Развитие интеллектуально — творческого потенциала младших школьников при изучении английского языка через инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС
«Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников при изучении английского языка через инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС».
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.
Необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у детей формируются первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Они приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только закладывает основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и способствует более глубокому осознанию особенностей культуры своего народа.
Перед учителем стоят задачи:
- Формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка;
- Развивать интеллектуально-творческие способности;
- Учить детей понимать и осваивать новое;
- Быть открытыми и способными выражать собственные мысли;
- Уметь принимать решения и помогать друг другу;
- Формулировать интересы и осознавать возможности.
Учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии: -иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения и реализуют их посредством применения разнообразных объяснительно методов и форм работы, таких как метод проектов, разноуровневое обучение, интерактивные технологии, нетрадиционные формы уроков и многое другое.
Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия (УУД). Одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.
Работа в парах или группах, дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказывать свою точку зрения, формировать позитивное отношение к изучаемому предмету. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. На таких уроках осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок, содержит разные виды деятельности.
урок, на котором ученику комфортно.
урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика.
урок развивает у детей креативное мышление.
урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи обучения английскому языку на данном этапе.
Данный урок состоит из нескольких блоков, дети делятся не несколько групп.
Структура урока «Animals».
1. Мотивация («Встреча с чудом»)
2. Содержательная часть..
3. Психологическая разгрузка.
4. Головоломки.
5. Интеллектуальная разминка (ИР).
6. Интеллектуальная поддержка.
7. Резюме
Блок 1. Мотивация.
Представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Начало урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к факты об этом удивительном моллюске и предлагает предположить, о чем сегодня пойдет речь на уроке (об удивитизучаемому материалу. Учитель приветствует учеников:
- Good morning, boys and girls! How are you today? I′m fine, thank you! Be active and try to do your best today! Далее учитель показывает на экране фотографию осьминога, сообщает интересные ельном животном мире, о необычных свойствах животных, разнообразие животных и т. д.). Данный урок состоит из нескольких блоков, дети делятся не несколько групп.
Структура урока «Animals».
1. Мотивация («Встреча с чудом»)
2. Содержательная часть..
3. Психологическая разгрузка.
4. Головоломки.
5. Интеллектуальная разминка (ИР).
6. Интеллектуальная поддержка.
7. Резюме
Блок 1. Мотивация.
Представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Начало урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к факты об этом удивительном моллюске и предлагает предположить, о чем сегодня пойдет речь на уроке (об удивитизучаемому материалу. Учитель приветствует учеников:
- Good morning, boys and girls! How are you today? I′m fine, thank you! Be active and try to do your best today! Далее учитель показывает на экране фотографию осьминога, сообщает интересные ельном животном мире, о необычных свойствах животных, разнообразие животных и т. д.). - OK! Well done! Look at the blackboard, add some characteristics into your list and make up the topic of our lesson. А теперь посмотрите на доску, добавьте недостающие качества животных в свои списки и, используя первую букву данных слов, напишите тему нашего урока.
A Angry
N Nice
I Interesting
M Merry
A Active
L Large
s small
Who can help me to write this word on the black-board.? К доске выходит ученик и собирает из разбросанных качеств животных слово “animals” и прикрепляет его на доску.
- This is the topic of our lesson. That’s very good!
- Now let′s answer :What angry animals can you name? А теперь перечислите всех злых животных (bear, crocodile, wolf, lion, snake, tiger)
What nice animals can you name? А теперь перечислите всех добрых животных (hare, hamster, rabbit etc.) Учащиеся группируют животных по присущим им вышеперечисленным характеристикам(учащиеся обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде) по очереди отвечают на вопрос.
Блок 3. Психологическая разгрузка
На данном занятии психологическая разгрузка реализуется через театрализацию.
- I think the animals are always very active. Let’s move a little bit. Please, stand up. Все животные очень активные, давайте с вами подвигаемся как животные.
