Доклад на педагогическом совете по теме:Социализация слепых и слабовидящих детей посредством культурно-просветительской деятельности.
Краевое государственное бюджетное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III,IV вида №2» г. Хабаровска)»Добрый день, уважаемые коллеги!
. Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему: «Социализация слепых и слабовидящих детей посредством культурно-просветительской деятельности.»Актуальность темы моего доклада обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый показатель культурности общества в целом.
Инвалиды по зрению являются объектом социально-культурной работы. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий для социализации и адаптации в детском коллективе с последующей трансформацией индивидуума во взрослую жизнь.
Дети и подростки обоего пола 7 - 18 лет, обучающиеся в специализированном учреждении и выступающие в качестве адресатов социокультурно-педагогических стратегий коллектива данного учреждения (на примере Краевого государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III,IV вида №2» г. Хабаровска).
Цель моего доклада состоит в том, чтобы раскрыть ключевые аспекты и значение влияний социокультурно-педагогических стратегий коллектива специализированного учреждения на воспитанников данного учреждения - применительно к их личностному и профессиональному развитию (на примере стратегий коллектива Краевого государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Целью исследования определяется круг задач, выступающих этапами ее реализации:
1) Раскрыть специфику базовых теоретических подходов к проблемам стратегий социализации людей с ограниченными возможностями методами социокультурно-педагогической деятельности творческо-эстетического характера.
2) Охарактеризовать социокультурно-педагогическое значение искусства как средства реализации стратегий эстетического воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями.
3) Проанализировать деятельность Краевого государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III,IV вида №2» г. Хабаровска применительно к реализации комплексной программы реабилитации детей и подростков – инвалидов по зрению в системе дополнительного образования и эстетического воспитания.
4) Определить значимость музыкального воспитания в развитии детей, а также в формировании музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, применительно к детям-инвалидам по зрению.
5) Проанализировать педагогический опыт коллектива специализированного учебного заведения применительно к задачам совершенствования его эстетико-педагогической деятельности с разработкой рекомендаций (на примере анализа деятельности коллектива Краевого государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III,IV вида №2» г. Хабаровска).
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что социокультурно-педагогические стратегии эстетико-воспитательного характера, реализуемые коллективом специализированного образовательного учреждения, могут содействовать комплексной социализации учащихся с ограниченными возможностями – при условии адаптации таких стратегий к конкретным личностным и ситуативным особенностям.
Методы исследования: теоретический анализ различных источников по проблеме исследования; методы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, умозрительного моделирования; метод анализа документов специализированного образовательного учреждения.
Важно отметить, что разработанные в рамках исследования прикладные рекомендации могут быть использованы руководством специализированных учебных заведений применительно к задачам общей и профессиональной социализации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями – с учетом всех конкретно-ситуативных условий и обстоятельств. Этот факт послужил для нас подтверждением нашей гипотезы относительно того, что социокультурно-педагогические стратегии эстетико-воспитательного характера, могут содействовать комплексной социализации слепых и слабовидящих – при условии адаптации таких стратегий к конкретным личностным и ситуативным особенностям.Во втором параграфе, названном «Формирование возможностей в сфере профессиональной подготовки школьников с нарушениями зрения посредством социокультурно-педагогических стратегий в рамках деятельности специализированного образовательного учреждения: анализ проблем и перспектив (на примере деятельности (на базе Краевого государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III,IV вида №2» г. Хабаровска.)», мы характеризуем итоги наших комплексных исследований, посвященных конкретным социокультурно-педагогическим стратегиям коллектива школы, их результативности. Мы убеждаемся в эффективности этих стратегий - комплексных, системных, последовательных и адаптированных к конкретным обучающимся и условиям. Это обстоятельство также служит подтверждением нашей гипотезы.
Кроме того, в рамках исследований нами были выявлены трудности в реализации вышеуказанных стратегий.
Так, мы выявили отсутствие стратегий формированию музыкальной культуры учащихся в общеобразовательных школах посредством разножанровых музыкальных учреждений. Как следствием этого является недостаточность музыкального воспитания детей средствами только общеобразовательной школы. Иначе говоря, можно констатировать недостаточную эффективность социокультурно-педагогических стратегий эстетико-воспитательного характера – что в значительной мере объясняется однообразием методик, подходов и репертуаров, их недостаточной адаптивностью к личностным и микросоциальным особенностям.
На преодоление именно этих трудностей и были ориентированы разработанные нами следующие рекомендации коллективу учреждения:
1). Разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников посредством ознакомления их с различными жанрами музыкального искусства силами оркестра русских народных инструментов.
2). Повысить интерес детей к русской народной музыке посредством формирования разнообразного репертуара, отвечающего зрительскому спросу детей.
3). Теоретическим обоснованием программы выдвинуть освоение культурного наследия национальных музыкальных традиций.
4). Заинтересовать ребенка постижением искусства в соответствии с его личностными качествами.
На основании всех полученных данных выстраивается программа по формированию музыкальной культуры младших школьников.
Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся профессиональная подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий. Таким образом, влияния социокультурно-педагогических стратегий коллектива специализированного учреждения на воспитанников данного учреждения (на примере Краевого государственного бюджетного специализированного образовательного учреждения «Школа-интернат 34 вида №2 г. Хабаровска»), в силу своей комплексности и личностной ориентации, содействуют росту возможностей слепых и слабовидящих обучающихся в сфере их профессиональной подготовки (о чем свидетельствует как сам факт специализации обучения в старших классах, так и выдающиеся достижения выпускников школы, о которых было сказано выше). Поэтому мы можем говорить о достижении цели исследования.
В рамках гипотезы нашего исследования мы предполагали, что социокультурно-педагогические стратегии эстетико-воспитательного характера, реализуемые коллективом специализированного образовательного учреждения, могут содействовать комплексной социализации учащихся с ограниченными возможностями – при условии адаптации таких стратегий к конкретным личностным и ситуативным особенностям. Данная гипотеза нашла свое подтверждение, в частности, в том, что выше охарактеризованные стратегии социальной адаптации слепых и слабовидящих детей, реализуемые изучаемым учреждением, действительно весьма эффективны в силу их ориентации на личные особенности, способности, пристрастия и установки каждого обучающегося.
Общий вывод. Мы можем констатировать, что методики социализации слепых и слабовидящих детей, реализуемые школой, действительно эффективны и целесообразны как в силу их системности, последовательности и вариативности, так и в силу их ориентации на личные особенности, способности, пристрастия и установки каждого обучающегося. Нам хотелось бы, чтобы опыт, накопленный в этой школе, более широко распространился на другие специализированные школы-интернаты страны.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.