КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ 2 КЛАССА Тема урока: Л.Н. Толстой «Филипок».
«УМК «Гармония». Уроки литературного чтения»
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯДЛЯ 2 КЛАССА
Разработала и провела:
Алтынбаева Динара Зиннятовна,
учитель начальных классов
2016г
Учебный предмет: литературное чтение.
Автор программы учебного курса: О.В. Кубасова.
Учебник: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Кубасова.- 3-е изд., перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Рабочая тетрадь: Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Кубасова.- 8-е изд., доработ.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011..
Тема урока: Л.Н. Толстой «Филипок».
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом; создать условия для формирования у учащихся личного качества «целеустремленности».
Задачи урока:
1) познакомить с литературными произведениями нравственной тематики;
2) формировать тип правильной читательской деятельности;
3) совершенствовать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
4) обогащать словарный запас;
5) развивать интеллектуальные, творческие способности и эмоциональную сферу;
6) воспитывать интерес к книге, любовь к чтению.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование (интерактивная доска, компьютер, проектор).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
Этапы урока Содержание
Организационный момент
Цель:
проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на работу.
(1 мин)
- Проверьте свои рабочие места.
- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.
- Посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу успеха.
- Присаживайтесь.
Формулирование темы урока и постановка цели. (4 мин)
Цель:
учить формулировать тему урока и определять цель.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по миру детской литературы и познакомимся с произведением великого русского писателя. Попробуйте отгадать, о каком писателе идет речь. (Слайд №2 с портретом Л. Н. Толстого)
Он родился 1828 году в усадьбе Ясная Поляна.
Был озадачен просвещением народа.
С целью образования крестьянских детей открыл для них бесплатную школу, написал «Азбуку».
- Что еще вам известно о Льве Николаевиче Толстом?
- Вспомните, какие еще произведения Л. Н. Толстого вы читали.
- Не заглядывая в учебник, попробуйте самостоятельно расшифровать название произведения, с которым мы познакомимся сегодня. (Слайд №3).
7 4 3 6 1 2 5
К И Л О Ф И П
(«Филипок»)
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Л. Н. Толстой «Филипок»)
- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Филипок»
Изучение нового материала. (32 мин)
Цель:
Познакомить с литературным произведением нравственной тематики.
1.Прогнозирование содержания текста
(3 мин)
Цель:
обучать прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрации.
- Рассмотрите обложку книги. (Слайд №4)
- Кто автор?
- Как она называется?
- Кто такой Филипок?
- В какое время жил мальчик, который здесь нарисован?
- Как вы догадались?
- Цель нашего урока – узнать кто такой Филипок, какими чертами характера он обладает, и подумать, обладаете ли вы такими качествами.
2.Первичное чтение текста. (3 мин)
Цель:
обеспечить первичное целостное восприятие текста.
- Мы знаем автора, нам известно название, пора знакомиться с произведением.
- Я буду читать произведение, вы внимательно слушайте, так как после чтения мы определим, кто из вас был более точен при прогнозировании. А еще вам нужно будет ответить на вопрос: «Что сам про себя говорит Филипок?»
3.Проверка первых впечатлений. (3 мин)
Цель:
проверить первичное восприятие произведения.
- Вот мы и познакомились с еще одним произведением Л. Н. Толстого.
- О ком эта история?
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Кто был наиболее точен?
- Что сам про себя говорит Филипок?
- Прочитайте первый вопрос на с. 140. (Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: «Я бедовый… Я страсть какой ловкий!...»?)
- Как вы понимаете слово «бедовый»?
- Как бы вы на него ответили?
4. Повторное чтение и работа с текстом.
(16 мин)
Цель:
учить читать вслух правильно, плавно, целыми словами;
достичь понимания текста на уровне содержания;
учить составлению картинного плана.
- Давайте перечитаем текст еще раз и попробуем ответить на вопрос: «Каков Филипок?», а также составим картинный план, который пригодиться нам при выполнении домашнего задания.
1 часть – чтение «цепочкой».
- Почему Филипок пошёл в школу? (Филипок пошел в школу потому, что хотел учиться.)
- Почему мать не отдала его учиться? (Мать не пустила Филипка в школу, потому что считала его маленьким.)
- Как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда отец уехал в лес, мать ушла на работу, а бабушка уснула на печке.)
- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Скучно одному дома.)
- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место. (Слайд №5).
