая, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, которой держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромное поместье и почти пять тысяч крепостных.
Вскоре она вышла замуж за молодого офицера Сергея Николаевича Тургенева, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.
Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали галереи, был разбит громадный парк.
Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого
· воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».
Тургеневу не было еще и пятнадцать лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось в печать тогда, когда он еще учился в университете. В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». По словам М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника», «положили начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды». «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, - писал Белинский, - как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!»
Сам Тургенев писал: «Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы».
Сообщение учителя
О начале литературного творчества Тургенева
Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева еще в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах. Первый большой литературный опыт – не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева.
По возвращении из-за границы (обучение в Германии) Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает ее и целиком отдается литературному творчеству.
Раннее творчество – это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев – довольно известный писатель. Но настоящий успех пришел вместе с публикацией рассказов «Записки охотников». Уже первый очерк из этого сборника «Хорь и Калиныч» (1847) удостоился высокой оценки читателей. В.Г.Белинский писал, что «в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него еще никто не заходил».
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться Это была моя Аннибаловская клятва».
«Записки охотника», рассказ «Муму» (1852г.) – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Из истории создания рассказа «Муму»
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Знакомство с героями
Аналитическое перечитывание начала рассказа
Читаем от начала до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили».
Вопросы:
С какими героями мы познакомимся в начале произведения?
Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?
Почему знакомству посвящен только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?
Чем среди крестьян выделялся Герасим?
Какие слова передают отношения автора к герою?
Почему «не полюбилось ему сначала» жить в городе?
Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутренне состояние Герасима? (немой и могучий, как дерево как пойманный зверь как молодой и здоровый бык)
Как относился Герасим к своим обязанностям?
Как относились к нему окружающие люди?
Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?
VI. Обобщение по уроку
Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
Домашнее задание
Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.
15