Конспект урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой Филипок.


План с иллюстрированием использовался при изучении произведений Л.Н.Толстого «Филиппок», «Котенок»; М.М.Пришвина «Хромка»; Е.Пермяка «Пичугин мост» и др.
Покажем это на фрагментах уроков по теме: рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок».
1. На первом уроке проводилась вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему. В ходе беседы привлекались картины, с изображением деревенской жизни, быта.
Учитель: Л.Н.Толстой написал много рассказов о жителях деревни. Как вы думаете, люди в деревне жили бедно или богато? Люди жили бедно. Кто знает, как называется жилище людей в деревне? Посмотрите, какие избы были в деревне в прошлом.
2. Сообщение темы урока .
3. Выразительное чтение рассказа учителем.
4. Беседа по целостному восприятию текста. Вопросы: О ком рассказ? О чем?
Что вам понравилось? Почему называется рассказ-быль?
5. Чтение первого абзаца (дети читают по одному предложению). Беседа по содержанию, словарная работа, выборочное чтение. Вопросы: О ком этот отрывок? С кем жил Филиппок? Куда ушли все ребята? Куда ушли отец и мать? С кем остался мальчик? Какое у него было настроение? Что он сделал? Какие слова говорят о том, что мальчик был бедный?
6. Чтение второго абзаца. Вопросы: Школа была далеко или близко? Какая опасность встретилась на пути мальчика? Как звали собак? Как вы догадались, что Филиппок испугался?
Дети подтверждают ответы строчками из текста.
7. Чтение третьего абзаца. Вопросы: Кто отогнал собак? Что сказал мужик?
Куда прибежал Филиппок? Что делал Филиппок около школы? И т. д.
На следующем уроке по этому произведению дети учились составлять план на основе диафильма.
1. Организация начала урока.
2. Вводная беседа: Какой рассказ мы читали? Кто написал рассказ?
3. Сообщение темы урока: Сегодня будем учиться составлять план рассказа.
4. Составление плана: На сколько частей можно разделить рассказ? Представим, что это диафильм. Как вы думаете, на первой картинке, что может быть изображено? Как в театре – сцена, где происходит действие.
Где разговаривают мама и Филиппок? Что находится в избе?
Дети рисуют словесно первую сцену. Учитель – графически на доске изображает первый кадр диафильма.
На второй картинке комната та же? Кто там? Что делает Филиппок? Какое предложение можно подобрать?
Так последовательно весь текст разбивается на отрывки. К каждой части словесно и графически рисуется кадр диафильма. Смысловой отрывок озаглавливается. Записывается план:
1. Филиппку стало скучно одному.
2. Дорога в школу.
3. Встреча с учителем.
Дети читают текст по частям, по ролям.
Домашнее задание: пересказ рассказа по плану.
План помогал учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Осмысление текста и соотнесение описываемых действий с общими событиями и их мотивами, необходимость выражения собственного мнения – все это требует особых высказываний. Этому во втором классе наиболее соответствует пересказ, который является одним из видов связного высказывания. Использовался пересказ по вопросам, по плану, по опорным словам, серии картин или иллюстраций.