Применение новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

XIII территориальная научно-практическая конференция педагогов
«Система оценки качества образования
в условиях реализации ФЗ «Об Образовании» и ФГОС»


Тема: Использование метода социального проектирования в исследовательской деятельности учащихся

Направление: Современные образовательные технологии в решении проблемы повышения качества образования.



Работу выполнила:
Иванова Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстёпновка
м. р. Волжский













Новокуйбышевск
2016

Содержание


Введение 3
Проектный метод обучения 4
Технология социального проектирования 5
Социально-образовательный проект «Гражданин» 6
Заключение 9
Выводы 10
Литература 11
Приложение 12




















Тема: Использование метода социального проектирования в исследовательской деятельности учащихся
Из опыта работы учителя истории ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка м. р. Волжский Ивановой Ирины Николаевны
Введение
Актуальность темы продиктована «Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой читаем: «Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задаёт новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем» [1].
Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, сейчас становится одной из актуальнейших в российском обществе. Решением проблемы успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее активной социализации, органичной адаптации на рынке труда заняты все социальные, правовые и культурно-образовательные институты государства.
Как эту проблему успешно решать в школьном учебно-воспитательном процессе?
Приоритетным направлением считаю организацию исследовательской деятельности школьников и использование проектных технологий. Я считаю, что социальный исследовательский проект - перспективная форма внедрения в процесс обучения и воспитания идей педагогики сотрудничества; форма работы с одарёнными детьми. Кроме того, применение личностно-ориентированного подхода в данной методике позволяет повысить качественные результаты педагогической деятельности по предмету история, право, обществознание.
Цель работы: поделиться опытом применения метода социальной практики во неурочной деятельности через участие в проекте «Гражданин». Предполагаю выполнить задачи: исследовать значимость методики социального проектирования в решении обозначенной выше проблемы; привести ожидаемые результаты применения методики; показать матрицу проекта на примере участия в социально-образовательном проекте «Гражданин» весной 2016года; проанализировать практические результаты.
Проектный метод обучения
Метод проектов опирается на творчество школьников, приобщает их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Результатом проектной деятельности является формирование ключевых компетентностей. Эти компетенции проявляются, как правило, в форме умений: рефлексивные умения (умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний); исследовательские умения (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле); умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки (умение планировать деятельность, время; умение принимать решение и прогнозировать их последствия); коммуникативные умения (презентационные навыки (навыки монологической речи, умение держать себя уверенно во время выступления, артистические умения, умения использовать различные средства наглядности при выступлении).