2 часть – чтение «цепочкой»
- Далеко ли была школа? (Школа была за селом у церкви. Чтобы попасть в нее, нужно было пройти всю деревню.)
- Какие препятствия встретились на пути Филипка? (На Филипка напали собаки.)
- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его никогда не видели. А еще собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу.)
- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? (Филипок мог остановиться и пойти шагом.)
- Преодолел ли он их?
- Почему он не вернулся, хотя было страшно? (Филипок хотел попасть в школу.)
- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Дорога в школу.)
- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.
3 часть – чтение «цепочкой»,
- Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? Найдите и ответьте словами из текста. («На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.»)
- Как можно было бы озаглавить эту часть? (На крыльце.)
- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.
4 часть – чтение подготовленного ученика,
- Как вошел Филипок в школу? (Он снял шапку, вошел тихо.)
- Какие чувства он испытывал? Докажите словами из текста. («А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.»)
- А какие чувста испытали бы вы, окажись на месте Филипка?
- Как можно было бы озаглавить эту часть? (Страшно!)
- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставь ее на нужное место.
Физкультминутка.
(1 мин)
Цель:
сохранение здоровья детей, снятие усталости.
Физкультминутка для глаз: упражнения «Кузнечики», «Маятник», «Циферблат», «Бабочка», «Восьмерка» (повторяются по 3-4 раза).
5. Чтение отрывка произведения по ролям. (7 мин)
Цель:
учить выразительно читать произведение по ролям.
5 часть – чтение «про себя», чтение по ролям,
- Прочитайте 5 часть про себя, подготовьтесь читать эту часть по ролям.
- Творческая группа подготовила и прочитала для нас отрывок по ролям. Давайте оценим их труд с помощью условных знаков – «солнышек» и «тучек».
- Как вел себя Филипок после похвалы? Что он сказал? («Я бедовый…»)
- О каком качестве говорит эта фраза? (Филипок – хвастунишка.)
- Зачем он так сказал учителю? (Он так сказал учителю, чтобы убедить его в своем умении учиться.)
- Как можно было бы озаглавить эту часть? («Ты погоди хвалиться, а поучись.»)
- Выберите из предложенных вариантов подходящую иллюстрацию и поставьте ее на нужное место.
-Так каков же на самом деле Филипок? (Слайд №6)
- Выберите те качества, которыми можно охарактеризовать его.
(Филипок - самостоятельный, трусливый, настойчивый, нерешительный, смелый, хвастливый, может добиваться своей цели).
- Какие черты характера хотели бы вы сформировать у себя?
- Какое желание было у Филипка? (У Филипка была цель – учиться, получать знания).
- А у кого из вас такая цель, как и у Филипка?
Лексическая работа. (резервное задание)
Цель:
уточнить лексическое значение редко встречающихся слов и выражений.
- Для выполнения домашнего задания нам необходимо
уточнить некоторые слова и выражения, встречающиеся в тексте. Для этого откройте тетрадь на с.80 и выполните задание в парах.
украдкой лишенный способности говорить
слобода нижняя часть раскрывающейся одежды
сени большое село, пригород
полы если
немой помещение между крыльцом дома и жилым помещением
коли скрытно, незаметно для других
- Проверим, что у вас получилось.
Домашнее задание.
(3 мин)
Цель:
вызвать интерес домашнему заданию, дать рекомендации по его выполнению.
- Я предлагаю вам дома стать Филипками.
Ваше домашнее задание сегодня имеет цвет:
красный – подготовить выразительное чтение текста и нарисовать Филипка.
жёлтый – подготовить пересказ текста.
зеленый – подготовить пересказ текста от имени Филипка.
- Каждый выберет для себя то задание, которое ему по силам. Уровень заданий идет от простого к сложному. Поставьте перед собой цель и постарайтесь обязательно достичь ее дома, как и Филипок.
Итог урока. Рефлексия. (4 мин)
Цель:
проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Зачем Л. Н. Толстой написал это произведение? Чему оно вас научило? (В жизни нужно добиваться поставленной перед собой цели и не бояться, что у тебя не получится.)
- Могла бы эта история произойти на самом деле?
- Как называется жанр такого произведения?
- Что такое быль? (Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле).
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Мы учились составлять план, давать характеристику главному герою, прислушиваться к мнению друг друга, выразительному чтению, чтению по ролям.)
- Вам было интересно на уроке?
- Как вы думаете, это урок прошел успешно для вас? Покажите свое настроение с помощью наших значков.
- Вы хорошо поработали, молодцы!