Разработка классного часа на тему Толерантность. Познавательно – игровая программа «Путешествие в страну толерантности»(6 класс)
Классный час в 6 классе на тему: Толерантность
Познавательно – игровая программа «Путешествие в страну толерантности»
Цели: образовательные:- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;- сформировать правильное представление о толерантном поведении;развивающие:- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; - способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности; воспитательные:- воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям между людьми;- воспитывать культуру общения и взаимопонимание.Оборудование: мультимедийный проекторОформление кабинета: плакаты «Толерантность», «Черты толерантной личности», «Страна толерантности», «Наш класс».
Ход мероприятия
І Организационная часть
1. Вступительное слово учителя- Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей программе «Путешествие в страну толерантности». Сегодня мы собрались в нашем классе для того, чтобы стать еще добрее и светлее, радостнее и позитивнее, благороднее и радушнее по отношению друг к другу; мы познакомимся с понятием «толерантность» и сделаем вывод о том, насколько толерантны мы уже сегодня. 2. Приветствие- Давайте поприветствуем друг друга как это делают представители разных народов:- приложить руку к сердцу (Индия);- сложить руки в молитве и поклониться (Япония);- пожать руку самому себе (Китай);- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания);- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия);- крепкие объятия (славянский обычай);- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем язык (Тибет);- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.- Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)
ІІ Информационный блок
1. Слово учителяКласс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 16 ноября – День Толерантности. Вы хотите узнать откуда такое название?2. Работа с наглядностьюА) Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках (плакат на доске):- в английском – готовность быть терпимым;- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.Б) Давайте рассмотрим плакат «Черты толерантной личности»1.Терпение. 2. Доверие.3.Умение не осуждать других.4. Умение слушать.5. Способность к сочувствию.6. Чувство юмора.7. Умение владеть собой.8. Доброжелательность.- Как вы понимаете каждое из этих качеств?- Вы можете себя назвать толерантной личностью?
ІІІ Игровой блок
1. Игра «Я один такой, потому что…»Учитель. Каждый человек неповторим и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я один такой, потому что…» (Проводится игра)- Какой мы можем сделать вывод? (все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир; если бы все были бы одинаковыми, то не было бы интересно.)2. Игра «Бинго»Давайте сделаем из бумаги человечка. Напишите:голова – своя мечта;правая рука – любимое блюдо;левая рука – любимое занятие;правая нога – любимое место отдыха;левая нога – пожелание друзьям.- А теперь давайте проверим: у кого мечта – стать известным и благополучным человеком? - Кто любит мороженое, шоколад, пельмени?- Кто любит спорт, спать, играть в компьютерные игры?- Кто любит отдыхать в лесу, на море, на диване?- Кто из вас пожелал друзьям здоровья, мира, добра и счастья?- Какой мы можем сделать вывод? (Помимо индивидуальных качеств и различий у нас много общего, мы всегда можем найти общий язык и интересную тему для разговора.)3. Игра «Сплетня»Учитель. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с передачей неточной информации, т.е. со сплетнями, после чего мы обижаемся на людей, не задумываясь о том, что каждый человек, услышав какие-либо сведения, воспринимает их по-своему и неумышленно их неточно передает другим. Сейчас мы с вами выясним, как это происходит. Правила игры: вызываются пять желающих учеников, четверо из них выходят из класса и входят по одному, когда их позовет учитель (ведущий). Всем присутствующим (экспертной комиссии) и первому участнику учитель показывает картинку, которая затем прячется. Задача первого участника пересказать содержание картинки второму участнику, затем второй пересказывает третьему и т.д. Цель игры состоит в том, чтобы найти сходство между тем, что пересказал пятый (последний) участник классу, и самой картинкой.- Какой мы можем сделать вывод?.. Правильно. Не спешите верить в то, что вам о ком-то или о чем-то расскажут, - ведь все мы по-разному воспринимаем одни и те же явления, события, потому что внутренний мир каждого человека сложен и многообразен, у каждого из нас свои ценности, личные особенности, хоть у нас и много общего. Не надо верить сплетням, и уж тем более их передавать. Толерантно относитесь к людям!
IV Подведение итогов мероприятия
1. Сравнительный анализ желаемой модели класса и действительной (на доске плакаты «Страна толерантности» и «Наш класс», в центре которых нарисовано солнце).Учитель. Люди рождаются на свет разными:Непохожими, своеобразными.Чтобы других ты мог понимать,Нужно терпенье в себе воспитать.- Нашу планету освещает и согревает солнышко – Это символ тепла, богатства, радости и света. Давайте создадим наши 2 солнышка толерантности. Возьмите каждый по два лучика: на первом напишите, каким, по-вашему, качеством должен обладать каждый из нас, чтобы наш класс стал пространством доброты и толерантности (ученики пишут), а на втором лучике напишите, каким, по-вашему, качеством вы уже обладаете, чтобы наш класс стал пространством доброты и толерантности. Если вы затрудняетесь в том, что писать на втором лучике, ничего не пишите, мы прикрепим всего один ваш лучик на солнце толерантности(учащиеся прикрепляют лучики к солнышку, делается вывод, что, в действительности, ребятам еще многому нужно учиться и работать над собой, чтобы создать «Солнечную толерантную страну»)2. Исполнение учащимися песни "Дороги добра"Учитель. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – это основы человеческого счастья. Но человека, который ни с кем не ссорился, встретишь редко, ведь в жизни всякое бывает. Надо уметь прощать! И для этого на помощь людям всегда приходит Доброта! Давайте споем для всех песню «Дорогами добра». ( Исполнение песни)3. Заключительное слово учителя. Награждение.- И в заключение, хочется подарить всем тепло и доброту нашего солнышка. (Учитель раздает апельсины)- Улыбайтесь чаще, радуйтесь каждому дню, берегите, уважайте и цените людей, с которыми вас сводит жизнь! До свидания, до новых встреч!