Технология социального проектирования
Технология социального проектирования, как раз и формирует все перечисленные компетентности. Позитивной чертой технологии социального проектирования является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, классных часов), так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования.
Значимость социального проектирования [3.с.6] для формирования гражданских компетентностей школьников:
- проектирование дает возможность учащимся получить первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой;
- оно ориентировано на экспериментальное деятельностное изучение аспектов функционирования социума и является средством вовлечения учащихся в общественную практику;
-оно соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами;
- оно предоставляет возможность учащимся на практике проверить свою самоидентификацию, найти свое место в жизни, апробировать первый опыт гражданского участия.
Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современной российской системе образования и воспитания. После деидеологизации системы образования и отказа от форм организации детей и молодежи, основанных на коммунистической идеологии, в нашей системе образования ощущался недостаток активных форм социальной практики, ранее осуществлявшейся в рамках пионерского и комсомольского движения. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел, путем вовлечения учащихся в общественно-полезную социальную деятельность по вовлечению юных граждан в обустройство своей «малой» и большой Родины [3.с.3].
Ожидаемые результаты. Применение на практике системы работы с использованием технологии социального проектирования позволит: сформировать у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию; повысить количество и качество социально-личностных достижений - участие в социально-значимых проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической направленности; активизировать деятельность научного общества «Юные знатоки права» и увеличить количество проектных исследовательских работ.
Социально-образовательный проект «Гражданин»
В настоящее время Министерство образования и науки РФ делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из опыта внедрения в образовательных учреждениях РФ методики проекта «Гражданин» и развертывания на его базе Всероссийских акций «Я – гражданин России».
Выбор направлений достаточно широк: обустройство школьной территории, увековечивание памяти погибших земляков, решение конкретных экологических проблем и организация досуга молодежи, возрождение исторических, культурных, духовных ценностей и физического здоровья подрастающего поколения.
Школьники, участвуя в проекте «Гражданин»[3.с.7], приобретают и совершенствуют:
знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;
навыки анализа разнородных средств массовой информации;
навыки проведения простейшего социологического исследования;
функциональную грамотность;
умение участвовать в дискуссии, обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию;
умение оценивать собственные профессиональные возможности;
умение анализировать ситуацию на рынке труда;
самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий;
умение строить взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;
чувство ответственности, самодисциплины;
умение сочетать личные и общественные интересы.
Мои учащиеся 7(8) класса, члены школьного научного общества «Юные знатоки права», в 2015-2016 году приняли участие в социально-образовательном проекте «Гражданин». Успешно пройдя очный и заочный этапы, ребята поделили призовое первое место среди школ Волжского района.
Практическим воплощением идеи проекта стала тема «Живи и помни!», посвященная 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Основой для матрицы проекта (Приложение 1) стала Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Составитель Пахомов В. П. – Самара. Изд-во ООО «НТУ», 2005[3].
Данный проект предполагает проведение исследования по определенной логике, которую можно структурно представить следующей схемой. Работа над проектом содержит восемь стадий.
Раздел I. Мы - выбираем. Стадия 1. Подготовка к работе над проектом. Стадия 2. Выбор проблемы.
Раздел II. Мы - исследуем. Стадия 3. Сбор и анализ информации.
Раздел III. Мы – решаем. Стадия 4. Программа действий, которую предлагает команда.
Раздел IV. Мы – действуем. Стадия 5. Реализация плана действий команды.
Стадия 6. Составление портфолио. Стадия 7. Презентация. Стадия 8. Рефлексия.
Экспертная оценка проектов осуществляется по критериям ( с учетом этих критериев наша школьная команда и заняла призовое место): актуальность и важность поставленных проблем; социальная значимость проблемы; юридическая правомерность действий; самостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с властными структурами; реалистичность, экономичность; перспективность.
Пятая стадия, предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения поднятой в проекте проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных партнеров).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора добровольческих средств.
Все стадии проекта участниками проекта «Живи и помни» были успешно пройдены и выполнены все запланированные мероприятия и акции. Жюри провело экспертизу собранного в Портфолио документального материала по проекту, оценило технологию выполнения проектного исследования и полученные нашей командой результаты = 43,56 баллов(74 %).Этот балл в сумме с баллами за презентацию на очном этапе позволил заработать первое место по м. р. Волжский, разделив его с командой из Сухой Вязовки.
Очная защита проекта состоялась 10 марта 2016 года. Актив проекта представил коротко свою гражданскую инициативу по благоустройству территории у обелиска «Павшим героям» в поселке Верхняя Подстепновка и шефстве над участником Парада 1941года в Куйбышеве. Для ребят это был первый опыт публичного выступления, который требовал соблюдения ряда критериев. Не все удалось. Но, как сказали члены жюри, первый опыт участия в проекте «Гражданин» у ребят удачный!
Заключение
Ценность подобных проектов состоит в том, что дети учатся  самостоятельно планировать свою деятельность, выдвигать и аргументировать различные гипотезы, сами распределяют обязанности, приобретают умение работать в команде.
О практических результатах говорили сами дети, что не все в работе над проектом удалось, но сплотившаяся команда участников отметила, что ощутила чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее родного поселения, полна оптимизма и строит новые планы по продвижению проекта.
Сейчас они готовятся к воплощению собственного дизайн-проекта по озеленению и благоустройству Аллеи Славы перед обелиском. Цель – достойное празднование 71 годовщины Победы. Ребята решили, что теперь для них каждое 9 мая – как юбилей Великой Победы. Им хочется радовать живых свидетелей военной поры, дарить им заботу, любовь и уважение. Пока у них это хорошо получается.
Участники оценили свой первый опыт по взаимодействию с разными слоями общества и органами власти по решению актуальных проблем местного социума и осознали ценность приобретенного опыта социального сотрудничества и значимость своего участия в формировании гражданского общества в России.
Уже в марте 2016 года 4 участники проекта приняли активное участие в XII НПК школьников в г. Новокуйбышевске и VII НПК в пос. Черновский Волжского района. Итоги: призовые места у всех 4 участников и три учебно-исследовательских работы рекомендованы на областной этап.
В школе, в сравнении с предыдущими годами, возросло количество участников школьных научно-практических конференций по разным предметным дисциплинам:
2013г.- 3 учащихся (история, английский язык);
2014г.- 2 учащихся ( английский язык, химия);
2015г.-5 учащихся ( история, английский язык, экология);
2016г.- 12 учащихся. История- 4, краеведение -1, экология – 1, английский язык – 2, русский язык -2, литература – 1, окружающий мир – 1.
Из 12 участников очных выступлений призерами стали 8 учащихся, 4-получили сертификаты участников. Впереди у ребят запланированы участие в 1 учебно-исследовательской конференции «Юнивика» в г. Новокуйбышевск и краеведческой конференции в районном музее им. Юшкина в с. Дубовый Умет.
Выводы
Во-первых, призеры ученики 8 класса признаются, что приобретенный опыт социального проектирования и участия в проекте «Гражданин» помог им добиться успехов в исследовательской деятельности.
Во-вторых, хорошие результаты ребят стимулировали активность остальных учащихся школы. Возрос интерес к социально-исследовательской проектной деятельности, возросло количество участников научного общества «Знатоки права». Я, как руководитель общества и куратор проекта «Гражданин», замечаю, как растет список предложений по темам учебно-исследовательских и социальных проектов, направленных на решение насущных проблем нашего поселения, а значит России.
В-третьих, опыт показал, что успех проектной технологии является результатом педагогического сотрудничества, искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и школьников. Данная методика позволяет повысить качественные результаты педагогической деятельности.


Использованная литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М.: Просвещение, 2009.
3. Учебно-методическое пособие -Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Составитель Пахомов В. П. – Самара. Изд. НТУ, 2005.

15