Do the actions:
Jump like a hare!
Climb like a monkey!
Go like a bear!
Swim like a frog!
Fly like a bird!
Thank you. Sit down.
Блок 4. Головоломки.
Каждой группе предлагается составить чайнворд по теме «Animals»:
PARROTIGERABBITURTLELEPHANTSEALION…………………………………….
Учитель предлагает учащимся разделить слова на две колонки, но не указывает на какие. Учащиеся должны сами догадаться (domestic and wild animals). После этого задания учащимся предлагается выбрать и подойти к вывескам на доске «DOMESTIC ANIMALS» (Домашние животные), «WILD ANIMALS» (Дикие животные) и объяснить, почему они выбрали тот или иной вариант (Why….) два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени).Who can help me to write this word on the black-board.? К доске выходит ученик и собирает из разбросанных качеств животных слово “animals” и прикрепляет его на доску.
- This is the topic of our lesson. That’s very good!
- Now let′s answer :What angry animals can you name? А теперь перечислите всех злых животных (bear, crocodile, wolf, lion, snake, tiger)
What nice animals can you name? А теперь перечислите всех добрых животных (hare, hamster, rabbit etc.) Учащиеся группируют животных по присущим им вышеперечисленным характеристикам(учащиеся обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде) по очереди отвечают на вопрос.
Блок 3. Психологическая разгрузка
На данном занятии психологическая разгрузка реализуется через театрализацию.
- I think the animals are always very active. Let’s move a little bit. Please, stand up. Все животные очень активные, давайте с вами подвигаемся как животные.
Do the actions:
Jump like a hare!
Climb like a monkey!
Go like a bear!
Swim like a frog!
Fly like a bird!
Thank you. Sit down.
Блок 4. Головоломки.
Каждой группе предлагается составить чайнворд по теме «Animals»:
PARROTIGERABBITURTLELEPHANTSEALION…………………………………….
Учитель предлагает учащимся разделить слова на две колонки, но не указывает на какие. Учащиеся должны сами догадаться (domestic and wild animals). После этого задания учащимся предлагается выбрать и подойти к вывескам на доске «DOMESTIC ANIMALS» (Домашние животные), «WILD ANIMALS» (Дикие животные) и объяснить, почему они выбрали тот или иной вариант (Why….) два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени).monkeys crocodiles seals
spiders are ugly
funny green nice
Блок 6. Интеллектуальная поддержка.
Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся.
– Let’s have a game! Let’s begin. Вы должны вписать слово в кроссворд.
Блок 7. Резюме.
Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Мишка косолапый ходит еле-еле. Мишка, медвежонок по-английски … bear.
Стреляли в волка: пиф и пуф! Волк по-английски будет… wolf.
Прыгнула из грядки, прямо на порог, Зеленая лягушка, по-английски … frog.
По деревьям кто-то прыгал. Оказалась белка … squirrel.
Трудный вам задам вопрос: «Назовите лошадь?» … horse.
Свинья есть хочет каждый миг, Свинью мы называем … pig.
Курица известна всем, По-английски она … hen.
Целый день все кряк да кряк, Как назвали утку? … duck.
Гусей я до сих пор боюсь. Гусь по-английски просто … goose.
Кот мой съел вчера омлет, Ох, воришка, этот … cat!
В заключение урока можно предложить детям подумать, с каким животныи у них ассоциируется (связывается) радостное настроение, спокойное, грустное. Например, butterfly (бабочка) – радостное настроение, snake (змея) – спокойное, donkey (ослик)– грустное. Назвать этих животных по-английски. Каждый ребенок называет по-английски животное-ассоциацию своего настроения и приклеивает изображение этого животного на доску. На доске появляется картинка-зоопарк.
В заключении хочется добавить, что, используя на уроках иностранного языка некоторые приемы формирования креативного мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.
Знание и применение современных тенденций в методике обучения английскому языку позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной. Помогает выполнить основную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.